Как работает модуль «Лист нетрудоспособности»
Электронные больничные формируются в ЕИИС «Соцстрах». Передавать информацию в эту систему работодатели могут, используя:
- собственное программное обеспечение;
- бесплатную программу СФР РФ;
- личный кабинет страхователя.
С 2022 года во взаимодействии работодателей, работников и СФР (до 2023 года - ФСС) по общему правилу используется форма электронного больничного листа (п. 6, 8 ст. 13 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Работодатель при этом никак не принимает участие в составлении такого листка: все действия осуществляет медицинская организация.
Узнать больше о новом порядке оформления больничных листков вы можете здесь.
Основное действие работодателя в рамках получения доступа к системе «Соцстрах» — предоставление в СФР недостающих сведений для оформления больничного. При этом данная процедура производится по запросу фонда — через соответствующую систему, после закрытия больничного. Срок предоставления сведений — 3 рабочих дня после получения запроса (п. 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 23.11.2021 № 2010).
Узнать больше о действиях работодателя при оформленном электронном больничном вы можете в специальном материале, подготовленном экспертами «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.
Напомним! С 2021 года все регионы перешли на прямые выплаты от СФР. Это значит, что работодатель оплачивает только первые 3 дня болезни. Остальные дни фонд оплачивает напрямую сотруднику. Это правило действует и в 2024 году.
О порядке оплаты электронного больничного читайте в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
О дополнительных возможностях модуля «Лист нетрудоспособности» (что может быть полезно для работников медучреждений) расскажем далее.
Дополнительные возможности модуля «Лист нетрудоспособности»
Данные из модуля «Лист нетрудоспособности» (чаще всего он назвается так или похожим образом в программе автоматизации работы медучреждения), как правило, позволяют не только сформировать информацию в больничном листе, но и облегчить заполнение связанных с ним отчетных форм. Например, модулем может быть предусмотрена возможность стопроцентной автоматизации:
- формирования статистических отчетов по экспертизе нетрудоспособности;
- заполнения бумажного журнала выданных больничных листов.
Сформированная системой отчетность во многих случаях позволяет:
- наглядно представить текущий уровень заболеваемости в региональной медицинской информационной системе (РМИС);
- получить оперативные данные о выданных листах нетрудоспособности.
Формируемый системой журнал листов нетрудоспособности обычно обладает широким спектром возможностей:
- быстрого поиска информации (по Ф.И.О. пациента, № листа, дате выдаче, фамилии врача и др.);
- контроля случаев длительного нахождения пациентов на больничном;
- экспорта имеющихся в системе данных в документы разного формата (Excel, Word, HTML, текст, Rect);
- получения разнообразных статотчетов и анализа данных из больничных листов за несколько периодов.
Благодаря модулю «Лист нетрудоспособности» не только сокращается время на оформление больничного, но и:
- снижаются трудозатраты медперсонала на заполнение и обработку множества бумаг;
- дается врачам возможность больше времени уделить непосредственно пациенту, а не заполнению документов.
Что нужно сделать работодателям, чтобы их сотрудники могли пользоваться современными медтехнологиями при условии оформления электронных листков нетрудоспособности расскажем в следующем разделе.
Как работодателю наладить взаимодействие с СФР для применения электронного больничного
Любой работодатель с 2022 года обязан иметь доступ к системе «Соцстрах». Для этого необходимо:
- зарегистрировать фирму на сайте gosuslugi.ru;
- открыть личный кабинет на lk.fss.ru;
- получить усиленную электронную подпись.
Для каких целей может использоваться электронная подпись, см. в статье «Какими федеральными законами регулируется порядок использования электронной подписи».
Через личный кабинет осуществляется обмен информацией о больничных листах с СФР . Если такой электронный обмен информацией с СФР работодателя и медучреждения не будет налажен, работодатель не сможет выполнять обязательства, предусмотренные законодательством о социальном страховании.
Главные из таких обязательств — правильный расчет и своевременная выплата больничных. Специальный материал, подготовленный экспертами «КонсультантПлюс», поможет вам обеспечить корректное их выполнение. Получите бесплатный пробный доступ к нему.
Порядок информационного взаимодействия медучреждений, отделений СФР и работодателей утвержден постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567. Он предусматривает:
- способы и последовательность дистанционного взаимодействия всех участников информационного взаимодействия;
- требования к техническому оснащению пользователей сведений (системам, каналам связи, безопасности и др.);
- алгоритмы ведения единой базы данных о страховых случаях.
Взаимодействие работодателя, фонда и медучреждений в информационном процессе с 2022 года не требует получения согласия от работника (постановление Правительства России от 23.08.2021 № 1381).
Не следует обязывать работника предоставлять в бухгалтерию номер электронного больничного.
Итоги
Электронный больничный выдается медучреждением пациенту по общему правилу, действующему с 2022 года. При этом пациент не должен давать письменное согласие на получение и обработку его персональных данных в целях оформления электронного листка нетрудоспособности Данные из электронного больничного в СФР поступают благодаря медицинским информационным системам, объединенным ЕГИСЗ.
Не очень понятна ситуация, с 2023 года справка 182н не выдается. Оснований ссылаться на это у работодателя нет. Сведения, необходимые для назначения пособий страхователем, должен предоставлять Фонд (ч. 4 ст. 14.1 Закона N 255-ФЗ).
Да, такое согласие может потребоваться, хотя, если вы устроились на работу и по Вам подавали сведения в фонд, не очень понимаю его смысл.