Зачем писать досудебную претензию по ОСАГО
Чтобы физлицу получить выплату по ОСАГО, необходимо пройти претензионный порядок, то есть претензия в страховую компанию подается не по желанию страхователя. С 01.06.2019 процесс усложнился. В него добавили финансового омбудсмена. Это должностное лицо помогает разобраться в спорах между физлицами и финансовыми организациями, позволяя избежать обращения в суд. С этого периода, если спор подлежит рассмотрению омбудсменом, то потребители финуслуг вправе заявлять требования к страховщикам в судебном порядке только после обращения к этому лицу.
Теперь досудебная процедура пошагово выглядит так:
- Подается заявление о восстановлении нарушенного права (претензия в страховую компанию по ОСАГО) в финансовую организацию.
- Если в отведенный законом срок страховщик отказался удовлетворить просьбу, удовлетворил ее частично или проигнорировал, направляется обращение финансовому омбудсмену.
Вот какие документы прилагаются к обращению к финансовому омбудсмену. Потребуются копии:
- заявления/претензии;
- ответа страховщика (при наличии);
- документа, подтверждающего факт отправки претензии страховщику;
- страхового договора;
- иной документации, подтверждающей доводы заявителя по существу спора.
Таким образом, сначала следует обратиться в страховую компанию, потом к финансовому уполномоченному и лишь затем, если конфликт так и не был урегулирован, можно подавать иск.
Как составить досудебную претензию
Под заявлением о восстановлении нарушенного права (претензией) в финансовую организацию, предусмотренным ст. 16 ФЗ-123, понимается не первоначальное заявление, содержащее имущественное требование, поданное потребителем в рамках договорных отношений и не связанное с нарушением его права (заявление об исполнении обязательства), а претензия, то есть письменное несогласие с принятым страховщиком решением по заявлению об исполнении обязательства (первоначальному заявлению) и содержащее требование об устранении нарушений прав потребителя на досудебном этапе урегулирования спора.
Содержание наиболее типичных заявлений (претензий) о восстановлении нарушенного права для направления страховщику по договору ОСАГО зависит от ситуации. Например, распространены такие спорные ситуации:
- несогласие заявителя с размером страховой выплаты;
- отказ в выплате страхового возмещения заявителю;
- нарушение срока выплаты страхового возмещения.
Структура претензии в страховую по ОСАГО
Как написать претензию в страховую компанию:
- В самом верху указывают страховщика, финансовую услугу (ОСАГО), основание для обращения, например, несогласие с размером страховой выплаты.
- Далее фиксируют дату направления заявления, сведения о страховщике (наименование, местонахождение, адрес), сведения о заявителе (Ф.И.О., дата рождения, место рождения, адрес по месту жительства/пребыванию/фактический/почтовый, паспортные данные, номер телефона, адрес электронной почты).
- Название документа.
- Номер договора с финансовой организацией и дата его заключения (при наличии), размер и существо требований имущественного характера, необходимость возмещения почтовых расходов, реквизиты банковского счета.
Суть требований к страховой по ОСАГО
Далее необходимо изложить, что произошло и чем страховая компания нарушила права заявителя, например:
18.06.2024 принадлежащему мне на праве собственности а/м марки ВАЗ 2107 г/н х001хх/000 в результате ДТП причинены механические повреждения. 19.06.2024 я обратился в ООО «Страховая организация» (страховой полис ХХХ № 0000000001) с заявлением о выплате страхового возмещения. После моего обращения мне была перечислена страховая выплата в размере 55 000 рублей 00 копеек. Однако я не согласен с размером произведенной выплаты и считаю перечисленную сумму недостаточной. Прошу доплатить страховое возмещение в соответствии с ФЗ-40 об ОСАГО по указанным ниже банковским реквизитам.
К заявлению-претензии нужно приложить копии документов по существу заявленного потребителем требования. Пример претензии в страховую компанию по ОСАГО вы можете скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Претензия по ОСАГО на несогласие с размером выплатыОстальные примеры претензий смотрите и скачивайте бесплатно в начале статьи.
Срок ответа на претензию страховой компанией
Страховщик должен рассмотреть заявление о восстановлении нарушенного права (претензию) и направить ответ заявителю в течение 30 календарных суток со дня, следующего за моментом получения им заявления о восстановлении нарушенного права (претензии). Если последний день срока приходится на нерабочие сутки, окончанием этого периода считают ближайший следующий за ними рабочий день. Это и есть общий срок рассмотрения претензии страховой компанией.
Закон предусматривает также случаи, когда ответ должен быть направлен в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за моментом получения заявления о восстановлении нарушенного права (претензии). Сокращенный срок рассмотрения претензии страховой компанией по ОСАГО в 15 рабочих дней применяется, когда одновременно соблюдаются три условия:
- со дня нарушения прав потребителя прошло не более 180 суток;
- заявление о восстановлении нарушенного права (претензия) направлено потребителем в адрес финансовой организации в электронной форме;
- заявление о восстановлении нарушенного права (претензия) оформлено по стандартной форме, утвержденной советом Службы финансового омбудсмена и подано в электронном виде.
Таким образом, если используется образец претензии в страховую компанию по ОСАГО не по стандартной форме, утвержденной советом Службы финансового омбудсмена, то обращение страховщик вправе рассматривать в пределах 30 рабочих дней.