Налоговый менеджмент — емкое понятие, которое может обозначать экономические процессы на самых разных уровнях — от небольшой фирмы до целого государства. Изучим специфику государственного налогового менеджмента и сопоставим его основные признаки с особенностями менеджмента на уровне частных компаний.
Государственный и корпоративный налоговый менеджмент: соотношение понятий
Термин «налоговый менеджмент» применительно к государству обозначает направление политики социально-экономического развития страны, в рамках которого компетентные органы власти решают задачи, связанные с обеспечением эффективной работы национальной налоговой системы. Часто термин «налоговый менеджмент» отождествляется с понятием налоговой политики государства.
Налоговый менеджмент или налоговая политика — деятельность, которая проводится государством со следующими целями:
- обеспечить наполнение государственного бюджета за счет стабильных и выраженных в достаточном объеме налоговых поступлений;
- простимулировать предпринимательство и социальную ответственность бизнеса за счет оптимизации налоговой нагрузки на частные предприятия;
- обеспечить инвестиционную привлекательность национального хозяйства, содействовать развитию межгосударственного делового партнерства, предлагая зарубежным инвесторам конкурентные ставки по налогам, а также подписывая соглашения, позволяющие оптимизировать налоговую нагрузку для иностранных фирм.
В свою очередь, корпоративный налоговый менеджмент — это политика хозяйственного развития отдельно взятого субъекта экономических отношений — ИП, общества, НКО, банка, государственной или муниципальной компании, в рамках которой руководство фирмы решает задачи, связанные с минимизацией либо оптимизацией (с точки зрения тех же социальных задач) налоговой нагрузки на бизнес.
Очевидно, что государственный и корпоративный налоговый менеджмент тесно связаны друг с другом. При этом вовсе не обязательно, что государство в рамках соответствующего тандема будет ведущим игроком: часто те или иные решения органов власти, отвечающих за развитие национальной налоговой системы, продиктованы общественной позицией бизнеса. Она может выражаться в самых разных механизмах — протестных (вывод капиталов в офшоры, забастовки), партнерских (участие бизнеса в правительственных совещаниях, социальных проектах в обмен на налоговые льготы), реализуемых на уровне различных социально-политических коммуникаций (лобби, спонсирование кандидатов на выборах и т.д.).
Рассмотрим, какие ключевые элементы формируют государственный налоговый менеджмент в России.
Каковы ключевые элементы налогового менеджмента, осуществляемого государством?
В рамках налогового менеджмента, как и в случае с большинством других экономических категорий, можно выделить такие ключевые элементы, как:
- субъекты;
- объекты;
- функции;
- методы;
- цели;
- задачи.
Рассмотрим подробнее специфику элементов, из которых состоит государственный налоговый менеджмент.
Субъекты государственного налогового менеджмента
Таковыми, прежде всего, являются органы политического управления, представленные на нескольких уровнях и классифицируемые в рамках категорий, соответствующих концепции разделения властей.
Органы государственного управления, осуществляющие налоговый менеджмент в РФ, представлены структурами, которые функционируют на:
- федеральном уровне;
- региональном уровне.
В свою очередь, классифицироваться соответствующие структуры могут на:
- исполнительные органы;
- законодательные органы;
- судебные органы.
Субъекты государственного налогового менеджмента решают задачи по разработке (на уровне законодательных органов), реализации (на уровне исполнительных структур) и контролю над законностью реализации (на уровне судебных органов) нормативно-правовых актов, на основании которых осуществляется управление национальной налоговой системой.
Налоговый менеджмент в России также осуществляют органы судебной системы посредством, как мы отметили выше, оценки законности действий субъектов налогового менеджмента. Данная система организована по принципу вертикальной субординации в аспекте всех существующих административно-политических уровней власти.
Верховный суд — высший ее орган, осуществляющий в пределах своих полномочий налоговый менеджмент на федеральном уровне. Он является вышестоящей инстанцией относительно верховных судов субъектов РФ, которые являются вышестоящими относительно районных, городских судов и мировых судей. Тот или иной налоговый спор или правонарушение рассматриваются судами от нижестоящих инстанций к вышестоящим (в рамках механизмов апелляции и кассации).
Муниципалитеты как субъекты налогового менеджмента
Отдельно стоит сказать о муниципальных органах власти, вовлеченных в налоговый менеджмент. Дело в том, что в соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление отделено от государственного. Поэтому формально муниципалитеты нельзя считать субъектом государственного налогового менеджмента.
Вместе с тем органам местного самоуправления отведена важная роль в соответствующем направлении государственной политики: муниципалитеты имеют определенные полномочия в части установления ставок по местным налогам, обладают правом распоряжаться денежными средствами, получаемыми за счет местных налогов, а также за счет отчислений от федеральных и региональных — в соответствии с нормативами, которые зафиксированы в Бюджетном кодексе РФ. В рамках отмеченных полномочий органы местного самоуправления также могут издавать и реализовывать НПА, направленные на обеспечение функционирования национальной налоговой системы.
Еще один нюанс, характеризующий муниципальную власть, — соответствующие органы участвуют в государственном налоговом менеджменте в соответствии с нормами права, которые не должны противоречить региональным и федеральным. Решения, принимаемые на уровне местного самоуправления и не основанные на локальных НПА, равно как и основанные на НПА, которые противоречат региональным и федеральным законодательным нормам, рассматриваются как незаконные.
Объекты государственного налогового менеджмента
К числу ключевых объектов государственного налогового менеджмента можно отнести:
- деятельность и статус экономически активных субъектов, формирующих налоговую базу и налоговый потенциал;
- налоговая система государства (входящие бюджетные потоки);
- бюджетная система государства (исходящие бюджетные потоки).
Налоговая база — это объект государственного налогового менеджмента, который выражается в фактических величинах капитала либо имущества, располагаемого налогоплательщиками (физлицами, ИП, хозяйственными обществами и иными экономическими субъектами). Предельная расчетная величина налоговой базы в рамках какой-либо административно-политической единицы формирует налоговый потенциал. Задача государства в части взаимодействия с данным объектом налогового менеджмента — обеспечение правовых и инфраструктурных механизмов, позволяющих выявлять текущие показатели объема налоговых баз и эффективно моделировать те, что формируют потенциал.
Что касается входящих бюджетных потоков или, собственно, налоговых платежей, таковые являются объектом государственного налогового менеджмента и непосредственно коррелируют с налоговой базой. Ключевые критерии эффективного управления государством входящими бюджетными потоками — их стабильность и достаточный объем. Для этого органы, отвечающие за налоговый менеджмент, устанавливают посредством правовых механизмов необходимые налоги, ставки по ним, льготы, вычеты и иные параметры, которые определяют фактическую величину входящих бюджетных потоков.
Исходящие бюджетные потоки значимы для государственного налогового менеджмента с той точки зрения, что их величина, предопределяемая социальными задачами, политическими приоритетами, экономическими факторами, а также эффективность использования могут влиять на то, каким образом органы власти будут воздействовать на другие объекты государственного налогового менеджмента. То есть если государство не хочет сокращать финансирование социальных программ, то политика налогового менеджмента в части определения соответствующих баз, потенциалов, налогов и их элементов может быть скорректирована в пользу ужесточения платежной нагрузки на плательщиков. Если государству удается исполнять бюджет эффективно, без существенных переплат (например, в силу изначальной недостаточной проработанности статей расходов), то налоговый менеджмент в части тех или иных сфер налогообложения может характеризоваться мягкостью.
Функции в контексте механизмов государственного налогового менеджмента
Термин «функция» в аспекте государственного налогового менеджмента можно трактовать в нескольких значениях. В экономической науке с его помощью чаще всего обозначают:
- механизмы, посредством которых тот или иной социально-экономический институт — в данном случае институт государственного налогового менеджмента — выполняет свои задачи;
- совокупность ролей, выполняемых соответствующим социально-экономическим институтом.
Если рассматривать функции государственного налогового менеджмента в контексте первого определения (в этом случае их также можно именовать «функциональными механизмами»), то таковые могут быть представлены в рамках следующего перечня групп:
- организационные функции (или функциональные механизмы);
- нормативные функции;
- фискальные функции;
- контрольные функции.
К функциям государственного налогового менеджмента в рамках первой категории можно отнести:
- налоговое планирование;
- налоговое проектирование;
- формирование институциональной основы для работы национальной системы налогообложения;
- совершенствование компетенций государственных служащих, осуществляющих налоговый менеджмент.
Примеры нормативных функций налогового менеджмента государства:
- регулирование — издание и совершенствование нормативно-правовых и внутриведомственных актов, направленных на обеспечение работы национальной системы налогообложения, разъяснений к ним;
- содействие реализации соответствующих норм права (например, посредством повышения квалификации госслужащих, отвечающих за разъяснения положений НПА гражданам и организациям).
К фискальным функциям государственного налогового менеджмента можно отнести разработку:
- норм и стандартов отчетности;
- требований к инфраструктуре управления налоговыми потоками и налоговой базой.
Контрольными функциями можно назвать:
- проведение внешнего и внутреннего аудита, проверок, ревизий, анализа направленных на обеспечение соответствия действий различных субъектов экономической деятельности закону;
- проверку компетенций госслужащих, отвечающих за осуществление налогового менеджмента, чаще всего посредством аттестаций.
Функции в контексте ролей государственного финансового менеджмента
Можно выделить следующие примеры функций государственного налогового менеджмента в контексте ролей, которые выполняет соответствующий социально-экономический институт:
- формирование сбалансированного бюджета, позволяющего решать важнейшие социальные задачи, такие как обеспечение занятости граждан, развитие национального и региональных рынков, промышленности, инфраструктуры, финансирование органов власти, силовых структур, армии;
- обеспечение конкурентоспособности национального хозяйства в мировой экономике за счет оптимизации налогообложения, которая может послужить стимулом для развития предпринимательства внутри страны и роста заинтересованности иностранных инвесторов в реализации партнерских проектов;
- содействие экономическому развитию дотационных регионов за счет грамотного распределения полномочий органов власти, функционирующих на различных уровнях, по установлению и взиманию налогов.
Успешное выполнение субъектами государственного налогового менеджмента своих функций зависит от эффективности применяемых методов. Изучим сущность тех методов, которые можно отнести к числу наиболее актуальных для современной экономики.
Методы государственного налогового менеджмента
К таковым исследователи относят:
- регулирование;
- контроль;
- анализ;
- планирование;
- моделирование.
Метод регулирования предполагает осуществление субъектом государственного налогового менеджмента воздействия на факторы, определяющие содержание отдельных признаков объектов налогового менеджмента (то есть деятельности экономических субъектов, входящих и исходящих бюджетных потоков).
Так, если речь идет о первом объекте, то регулирование может быть направлено на введение норм, меняющих способ исчисления налоговой базы. Иногда — значительно. Пример — введение с 2015 года норм, по которым физлица должны платить имущественный налог, исходя из величины кадастровой стоимости недвижимости, в то время как ранее в расчет бралась инвентаризационная стоимость. Пример, при котором налоговый менеджмент может предполагать менее масштабное регулирование налоговой базы, — корректировка показателей для исчисления ЕНВД.
Регулирование входящих бюджетных потоков в рамках государственного налогового менеджмента может осуществляться за счет корректировок налоговых ставок, изменений в правилах использования льгот, вычетов. Исходящие бюджетные потоки могут регулироваться посредством секвестра бюджета, оптимизации политики дотаций и субвенций.
Метод контроля предполагает реализацию субъектами государственного налогового менеджмента мероприятий, направленных на выявление ошибок и незаконных действий, совершаемых субъектами экономической деятельности. Метод анализа предполагает выявление факторов, повлиявших на совершение соответствующих ошибок и незаконных действий.
Метод планирования в государственном налоговом менеджменте имеет большое значение для обеспечения стабильности выполнения субъектами налогового менеджмента своих функций. В отсутствие грамотно составленных планов непросто обеспечить работу налоговой системы в национальных масштабах.
Метод моделирования важен с точки зрения обеспечения готовности субъекта налогового менеджмента к выполнению своих функций в разных условиях. Государство должно обеспечивать функционирование налоговой системы при значительных корректировках величины налоговой базы, наблюдаемых как временно, так и характеризующихся фундаментальностью. Если подобные сценарии будут смоделированы и отработаны, шансы справиться с возникшими сложностями у государства существенно возрастут.
Отметим, что рассмотренные нами методы государственного налогового менеджмента определенным образом соотносятся с функциями налогового менеджмента, которые мы изучили выше. Фактически если функция определяет форму деятельности субъекта налогового менеджмента, то одноименный метод и те, что релевантны ему, определяют ее содержание.
Цели государственного налогового менеджмента
Другие важнейшие группы элементов государственного налогового менеджмента — это цели и задачи, которые стоят перед его субъектами.
Цели государственного налогового менеджмента могут быть определены, исходя из самого широкого спектра оснований. В среде современных российских экономистов распространена концепция, по которой данные цели могут формироваться в корреляции с уровнем субъекта налогового менеджмента. Выше мы определили, что де-юре таковых 2 — федеральный и региональный, но де-факто — 3, так как значимым субъектом обеспечения работы национальной налоговой системы являются также муниципалитеты.
Если говорить о субъектах, которые выполняют свои функции, формирующие налоговый менеджмент, на федеральном уровне, то цели, которые они будут перед собой ставить, могут быть следующими:
- разработка эффективных норм законодательства о налогах и сборах, разъяснение их положений, разрешение возможных споров относительно трактовки соответствующих норм;
- выработка общегосударственных принципов налоговой политики;
- организация эффективного внутриведомственного менеджмента, осуществление внутреннего аудита и контроля.
Субъекты государственного налогового менеджмента, представленные на региональном и муниципальном уровнях, могут ставить перед собой такие цели, как:
- разработка эффективных норм регионального и муниципального законодательства, их разъяснение, разрешение споров;
- выработка принципов региональной и муниципальной налоговой политики — в корреляции с общегосударственными;
- предоставление необходимой отчетности вышестоящим структурам (только региональные органы, муниципальные сохраняют юридическую автономность от государственных органов).
Задачи государственного налогового менеджмента
Те задачи, которые предстоит решать субъектам государственного налогового менеджмента, также могут классифицироваться по разным основаниям. Многие исследователи обращают внимание на концепцию, согласно которой соответствующие задачи можно разделить на 3 основные группы:
- стратегические;
- тактические;
- оперативные.
Примеры стратегических задач, решения которых может потребовать налоговый менеджмент:
- диверсификация совокупности налоговых баз, влияющих на наполнение бюджета;
- адаптация международных норм финансовой отчетности к национальному законодательству;
- внедрение института налогового мониторинга.
К тактическим задачам, характеризующим государственный налоговый менеджмент, можно отнести:
- разработку и принятие региональных законопроектов, позволяющих диверсифицировать налоговую базу, содействовать популяризации стандартов финансовой отчетности и обеспечить функционирование института налогового мониторинга в регионе;
- разработку и принятие законопроектов, утверждающих налоговую ставку по региональным налогам;
- реформирование региональных органов власти, отвечающих за политику налогового менеджмента.
Примеры оперативных задач государственного налогового менеджмента:
- проведение внутриведомственной проверки деятельности Департамента финансов Москвы;
- опубликование данных о принятом НПА в сфере налогового законодательства в СМИ, передача сведений в представительства справочно-правовых систем;
- ответы на вопросы граждан и организаций, касающиеся налогового законодательства.
Итак, мы рассмотрели ключевые элементы, формирующие такую экономическую категорию, как государственный налоговый менеджмент, и выяснили, что он представляет собой важное направление государственной политики, и потому нам будет весьма полезно изучить критерии, на основе которых можно оценить эффективность деятельности субъектов налогового менеджмента.
Каковы критерии оценки эффективности государственного налогового менеджмента?
Российские экономисты выделяют 3 основные группы критериев, посредством которых можно оценить государственный налоговый менеджмент:
- критерии, позволяющие оценить динамику собираемости налогов в корреляции с той или иной налоговой базой;
- критерии, позволяющие оценить эффективность решения социальных задач, предопределяемую эффективностью налоговой политики.
- критерии, позволяющие оценить конкурентоспособность национальной экономики в тех аспектах, что предопределяются эффективностью налоговой политики.
Что касается первого пункта, существует ряд показателей, позволяющих охарактеризовать то, насколько успешно государство, осуществляя налоговый менеджмент, взимает налоги, которые определены в отношении конкретной налоговой базы. В числе таковых:
- показатели налогоемкости (как правило, определяются в отношении объемов доходов или имущества налогоплательщиков);
- коэффициенты собираемости налогов (могут определяться в процентах от расчетных показателей или, например, в корреляции с динамикой ВВП);
- показатели задолженности субъектов экономической деятельности перед бюджетом.
Если оценивать государственный налоговый менеджмент посредством критериев второго типа, то можно использовать такие показатели, как:
- количество зарегистрированных ИП, малых и средних предприятий, крупных компаний за отчетный год;
- уровень зарплаты работников бюджетной сферы;
- динамика показателей отчетности по численности работников предприятий.
Примеры критериев третьего типа, с помощью которых можно оценить государственный налоговый менеджмент:
- объем прямых иностранных инвестиций в страну за отчетный год, их динамика;
- показатели количества иностранных граждан, работающих в стране;
- показатели количества иностранных организаций (филиалов либо дочерних обществ), осуществляющих деятельность в государстве.
Исходя из комплексного анализа рассмотренных нами критериев, субъекты государственного налогового менеджмента определяют ключевые приоритеты в достижении поставленных целей, в выборе методов решения возникающих задач, осуществляют оптимизацию своих функциональных механизмов.
Узнать больше о специфике государственного налогового менеджмента в РФ вы можете в статьях: