Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Правила написания и подачи пояснения к декларации по НДС

Налог-налог
27 марта 2017
10043

Пояснения к декларации по НДС ФНС затребует в случаях, если в представленных налогоплательщиком декларациях при камеральной проверке обнаружатся данные, в которых налоговики пожелают дополнительно разобраться. Когда ФНС обычно присылает запросы на разъяснения, как их оформить и подать в налоговую, расскажем в этой статье.

 

Когда налоговая просит пояснения по представленному отчету по НДС

Что такое код ошибки в запросе ФНС

Как и в какой срок нужно отправить пояснения по НДС по запросу налоговиков

В каком формате нужно подать пояснения

Форма пояснений к декларации по НДС: образец

Какие документы надо прилагать к пояснениям

Пояснения представлены: как узнать о результатах

Итоги

 

Когда налоговая просит пояснения по представленному отчету по НДС

Условия, касающиеся дачи налоговикам пояснений к декларации по НДС, изложены в п. 3 ст. 88 НК РФ. После того как плательщик НДС представил в свою ИФНС декларацию, сотрудники налоговой в обязательном порядке проводят камеральную проверку документа. И если в ходе нее у них возникают вопросы, плательщику, подавшему декларацию, направляется запрос на разъяснение неясных налоговикам моментов.

Основные случаи, когда запрос на разъяснения по декларации точно будет направлен плательщику, такие:

  • если в декларации обнаружены ошибки (например, несоответствие контрольных значений);
  • если данные декларации не совпадают с информацией, имеющейся у налогового органа по данному плательщику (например, у налоговиков есть данные встречных проверок с контрагентами плательщика, по которым выходит одна сумма оборотов, а в представленном плательщиком расчете указана другая);
  • по итогам представленной декларации получается сумма НДС к вычету (возврату) из бюджета;
  • при подаче уточненной декларации уточненная сумма НДС к уплате в бюджет меньше, чем была в исходном расчете.

Возможны и другие варианты, кроме перечисленных. Однако все они объединены в логические группы, которым присвоен определенный код.

Что такое код ошибки в запросе ФНС

Кодировку и разбивку групп возможных ошибок представим в таблице.

Код

Суть замечания

Пример ситуации

1

Несовпадение данных декларации плательщика с данными декларации его контрагента

Контрагент, расчеты с которым учтены в вашей декларации, сдал за тот же период нулевой отчет или не сдал его вовсе

2

Расхождения между данными из налоговых регистров — книги покупок (раздел 8) и книги продаж (раздел 9)

Типичная ситуация — принятие к вычету НДС с авансов полученных, уплата налога по которым прошла в более ранних периодах

3

Расхождения между данными из журналов счетов-фактур полученных (раздел 11) и выданных (раздел 10)

У посредника учтен счет-фактура на всю сумму по посреднической сделке

4

Прочие расхождения и неточности

Например, нестыковка показателей в графах декларации. В таком случае, как правило, при указании кода 4 рядом в скобках указываются координаты места декларации, в котором имеется неясность

Указание кода ошибки должно помочь плательщику разобраться в том, что же именно не понравилось налоговой в его декларации, а также дать максимально соответствующие ситуации разъяснения.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен
Подписаться

Как и в какой срок нужно отправить пояснения по НДС по запросу налоговиков

В ст. 88 НК РФ указано, что затребованные налоговиками пояснения по отчетности следует подавать в срок не позднее 5 рабочих дней. Вместе с тем в налоговом законодательстве не конкретизируется, что считать отправным моментом для отсчета этих 5 дней.

По нормам п. 5 ст. 174 НК РФ практически все плательщики НДС сдают декларации в электронном виде.

ВАЖНО! Если декларация сдана по электронным каналам связи, то и дальнейшее взаимодействие налоговых органов с плательщиком должно происходить так же. Об этом сказано в приказе ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@.

То есть запросы на пояснения к декларациям тоже должны быть направлены в электронном виде.

При этом в п. 5.1 ст. 23 НК РФ сказано, что в случае, когда налоговая направляет в адрес плательщика электронный документ (запрос), налогоплательщик подтверждает получение отправкой квитанции о его приеме. Отправить квитанцию следует в течение 6 дней с момента получения документа от налоговой.

То есть если считать отправку квитанции подтверждением получения, можно предположить, что срок в 5 дней начинает течь с момента отправки такой квитанции. Иначе выходит, что пояснения надо представить раньше, чем квитанцию, подтверждающую получение запроса на эти пояснения.

Вместе с тем в письме ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 сказано, что 5 дней на подготовку пояснений следует отсчитывать со дня получения запроса. Напомним, что в соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ днем получения запроса считается день, следующий за днем размещения запроса в электронном доступе для плательщика (например, в личном кабинете плательщика на сайте ФНС).

Таким образом, вопрос, с какого момента начинать отсчет дней для представления пояснений после запроса налоговой, законодательно четко не определен. Если запрос пришел в электронном виде, рекомендуем при определении сроков опираться на разъяснения ФНС, а именно: отсчитывать 5 рабочих дней с рабочего дня, следующего за тем, когда на вашем электронном ресурсе появилось соответствующее сообщение от ИФНС.

ВАЖНО! С 01.01.2017 вступили в силу нормы ст. 129.1 НК РФ, в соответствии с которыми штраф за непредставленные или представленные не вовремя пояснения составляет 5 000 руб. при первом нарушении в течение года и 20 000 руб. — при повторном.

В каком формате нужно подать пояснения

Сразу уточним, что ответ на запрос налоговой о даче пояснений к декларации по НДС может быть в 2 вариантах:

  • Вариант 1. Если в декларации изначально была допущена ошибка при заполнении, которая повлияла на величину НДС к уплате, то в ответ на запрос ИФНС следует подать уточненную декларацию.

Подробно об этом прочтите в статье «Как сделать уточненную декларацию по НДС в 2017 году?».

  • Вариант 2. Если данные в декларации изменяться не будут, но их необходимо расшифровать для налоговиков, надо формировать пояснения и направлять их в налоговую.

Формат пояснений по НДС — только электронный (в отличие от пояснений по другим налогам, которые могут подаваться как в электронном, так и в бумажном виде). И хотя установленной законодательно формы пояснений нет (для других налогов они могут быть даны в свободной), над формой пояснений по НДС ФНС работает. Например, приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ установлен обязательный электронный формат документа.

Документ представляет собой набор электронных таблиц, которые следует заполнить плательщику по каждой вызвавшей вопросы цифре декларации.

Найти актуальный формат документа можно на сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/nds/nds15/#t_4.

Форма пояснений к декларации по НДС: образец

Как указывалось выше, с 01.01.2017 пояснения по НДС должны представляться строго по электронным каналам связи по форме, установленной ФНС. В связи с этим образцы бумажных пояснений, представленные ранее на профсайтах в интернете, потеряли свою актуальность.

Возможность подготовить электронные пояснения в нужном формате реализована в программе «Налогоплательщик ЮЛ».

Подробнее смотрите тут.

Кроме того, если вы пользуетесь услугами операторов электронного документооборота, то они тоже прорабатывают данный вопрос. Например, если ФНС направляет запрос через «Контур», к сообщению присоединяется xml-файл, используя который можно сформировать ответ налоговой. Для уточнения, как отвечать налоговой, обращайтесь к оператору, через чью систему вы получили запрос.

Оперативно отреагировали на нововведение и разработчики «1С». Форму пояснений в 8-ке следует искать так: Справочники — Отчетность по НДС — Уточнение показателей декларации — Представление пояснений по требованию налогового органа.

Какие документы надо прилагать к пояснениям

Форма пояснений не предполагает представления вместе с ней дополнительных документов (копий). Таблицы разработаны таким образом, что при их корректном заполнении налоговикам будет видна вся необходимая им информация:

  • сведения из первичных учетных документов (счетов-фактур);
  • реквизиты первичных документов;
  • данные из налоговых регистров — книги продаж и книги покупок;
  • суммы выявленных расхождений в соотнесении с первичкой и регистрами;
  • суммы сделанных корректировок;
  • комментарии плательщика по расхождениям.

Таким образом, представлять вместе с пояснениями документацию не нужно. Однако следует иметь в виду, что налоговая вправе по итогам камеральной проверки и рассмотрения пояснений инициировать документальную проверку.

О документальных налоговых проверках есть много интересного здесь.

Пояснения представлены: как узнать о результатах

После отправки пояснений в ФНС у налогоплательщиков возникают вопросы:

  • Как подтвердить факт того, что налоговая получила пояснения?
  • Как узнать результаты рассмотрения пояснений?

Ответ на первый вопрос связан с системой отправки пояснений по электронным каналам связи. При получении документа налоговой налогоплательщику приходит электронное же уведомление об этом, заверенное электронной подписью уполномоченного лица. Либо, если пояснения не приняты, придет таким же образом оформленный отказ. Отказ возможен только в одном случае — если пояснения направлены в неверном формате.

Что же касается результатов проверки пояснений в налоговой, то действующими нормами закона не предусматривается обязанность ИФНС специально информировать плательщиков об итогах рассмотрения их пояснений.

Так что о результатах можно будет узнать только косвенными способами:

  • Провести сверку с налоговой через некоторое время после подачи уточнений и пояснений. Если начисления на лицевом счете будут совпадать с уточненными (разъясненными) данными, значит, пояснения «прошли».
  • Получить повторный запрос на пояснения или постановление о документальной проверке. Из чего можно будет сделать вывод, что представленные пояснения «не прошли».
  • Также остается вариант связаться с исполнителем, направившим запрос. Однако на сегодняшний день данный способ может себя не оправдать. С одной стороны, порядок работы самих ИФНС направлен на то, чтобы минимизировать личное общение между сотрудниками ИФНС и плательщиками. С другой стороны, как мы уже отмечали выше, сотрудник, до которого вы дозвонитесь, имеет право отказаться информировать вас о результатах проверки.

Итоги

С 01.01.2017 действует порядок подачи пояснений по НДС, установленный приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Согласно данному порядку пояснения подаются строго в электронном виде. Пояснения создаются путем заполнения таблиц по установленным ФНС формам и формату.

Существует пробел в законодательстве, регламентирующий отсчет срока в 5 рабочих дней для представления пояснений. Во избежание штрафов по ст. 129.1 НК РФ рекомендуется принимать точку зрения налоговой и вести отсчет с даты получения запроса на пояснения. Если направленные в адрес налоговой пояснения приняты, отправитель получит уведомление. Если не приняты, придет форма отказа. О результатах рассмотрения пояснений налоговики информировать не обязаны, однако есть несколько способов узнать о них косвенным путем.

Добавить в закладки
Предыдущая статья Следующая статья
Ваш вопрос
Отправить