Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2024 году

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2023 - 2024 года — процедура, обязательная для лиц, осуществляющих такие платежи. Как рассчитать сумму к уплате? Как вычислить базу по загрязняющим веществам, определить ставку, коэффициент и вычеты? Какой формуляр применяется для отчетности в 2023 - 2024 годах, куда его сдавать и в какие сроки? Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы в материале далее.
Вам помогут документы и бланки:

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Последние корректировки вступили в силу с 1 октября 2023 года. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. 

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий с 1 сентября 2023 года порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 881.

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 881:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика.

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, кто должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте относитесь ли вы к плательщикам. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применялись ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2020 год применяются ставки, утвержденные на 2018 год, с коэффициентом 1,08 (Постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). На 2021 год применяются ставки, также утвержденные на 2018 год, с коэффициентом 1,08 (Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 № 1393). На 2022 год применяются ставки, также утвержденные на 2018 год, с коэффициентом 1,19 (Постановление Правительства РФ от 01.03.2022 № 274). Для 2023 года актуальные ставки установлены Постановлением Правительства РФ от 20.03.2023 № 437 - ставки, установленные на 2018 год с дополнительным коэффициентом 1, 26. На момент написания статьи ставки на 2024 год находятся в разработке. 

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС - ставки платы».

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ (с 01.01.2020);
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 31.05.2023 № 881.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, узнайте из этой статьи.

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). 

Как заполнить декларацию по НВОС, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. 

Срок подачи такого расчета истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. В 2024 году 10.03.2024 - воскресенье, а значит, лучше отчитаться накануне, то есть 7 марта 2024 года.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Итоги

В 2023 - 2024 годах в России действует сбор за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
17 ноября 2020 10:27
Постоянная ссылка
Меня интересует что такое плата за наем Кбк и номер расчетного счета 901111.......... зто что плата за экологию
Ответить
22 января 2020 10:10
Постоянная ссылка
Как и где найти коэффециент для расчета, для 2тп отходы, 4 класс опасности
Ответить
27 февраля 2017 11:37
Постоянная ссылка
Экологический сбор и Экологический налог, это одно и то же? Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит? Неофициальный сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде: • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов; Что означает фраза НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ сбор? Далее - за размещение отходов... Кто их размещает? Ясно, что мусоровывозящая компания. Тогда зачем за это требуют оплату с СНТ? СНТ заключило договор на вывоз мусора, СНТ оплатило эту услугу. Теперь на СНТ наезжают экологи, требуют экологический сбор-налог, плюс ко всему еще и встать на учет в кадастр отходов... Но и это еще не все... требуют еще и плату за негативное воздействие на окружающую среду. Обращаться к экологом бесполезно... будет как по Райкину... "Кто пришил пуговицы?"
Ответить
2 марта 2017 12:55
Постоянная ссылка
Экологический сбор иногда называют экологическим налогом, хотя этот сбор не является налоговым платежом. По моему мнению, СНТ, заключившее договор на вывоз мусора, не является плательщиком экологического сбора и платы за негативное воздействие на окружающую среду. Подробнее обоснование данного утверждения вы можете прочитать в статье «Кто должен платить экологический сбор с 2016 года?» (https://nalog-nalog.ru/ekologicheskij_nalog/kto_dolzhen_platit_ekologicheskij_sbor_s_2016_goda/) и комментариях к данной статье.
Ответить
6 марта 2017 12:05
Постоянная ссылка
"По моему мнению," Это как бы и мое мнение и многих председателей правления СНТ. А тут еще до 10 марта "Не позднее 10 марта сдайте декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду" садоводов уже до такой степени приперли к стенке, что теперь будут вымершие и заброшенные садовые участки, как раньше были вымершие деревня. Наши правители, за последнее время, не на шутку проявляют "заботу" о своих гражданах.
Ответить
21 февраля 2017 15:48
Постоянная ссылка
Когда же будет утвержден расчет платы за загрязнение окружающей среды? неужели нельзя его утвердить с 01.01.2017 г за 1-й квартал 2017 года?
Ответить
21 февраля 2017 15:52
Постоянная ссылка
Форма декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду утверждена приказом Минприроды от 09.01.2017 № 3. Смотрите нашу рубрику "Экологический налог".
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН