Минэкономразвития РФ
Подход 1 (письмо № Д28и-3551 от 07.12.2015): правомерное установление запрета
Запрет на привлечение субподрядчиков к выполнению контрактных условий — это не требование к участникам закупки, а условие, касающееся порядка и способа исполнения заключаемого контракта. Внесение в техническое задание такого условия не нарушает ч. 6 ст. 31 ФЗ № 44.
Образец контракта с условием привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ можно скачать из "КонсультантПлюс". Документ будет доступен после оформления пробного бесплатного доступа к системе.
Подход 2 (письмо № Д28и-3620 от 11.12.2015): неправомерное установление запрета
Запрет на привлечение субподрядчиков для выполнения работ по контракту не предусмотрен требованиями к участникам закупки, установленными согласно ст. 31 ФЗ № 44.
ФАС РФ: неправомерное установление запрета
Решение № 20/44/105/964 от 26.05.20
Обстоятельства дела:
Заказчик проводил электронный аукцион, предметом закупки которого являлись ремонт, обслуживание в период эксплуатации компьютерной и оргтехники, периферийного оборудования. На основании документации аукциона участник размещения заказа не имеет права привлекать субподрядчиков для выполнения условий контракта.
Вывод, обоснование:
По ч. 6 ст. 31 ФЗ № 44 установка запрета на привлечение субподрядчиков нарушает положения этого закона и является неправомерным действием.
Решение № 20/44/105/189 от 30.01.20
Обстоятельства дела:
Проект контракта содержит условие: все действия регулируются ст. 780 ГК РФ. Согласно этой статье исполнитель обязан лично оказать услуги (выполнить работы), если в договоре не указаны прочие условия. Заказчик не внес в проект контракта условие о возможности привлечения субподрядчиков для выполнения работ по контракту.
Вывод, обоснование:
Согласно ч. 6 ст. 31 ФЗ № 44 установка запрета на привлечение субподрядчиков нарушает положения этого закона и является неправомерным действием.
Решение по делу от 20.10.2014 № К-1505/14
Обстоятельства дела:
Заказчик проводил аукцион, предметом закупки которого являлось оказание работникам транспортных услуг. Транспортные средства, в соответствии документации аукциона, должны состоять в собственности (хозведении) исполнителя контракта. Не допускается привлечение субподрядчиков.
Вывод, обоснование:
Установление подобных требований влечет за собой ограничение числа участников аукциона, в т. ч. нарушает требования, установленные п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33 ФЗ № 44.
Западно-Сибирский округ, постановление Арбитражного суда от 19.02.2024 № Ф04-7002/2023 по делу № А27-1100/2023
Требование участника:
Признать решения антимонопольного органа незаконным.
Обстоятельства дела:
Заказчик организовал совместный аукцион, предметом закупки которого является предоставление услуг для уборки территорий. Условие проекта контракта (обязательство) — личное оказание услуг исполнителем.
Участник подал жалобу в антимонопольный орган с просьбой признать это требование нарушением положений законодательства, в частности, ФЗ № 44.
Жалоба отклонена из-за отсутствия обоснований.
Вывод, судебное обоснование:
Действия заказчика считаются правомерными. Требование к исполнителю лично оказывать услуги, обозначенное в проекте контракта, отвечает положениям ГК РФ (ст. 780).
Московский округ, постановление Арбитражного суда от 05.02.2025 № Ф05-29313/2024 по делу № А40-14200/2024
Требование заказчика:
Признать предписание, решение антимонопольного органа незаконным.
Обстоятельства дела:
Заказчик зарегистрировал в ЕИС извещение о выполнении открытого электронного конкурса, предметом закупки которого предусматривается охрана помещений служебного типа. В проекте контракта отображено условие — обязательство исполнителя самостоятельно оказывать услуги без привлечения субподрядчика. Антимонопольный орган это требование признал неправомерным, нарушающим положения ч. 23, 24 ст. 34 ФЗ № 44.
Вывод, судебное обоснование:
Заказчик действовал правомерно. Предписание, решение антимонопольного органа является незаконным. Условие оказания услуг без привлечения субподрядчика, обозначенное в проекте контракта, допускается. Обоснования, указывающие на то, что такое требование введено с целью победы на конкурсе конкретного исполнителя, не предоставлены. Аргументы антимонопольного органа, указывающие на нарушение заказчиком требований положений ФЗ № 44, судом не приняты.
Судебное постановление:
В проект контракта закупки можно включить требование для исполнителя об обязательном оповещении заказчика в случае привлечения субподрядчиков, но только если заказчик допускает их привлечение для выполнения работ по контракту.
Сахалинская область, решение Арбитражного суда по делу от 26.08.2015 № А59-2287/2015
Требования участника:
Признать решение, принятое антимонопольным органом, незаконным.
Обстоятельства дела:
Заказчик организовал аукцион в электронной форме для участников (на замену оконных блоков). Он обозначил в проекте контракта обязательство для подрядчика самостоятельно выполнить работы, не привлекая субподрядчиков. Это требование антимонопольный орган признал правомерным.
Вывод, судебное обоснование:
Заказчик действовал правомерно. Решение антимонопольного органа также признано правомерным и оставлено в силе. Согласно ст. 34 ФЗ № 44 включать в аукционную документацию требования о порядке, способе выполнения условий договора не запрещается. Также не запрещено указывать в проекте контракта условие об обязательном его исполнении исключительно самим подрядчиком.
Итоги
Требование об исполнении контракта непосредственно подрядчиком без привлечения субподрядчиков не противоречит ФЗ № 44 и отвечает положениям гражданского законодательства РФ.
Непосредственный исполнитель контракта закупок, согласно ст. 706 ГК РФ, имеет право привлекать субподрядчиков к выполнению условий контракта закупки только в том случае, если обязательство его личного выполнения работ не определено законодательством либо договором.