Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Учет спецодежды в бюджетном учреждении

Все материалы сюжета «Учет в бюджетных учреждениях»
Учет спецодежды в бюджетном учреждении — один из самых сложных вопросов. Дело в том, что учреждение может приобрести спецодежду по целевому финансированию, за счет средств от приносящей доход деятельности или оформить возмещение от СФР. Кому полагается спецодежда и как правильно отразить расходы на ее приобретение, расскажем в статье.

Каким категориям работников полагается спецодежда

На основании ст. 214, 221 ТК РФ бюджетное учреждение обязано выдавать спецодежду работникам в том случае, если деятельность связана с вредными и опасными условиями труда, с загрязнениями, проходит в особых температурных условиях. Выдачу спецодежды в бюджетном учреждении производят на бесплатной основе, а сами изделия должны быть качественными и безопасными.

Порядок обеспечения работников спецодеждой установлен Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н. Руководствуясь этим документом, бюджетное учреждение должно разработать собственное Положение, где необходимо четко обозначить все нюансы: наименование профессий, для которых предусмотрена спецодежда, сроки выдачи, порядок получения, сдачи и др.

Напоминаем: Приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н утратил силу.

В состав спецодежды следует включать следующее: комбинезоны, халаты, куртки, брюки, перчатки, телогрейки. Обувь, которую также нужно причислить к этой категории: валенки, сапоги, калоши, ботинки. Также к спецодежде относятся средства индивидуальной защиты: шлемы, респираторы, каски, противогазы и др.

Отражение покупки, поступления и списания спецодежды в учете

Расходы на приобретение спецодежды необходимо отражать по КВР и КОСГУ в стандартном порядке, предусмотренном для мягкого инвентаря.

Учет спецодежды в бюджетном учреждении необходимо вести на счетах (п. 118 Инструкции № 157н):

  • 0 105 25 000 — особо ценное движимое имущество (перечень утверждается учредителем);
  • 0 105 35 000 — мягкий инвентарь.

Если при покупке спецодежды возникают дополнительные затраты, их необходимо отнести на счет 0 106 00 000.

К учету спецодежду необходимо принимать по фактической стоимости. Все сопутствующие расходы распределяются пропорционально стоимости каждого наименования спецодежды.

На основании пп. 25, 34 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н, в момент выдачи работнику спецодежды, а также в момент возврата бухгалтер должен сделать соответствующие отметки в карточке учета выдачи дежурных СИЗ или в личной карточке учета выдачи СИЗ.

Выдачу спецодежды работникам необходимо отражать на забалансовом счете 27. Применяется метод простой записи: если спецодежда поступает на счет — увеличение, если списывается, то, соответственно, уменьшение.

ВАЖНО! Если при увольнении работник сдает спецодежду, не пригодную к дальнейшей эксплуатации, ее необходимо списать с забалансового счета. Восстановление на балансе не требуется.

Иногда работники отказываются возвращать спецодежду по факту увольнения. Бухгалтеру следует помнить: на основании ст. 137 ТК РФ нельзя удерживать стоимость спецодежды с заработной платы или иного дохода сотрудника в случае его увольнения, если он не давал на это письменного согласия.

Удержания из заработной платы сотрудника могут производиться по другим основаниям. Подробнее о том, как отразить их в бюджетном учете, смотрите в Готовом решении от "КонсультантПлюс". Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.

На основании пп. 332, 385 Инструкции № 157н списание спецодежды бюджетное учреждение должно делать методом простой записи:

  • Дт (оставляется пустое поле) — Кт Забалансовый счет 27.

Еще больше материалов по учету в бюджетных организациях вы найдете в нашей подборке.

Особенности аналитического и налогового учета

Аналитический учет следует вести обычным способом. В момент получения спецодежды работник должен поставить свою подпись в одном из документов:

  • карточка учета;
  • накладная;
  • ведомость учета выдачи спецодежды, акт приема-передачи объектов, полученных во временное пользование.

Где именно работники будут ставить свои подписи, руководство учреждения решает самостоятельно. Но эту информацию необходимо закрепить в учетной политике.

На основании п. 49 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налога на прибыль расходы на приобретение спецодежды за счет лимитов или субсидий не нужно включать в налоговую базу. Однако бюджетные учреждения могут учитывать расходы на спецодежду в том случае, если она была приобретена за счет средств от приносящей доход деятельности (если данные расходы соответствуют критериям признания).

Итоги

Спецодежда в бюджетном учреждении должна выдаваться своевременно и на безвозмездной основе. Если бюджетное учреждение не обеспечивает работников спецодеждой, оно нарушает ст. 214 и 221 Трудового кодекса РФ. В случае выявления этого факта руководитель учреждения несет ответственность в соответствии с ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. При повторном нарушении есть все шансы получить наказание, предусмотренное ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Также важно правильно вести учет спецодежды в бюджете: своевременно и правильно принимать купленные изделия к учету, а также списывать. Нужно учитывать, что работодатель не имеет права удерживать с работников стоимость спецодежды в случае ее порчи, потери или отказа вернуть при увольнении, если сам работник не предоставил письменное согласие. В случае неправомерных действий работодатель и главный бухгалтер учреждения могут понести ответственность, если работник обратится в Государственную инспекцию труда или в суд.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН