Что такое дебиторская задолженность и как избежать ее списания?
Дебиторская задолженность (ДЗ) — это долги контрагентов (юридических и физических лиц, включая работников фирмы) за поставленную продукцию (товары, услуги).
Возникновение ДЗ обусловлено рядом причин, в том числе:
- реализацией продукции с отсрочкой платежа;
- приобретением сырья и иного имущества по предоплате с отсрочкой момента поставки;
- неплатежеспособностью контрагентов или их недобросовестностью;
- иными аналогичными причинами.
ДЗ является отвлеченными из оборота средствами, и для фирмы важно правильно выстроить работу с такими долгами, чтобы отвлеченные средства своевременно возвращались в оборот, а безнадежные и с истекшими сроками исковой давности — вовремя списывались.
Чтобы не терять финансы, не «затягивать» платежные взаимоотношения с дебиторами и не отвлекать ресурсы на оформление списания ДЗ, необходимо правильно организовать комплексную работу с дебиторкой, включающую:
- планирование ДЗ (разграничение задолженностей на критические и рабочие);
- организацию работы с неплательщиками (формирование регламента работы с контрагентами по ДЗ, установление сроков направления напоминаний дебиторам о погашении долга, назначение ответственных лиц за представление интересов фирмы по взысканию ДЗ в суде и др.).
Списание дебиторки в налоговом учете имеет особенности. Как правильно отразить списание в налоговом учете, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к системе К+ можно получить бесплатно.
Финансовые специалисты и работники бухгалтерии в этом комплексе мероприятий выполняют свои функции, среди которых:
- отслеживание сроков оплаты ДЗ в соответствии с заключенными договорами с целью формирования достоверной суммы резерва по сомнительным долгам;
- регулярное проведение инвентаризации долгов;
- своевременное выявление ДЗ с истекшим сроком исковой давности и безнадежных долгов.
Если в результате работы с дебиторкой часть долгов взыскать или востребовать не удалось, их необходимо вовремя списать со счетов бухучета. Какие при этом сопровождают проводки списание дебиторской задолженности, расскажем в следующем разделе.
На нашем форуме можно уточнить правильность решения любой задачи, с которой вы столкнулись в ходе ведения учета. Например, тут помогут понять, как списать полученную предоплату от покупателя по истечении срока исковой давности.
Узнавайте подробности о видах и учетных нюансах ДЗ (в том числе с позиции МСФО) из материалов нашего сайта:
Списание просроченной дебиторской задолженности – проводки
Списание ДЗ — процесс, необходимый и важный для любой фирмы. Он позволяет:
- сформировать информацию о реальных к погашению или требуемых к взысканию долгов;
- отразить ее достоверно в отчетности.
Для списания дебиторской задолженности проводки могут быть двух категорий:
Основные:
- Дт 63 Кт 62 (76, 60, 58. 3) — списана ДЗ за счет резерва по сомнительным долгам;
- Дт 91-2 Кт 62(76, 60, 58. 3) — списана не покрытая резервом ДЗ.
Дополнительная:
Дт 007 — отражение списанной ДЗ за балансом (в течение 5 лет).
Что при списании ДЗ происходит с НДС, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Чтобы отразить списание ДЗ в бухучете, недостаточно воспользоваться указанными проводками — необходимо предварительно осуществить ряд организационно-оформительских процедур:
- создать инвентаризационную комиссию и в установленные приказом сроки провести инвентаризацию ДЗ, оформив ее результаты в отдельном документе (например, в акте ф. № ИНВ-17 или ином документе, самостоятельно разработанном фирмой и утвержденном в ее учетной политике);
- принять меры по восстановлению документов, подтверждающих наличие, вид и величину ДЗ, если в результате инвентаризации выявлено их отсутствие или недостаточность (п. 1 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
- издать приказ о списании ДЗ (п. 77 Положения по ведению бухучета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Подробнее познакомиться с процедурой инвентаризации ДЗ поможет материал «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».
Только после всех предварительных процедур возможно списание ДЗ со счетов бухучета. При этом особое внимание необходимо обратить на корреспондирующие счета — списание ДЗ по нормам бухучета может происходить за счет резерва, образованного не только по обычной дебиторке, отраженной на счетах 60, 62 и 76 (продавцы, покупатели, заказчики и прочие дебиторы), но и в корреспонденции со счетом 58.3, на котором отражаются выданные займы. Для целей налогового учета такой подход неприемлем — об этом в следующем разделе.
Как проводится списание безнадежной дебиторской задолженности в налоговом учете
Списать ДЗ в налоговом учете возможно в следующем порядке:
- за счет резерва по сомнительным долгам, сформированного по п. 5 ст. 266 НК РФ;
- отразить ДЗ в составе внереализационных расходов (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Следует уточнить, что попадает в налоговый резерв не вся просроченная и необеспеченная дебиторка, допустимая в бухучете. Для целей налогового учета резервируется только ДЗ, связанная непосредственно с реализацией товаров (работ, услуг).
При списании дебиторки возникает достаточно много спорных ситуаций. Подборку правоприменительной практики по многим из них вы найдете в К+. Получите бесплатный пробный доступ, переходите в Энциклопедию спорных ситуаций и узнаете, например, можно ли учесть ДЗ в расходах, если вы не предпринимали мер по ее взысканию; или если дебитор признан недействующим и исключен из ЕГРЮЛ налоговиками и др.
Кроме того, необходимо помнить следующие важные нюансы:
- списание ДЗ будет напрямую увеличивать внереализационные расходы, если фирма решит не создавать налоговый «сомнительный» резерв — в отличие от бухучета в налоговом учете этот резерв можно не создавать;
- применяющие кассовый метод расчета налога на прибыль фирмы вынуждены списывать ДЗ сразу в составе внереализационных расходов — формирование ими резерва законодательством не предусмотрено.
Итоги
Списание дебиторской задолженности — процедура многоступенчатая, включающая организационные (создание комиссии и проведение инвентаризации), оформительские (документальное оформление приказов и инвентаризационных актов) и учетные (осуществление проводок в учете) шаги.
Списать дебиторку возможно за счет резерва сомнительных долгов или напрямую в составе расходов (прочих — в бухучете, внереализационных — в налоговом учете).