Нужна ли автономному учреждению учетная политика?
Учетная политика необходима любому хозяйствующему субъекту, и автономное учреждение (АУ) не исключение.
С разновидностями учетных политик познакомят размещенные на нашем сайте статьи:
- «Учетная политика для целей управленческого учета»;
- «Учетная политика в формате МСФО — основные положения».
Для автономного учреждения учетная политика особенно важна в силу следующих особенностей его статуса:
- АУ не является получателем бюджетных средств, учреждение получает финансирование единой суммой — субсидией, которой которую расходует самостоятельно в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
- АУ является НКО (некоммерческой организацией) и относится к государственным (муниципальным) учреждениям.
В результате у АУ возникают специфические учетные нюансы в силу такого «промежуточного статуса», выражающиеся:
- в большей свободе действий по сравнению с бюджетными и казенными учреждениями;
- в более ограниченных возможностях (по сравнению с обычными коммерсантами) в осуществлении деятельности, приносящей доход.
Таким образом, АУ без учетной политики обойтись невозможно. О структуре такой учетной политики читайте в следующем разделе.
С 2022 года автономные учреждения обязаны применять новые ФСБУ, такие как "Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность", "Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам" и др. Подробнее о них рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет регистрации в системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Структура учетной политики автономного учреждения
Структура учетной политики в целях бухучета определяется самостоятельно самим учреждением и должна раскрывать следующие аспекты:
- организационные — кто ответственен за организацию учета, какова структура бухгалтерской службы и чем она регламентирована, применяемые для учета программные средства, возложение полномочий по подписанию первички;
- методологические — особенности учета имущества и обязательств (в том числе методика раздельного учета по источникам финансирования, а также нюансы учета расходов на связь, служебные поездки, представительские расходы);
- приложения к учетной политике (рабочий план счетов, схема внутрифинансового контроля, график проведения инвентаризации, формы первичных документов, график документооборота).
С 01.01.2022 станет обязательным к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот». Напомним, что график докумментооборота является обязательным приложением к учетной политике.
Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по новому ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Налоговые аспекты деятельности АУ необходимо отразить в отдельной главе или оформить их в отдельной учетной политике.
Образец учетной политики автономного учреждения вы можете скачать в КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ. Это бесплатно.
Итоги
Учетная политика автономного учреждения включает совокупность важных организационно-методологических аспектов: от структуры бухгалтерской службы учреждения до методики раздельного учета по источникам его финансирования.