Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Прочие расходы в бухгалтерском учете - это…

Прочие расходы в бухгалтерском учете - это произведенные в интересах компании затраты, не относящиеся к основной деятельности, но влияющие на получение фактической прибыли. О существовании в законодательстве двух списков прочих расходов — для бухгалтерского и налогового учета — мы вам расскажем далее.

Какие расходы относятся к прочим в бухучете

Все затраты любой организации можно упрощенно разделить на те, которые связаны с ее основной деятельностью, и прочие расходы. Формировать необходимые данные о прочих расходах в бухгалтерском учете нужно на основании гл. 3 ПБУ 10/99.

Согласно п. 11 данного нормативного акта, к прочим относят расходы, возникающие:

Для прочих расходов в бухгалтерском учете этот перечень является открытым.

Для коммерческой фирмы прочие расходы, как и затраты, связанные с ее основным видом деятельности, — это важная часть учетной системы, так как данная информация влияет на принятие правильных управленческих решений.

К расходам в бухучете предъявляются следующие требования:

  • они должны быть осуществлены на основании какого-либо договора или в соответствии с законодательством;
  • расходы точно определены в денежном эквиваленте;
  • нет сомнения, что расходная операция приведет к уменьшению экономической выгоды.

Чтобы узнать больше об отражении результатов, не связанных с основной деятельностью, читайте статью «Бухгалтерский учет прочих доходов и расходов (нюансы)».

Проводки для учета прочих расходов

Отражаются операции по прочим расходам на счете 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету которого фиксируют расходы, а по кредиту — доходы. Для удобства учета рекомендуется использовать субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Счет 91 в конце каждого месяца не имеет остатка — просчитываются обороты по дебету и кредиту, выводится их общее сальдо и записывается на субсчете 91-9 в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Проводки будут выглядеть так:

Дт 91-9 Кт 99 — получена прибыль;

Дт 99 Кт 91-9 — получены убытки.

Аналитический учет прочих расходов на счете 91 рекомендуется вести отдельно по каждой из операций, чтобы иметь перед глазами полную картину их влияния на результат работы компании.

Общий остаток на счете 91 в последний день месяца получается нулевой, но на его субсчетах с начала года аккумулируются суммы по дебету и кредиту. В конце декабря на субсчет 91-9 переносятся суммы с субсчетов 91-1 и 91-2, собранные за год внутренними проводками:

Дт 91-1 Кт 91-9 — перенос сальдо прочих доходов.

Дт 91-9 Кт 91-2 — перенос сальдо прочих расходов.

В бухгалтерской отчетности прочие расходы указываются в отчете о финансовых результатах по строке 2350.

Прочие расходы в налоговом учете – это…

В практике каждого бухгалтера имеются такие случаи, когда производятся затраты, не связанные с основной коммерческой деятельностью. Тогда возникает вопрос: можно ли отражать эти расходы при ведении налогового учета? Чтобы ответить на него, нужно обратиться к ст. 265 «Внереализационные расходы» НК РФ, в которой указан список обоснованных для уменьшения налогооблагаемой базы трат, не относящихся к основной деятельности.

В реальности часто существуют такие траты организации, которые принимаются в бухгалтерском учете, но не могут быть учтены в налоговом учете. Бухгалтер должен их хорошо знать.

К ним, в частности, относятся:

  • штрафы и пени по налогам и платежам в государственный бюджет;
  • расходы на благотворительные и культурно-развлекательные мероприятия и др.

Не все отраженные в бухучете затраты организации можно учесть при ведении налогового учета. Это создает временные разницы, которые необходимо учитывать в соответствии с ПБУ 18/02.

ПБУ 18/02 - 2020: варианты проводок с 2020 года. Рекомендации от "КонсультантПлюс":
Первый вариант — проводки делаем так же, как и до 2020 г. Начисляем на счет 68 налог, рассчитанный из бухгалтерской прибыли, — УРНП, ОНО или ОНА и постоянные налоговые расходы — ПНР (бывшие ПНО). Второй вариант — новый. Подробнее о нем читайте в К+.

Налоговый кодекс: прочие расходы при налогообложении

Чтобы правильно сформировать полученную прибыль для расчета налога, необходимо руководствоваться специальным списком внереализационных расходов, который содержит ст. 265 НК РФ. Этот перечень включает:

  • затраты на содержание сданного в аренду имущества;
  • проценты, выплачиваемые за взятые займы;
  • отрицательные курсовые разницы;
  • расходы по выбытию основных средств;
  • судебные сборы и пошлины;
  • содержание неиспользуемого имущества;
  • штрафы за нарушение договорных условий.

К внереализационным расходам относят также убытки от стихийных бедствий, безнадежные долги, порчу материальных ценностей при отсутствии виновного лица и др.

Перечень таких расходов открыт. К нему могут быть отнесены другие траты предприятия, не относящиеся к производству и реализации. Главным при этом является то, что необходимо соблюдать условие, указанное в п. 1 ст. 252 НК, — затраты нужны для полноценной деятельности организации и должны быть оформлены документально надлежащим образом и со всеми необходимыми реквизитами.

Момент признания расхода для расчета налогов также оговорен в НК РФ. Если согласно учетной политике организации применяется метод начисления, то нужно пользоваться указаниями п. 7 ст. 272 НК РФ. При кассовом методе для списания внереализационных расходов необходимо руководствоваться п. 3 ст. 273 НК РФ.

Что говорит Налоговый кодекс о внереализационных расходах, вы узнаете из статьи «Ст. 265 НК РФ: вопросы и ответы».

Итоги

Достоверное отражение прочих расходов в бухгалтерском и налоговом учете помогает не только избавить компанию от претензий контролеров, но и получить информацию для принятия стратегических решений. Поэтому бухгалтеру важно правильно идентифицировать расходную хозяйственную операцию, оперируя нормами бухгалтерского и налогового законодательства.

Добавить в закладки
Предыдущая статья Следующая статья
Ваши вопросы
10 июля 2019 17:26
Постоянная ссылка
Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) правильно отразить поступление ТМЦ компьютер стоимостью более 56000 рублей по товарному чеку, в котором выделен НДС, но счета фактуры нет, так как сотрудник-подотчетное лицо приобрел товары в розницу за наличный расчет (как физлицо). Как списать НДС, чтобы он попадал не на 68 счет, а на счет 91 и не принимался для целей налогообложения прибыли? Не применяем ПБУ 18/02.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Путеводители по бухучету различных операций есть в К+. Например, по учету МПЗ. Бесплатно на 2 дня.
Помогаем в работе. Подпишитесь на рассылку – 1 раз в неделю, бесплатно.
Есть вопросы? Получите быстрый ответ на форуме