Оформляем договор на покупку основного средства у физического лица
Если одной из сторон сделки является юридическое лицо, то договор вне зависимости от суммы должен быть заключен в письменной форме. Об этом сказано в п. 1 ст. 161 ГК РФ. В документе указывается следующее:
- информация о поставщике и покупателе;
- описание предмета договора;
- количество ОС;
- порядок расчетов;
- реквизиты;
- подписи сторон.
Можно также вписать и другие положения.
К договору составляется акт, в который вносится конкретная информация об основном средстве, либо в тексте договора прописывается, что он является актом приема-передачи.
Как оформить покупку автомобиля у физлица в налоговом учете, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный демо-доступ к системе К+ бесплатно.
Составляем первичные документы
Для того чтобы оприходовать полученное от физлица основное средство в учете, бухгалтеру нужно составить акт по форме ОС-1. Можно использовать формы документов, самостоятельно разработанные организацией. Такие формы должны быть закреплены в учетной политике.
Подробнее о документах по учету ОС и правилах их оформления смотрите в статье «Документальное оформление движения денежных средств».
Формируем проводки
Оприходование основного средства, купленного у физического лица, оформляется теми же проводками, что и покупка у организации:
- Дт 08 Кт 60 (76) — отражено приобретение основного средства;
- Дт 01 Кт 08 — основное средство принято к учету;
- Дт 60 (76) Кт 51 (50) — произведена оплата.
ВАЖНО! Лимит расчета наличными в 100 000 руб., установленный Указанием ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У, на сделки между организациями и физлицами не распространяется, поэтому сумма сделки может быть любой.
Налоговые нюансы покупки ОС
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ организация не должна начислять и удерживать НДФЛ при покупке имущества у физлица, так как продавец декларирует и платит налог самостоятельно. Также компания не должна отражать доход в НДФЛ-отчетности, что подтверждают чиновники (письма Минфина от 18.04.2012 № 03-04-06/8-118, ФНС от 01.08.2016 № БС-4-11/13984@).
Страховые взносы на такую выплату физлицу не начисляются в соответствии со ст. 420 КН РФ.
Физлица не являются плательщиками НДС, поэтому никаких расчетов по налогу при покупке ОС не возникает.
Особое внимание бухгалтеру нужно уделить формированию первоначальной стоимости купленного основного средства.
О том, как это сделать для целей:
- налога на прибыль, мы подробно рассказали в статье «Порядок налогового учета основных средств»;
- бухгалтерского учета — в статье «Основные средства в бухгалтерском учете (нюансы)».
Также важно правильно установить норму амортизации.
КосультантПлюс предупреждает
Внимание! При приобретении основного средства, бывшего в употреблении у физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, покупатель не вправе определять норму амортизации по данному имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ.
Как правильно определить норму амортизации по бу объекту, узнайте в Путеводителе от К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Итоги
Для организации нет принципиальных различий в учете операций по покупке основных средств у юридических и физических лиц. Бухгалтер оформляет одинаковые первичные документы, делает привычные проводки. А самое главное — не возникает обязанности по уплате дополнительных налогов и составлению отчетности.
в 2024 году ООО на УСН приобрело ОС (не для перепродажи, а для собственных нужд) - автомобиль
Понятно, в данном случае чек ККТ не нужен.
Далее, прошло, например, 3-5 лет, автомобиль уже стал старым, и фирма решает поменять его (тем самым продать)
То есть на лицо, мы имеем дальнейшую перепродажу ОС, и в таком случае чек ККТ (при покупке у физ лица) уже нужен.
Как быть в такой ситуации, когда в момент покупки нет планов перепродавать, а в течении какого-то количества времени появилась такая необходимость?
и во вторых, физлицо учредитель продает фирме автомобиль из-за его долга (он должен, а денег нет), и было бы совсем не "красиво" сдать ему автомобиль на комиссию третьей фирме, чтобы продать потом своей фирме
я задаю вопрос не потому что я совсем не понимаю как проводить сделку, а потому что есть спорный момент, о котором нет упоминания в 54-ФЗ, и для этого хотелось бы услушать мнение эксперта. Совет - отправку на третье лицо, есть случаи, когда неуместно и не целесообразно присутствие агента в сделке. Не важно, взаимозачет это будет или отступной от физлица, для него это реализация автомобиля менее 3 лет, а значит и декларированный доход
Тут дело не в том, что вопрос не освещен, дело в твердой позиции ФНС, что приобретать товар для перепродажи нужно с чеком. Он ее не раз в своих письмах освещал.
Но тут есть вот какой момент, вот формулировка из одного из писем:
"Вместе с тем в случае если деятельность организации направлена на приобретение товаров у физических лиц и их дальнейшую реализацию, при осуществлении расчетов (выплат денежных средств физическому лицу за товар) у организации возникает обязанность применения контрольно-кассовой техники и, соответственно, выдачи (направления) кассового чека."
То есть речь идет о систематических покупках, по моему мнению, и в целом ведении компаниейц подобной деятельности. Возможно, разовый случай не подпадает под термин " деятельность организации направлена"
Наймите посредника с ККТ, лучше юрлицо, которое проведет все операции, выдаст чек и перевдет выручку за минусом комиссии по безналу.
Организации ООО на ОСНО покупает по закупочному акту у единственного учредителя (директора) оборудование.
? Может ли организация за купленное оборудование у учредителя (директора) произвести взаимозачет по задолженности , ранее выданным подотчетным денежным средствам этому учредителю (директору). ВИСИТ ДОЛГ!!! отдавать нечем!
и вопрос не возникает ли в данном случае НДФЛ 13% у физика(учредителя-директора)
Что касается подотчетных средств, то если они висели долго, директор по ним не отчитывался, или не было особой нужды их выдавать, то когда придет налоговая проверка и увидит эти суммы, то она может квалифицировать их в доход директора и начислить с них НДФЛ - это запросто. И тогда уже не важно будет, чем Вы закрывали этот долг.
В целом же я не вижу ничего криминального в том, чтобы провести взаимозачет между этими двумя задолженностями. Вы, получается, должны сформировать запись Дт 60 Кт 71.
Что касается подотчетных средств (они висели оч.долго, директор по ним не отчитывался!) "то когда придет налоговая проверка и увидит эти суммы, то она может квалифицировать их в доход директора и начислить с них НДФЛ - это запросто."
И тогда уже не важно будет, чем Вы закрывали этот долг.
"В целом же я не вижу ничего криминального в том, чтобы провести взаимозачет между этими двумя задолженностями."
Под Запись Дт 60 Кт 71, подскажите пжл какой документооборот должен быть.
Приобретаем у физ. лица Камаз-кран манипулятор.
какие первичные документы должны быть физ. лицом нам предоставлены
По договору займа заемщик обязан возвратить заимодавцу такую же сумму денег или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
Иначе это не договор займа. Просто купите у него оборудование.
Стоимость оборудования меньше 250 тыс. Нужно ли физ лицу подавать декларацию 3 НДФЛ и как можно оприходовать товар.
Оплата путем перевода ден. средств на карту физ.лица ( физ. лицо не гражданин России)
1.Нужны ли подтверждающие документы от продавца (учредителя) о приобретении (праве собственности) данного оборудования?
2. Может ли организация не перечислять денежные средства за купленное оборудование у учредителя, а сделать взаимозачет по ранее выданному займу этому учредителю.
2 Зачем тогда что-то покупать, можно заключить допсоглашение к договору займа о его погашении не деньгами, а путем передачи оборудования.
Покупаем имущество у физ.лица (офис) соответственно без НДС. Если через время будем его продавать с какой суммы будем исчислять НДС? Со всей суммы или с разницы покупки-продажи?
1) Можно составить договор купли-продажи личного имущества учредителя: Дт 08 Кт 60,76 и затем Дт 01 Кт 08.
2) Можно арендовать это имущество, все проводки по аренде в соответствии с новым ФСБУ 25 смотрите здесь
3) Можно внести имущество в качестве вклада в уставный капитал, правда Вы пишите про учреждение (какого рода учреждение?), если так можно, конечно, согласно Вашим учредительным документам: Дт 08 Кт 75, Дт 01 Кт 08.
4) Учредитель может передать имущество в безвозмездное пользование, но там возможны нюансы, они обсуждались на нашем форуме:
Допускаю, что могут быть еще варианты передачи и Вы можете продумать свой, просчитав заранее все риски
Если вы являетесь ИП, при продаже имущества, которое использовалось в бизнесе, вы оплачиваете налог в размере вашей ставки НО
Подскажите пожалуйста, если ООО приобретает авто у физ.лица (во владении более 3 лет) нужно ли удерживать НДФЛ или мы можем спокойно переводить оговоренную сумму за авто? И соот-но физ.лицо также не будет уплачивать НДФЛ, т.к. владеет более 3 лет, верно?