Основные нормативные акты, регулирующие бюджетный учет
Перечислим основные нормативные документы бюджетного (бухгалтерского) учета, на которые необходимо опираться бухгалтеру учреждения:
- Бюджетный кодекс РФ (БК РФ).
- ФЗ от 06.12.2011 № 402 «О принципах и основах ведения бухучета».
- ФЗ от 12.01.1996 № 7 «О некоммерческих организациях».
- ФЗ от 03.11.2006 № 174 про автономные учреждения.
- ФСБУ № 256н (от 31.12.2016), 257н, 258н, 259н, 274н, 275н, 277н, 32н, 34н, 122н, 124н, 145н, 146н, 181н-184н, 129н, 310н, 84н.
- Приказ Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, где можно ознакомиться с Единым планом счетов, именно им следует пользоваться бухгалтеру государственного (муниципального) учреждения, органов госвласти, местного самоуправления, управления внебюджетными госфондами, государственных академий наук. Необходимо внедрять план в работу и следовать Инструкциям, рекомендациям документа.
- Приказ от 06.12.2010 № 162н. Здесь можно ознакомиться с порядком ведения именно бюджетного учета. Документ касается организаций бюджетной сферы, а также прочих учреждений, которые ведут бюджетный учет согласно законодательству РФ.
- Приказ Министерства финансов РФ от 16.12.2010 № 174н, где представлен утвержденный план счетов бюджетных учреждений. В Инструкции объясняется, как корректно его применять. Здесь можно ознакомиться с порядком отражения в учете бюджетного учреждения активов, обязательств, операций по хозяйственной деятельности.
- Приказ от 23.12.2010 № 183н о Плане счетов для автономных учреждений, а также о порядке ведения учета ими.
- Приказ Министерства финансов РФ от 24.05.2022 № 82н о принципах использования в бухучете кодов бюджетной классификации: из каких именно кодовых частей они состоят и как присваиваются.
- Приказ от 10.06.2024 № 85н о КБК для применения в 2025 году, а также в плановых 2026, 2027 годах. На 2026–2028 гг. утвержден приказ Минфина РФ от 10.06.2025 № 70н.
- Приказ Министерства финансов РФ от 29.11.2017 № 209н, где детально разъясняются правила применения кодов КОСГУ.
- Приказ от 30.03.2015 № 52н о формах первичной учетной документации, регистрах бухучета для госучреждений, органов госвласти, муниципальных учреждений, внебюджетных фондов.
- Приказ Министерства финансов РФ от 15.04.2021 № 61н об унифицированных формах электронной бухгалтерской документации, которая применяется при ведении бюджетного учета, бухучета государственных (муниципальных) учреждений. Здесь же содержатся Методические рекомендации.
Учетная политика бюджетного учреждения является основным документом локального уровня. В ней, в частности, предусматривают формы первичных (сводных) учетных документов, учетных регистров, иных документов бухучета.
Какие есть особенности по счету 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» при применении организацией НПА, регулирующего порядок ведения бухучета в бюджетной сфере? Ответ дали эксперты «КонсультантПлюс». Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.
Что называют субъектами и объектами бухучета
Согласно законодательству, субъектами учета называют органы госвласти, местное самоуправление, органы, управляющие внебюджетными фондами, госучреждения и муниципальные. Субъекты – это также юрлица, наделенные полномочиями получателя бюджетных средств (ПБС). Сюда также относят Федеральное казначейство, финансовые органы разных уровней бюджетной системы, государственные академии наук и самостоятельные обособленные подразделения учреждений.
К объектам бухучета относят имущество (активы) учреждения, а также его источники финансирования, доходы, расходы, факты хозяйственной жизни.
Предъявляемые к бюджетному бухгалтерскому учету требования
- Учет ведется в денежном либо стоимостном выражении, в рублях РФ, с помощью применения метода двойной записи на счетах баланса, согласно действующему законодательству.
- Ведение бухучета – по методу начисления.
- Бухгалтерские операции отражаются непрерывно, пока учреждение работает на основании финансовых документов, поступающих в бухгалтерию, а также не менее 4 лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухотчетность (если учреждение не закрывается).
- Вся отражаемая информация об имуществе, затратах, доходах должна отражаться в полном объеме и с учетом ее существенности.
Нужно отметить еще одно требование к учету: отчетность, предоставляемая учреждением, должна быть сопоставима с данными бухучета, который ведет бухгалтер. Искаженная информация, существенные ошибки, пропуски недопустимы. Информация, пропуск или искажение которой могут повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), признается существенной.
Какие организации могут заниматься бюджетным учетом
Организации, для которых допустима передача ведения бюджетного учета:
- Федеральное казначейство.
- Финансовый орган субъекта РФ либо муниципального образования.
- Централизованная бухгалтерия.
Бюджетный учет не вправе вести коммерческая организация. Более подробно о полномочиях по ведению учета рассказано в следующем нормативном регулировании бюджетного учета: п. 10.1 ст. 161, п. 6 ст. 264.1 БК РФ, письма Министерства финансов РФ от 12.08.2022 № 02-07-10/81793, от 21.10.2020 № 02-06-10/93946, от 20.03.2020 № 02-06-10/23847, от 12.02.2020 № 02-06-07/9319, п. 14 СГС «Концептуальные основы», п. п. 4(1), 5 Инструкции № 157н).
Законодательством РФ не предусмотрена передача бюджетным, казенным, автономным учреждениям планово-экономических функций и функций принятия, исполнения обязательств. Учреждение обязано данные функции сохранять за собой.
Итоги
Правовое регулирование бюджетного учета осуществляется согласно соответствующим ФЗ, приказам Министерства финансов РФ, учетной политике учреждения. К другим НПА относятся ФСБУ, БК РФ, законодательство о бухучете.