Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ

Идентификация клиента в банке - 115-ФЗ предусматривает несколько вариантов процедуры - одно из действий, предусмотренных законодательной борьбой с финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов. Применение этой нормы закона рассмотрим в ответах на часто задаваемые вопросы граждан и организаций.

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 02.07.2021 № 400 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность, а также берут биометрические сведения;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

Как подключить интернет-банкинг при открытии счета, мы писали в статье

С 01.07.2022 действует так называемый банковский светофор. Теперь банки идентифицируют клиентов и относят каждого из них к определнной группе риска:

  • высокая - красная;
  • средняя - желтая;
  • низкая - зеленая. 

Подробнее об этом новшестве вы можете узнать в статье "Антиотмывочная платформа ЦБ: какие уровни риска будут присваивать юр. лицами ИП с 01.07.2022".

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;
  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);

Как банки будут идентифицировать выгодоприобретателя, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в статью.

  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Кто такой бенефициар общества, пояснили эксперты КонсультантПлюс. Оформите онлайн-доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. 

Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах - образец заполнения».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какой срок предусмотрен по УК РФ за разглашение банковской тайны, мы писали в статье

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

Обращаем ваше внимание на то, что с 30.11.2021 банки обязали объяснять отказы в проведении транзакций.

Итоги

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
26 апреля 2024 23:39
Постоянная ссылка
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста насколько обосновано требование сотрудника сбербанка предъявить паспорт без обложки? (у меня обычная обложка, купленная в магазине, да, там ещё куча карт, страховки, права, полисы и фото близких, но все это ни коем образом не препятствует просмотру страниц). И это при том, что хожу я достаточно часто - раз в месяц, в два, а суммы снятия в пределах маминой пенсии и даже меньше... Порядка 10-20 тыс.... (получаю по доверенности, которая находится у них в сбере).
Ответить
14 декабря 2020 09:41
Постоянная ссылка
заставляют снять маску в сбере
Ответить
23 октября 2020 11:07
Постоянная ссылка
снимаю проценты со вклада около трех тысяч требуют снять маску
Ответить
23 октября 2020 11:16
Постоянная ссылка
Оно и понятно, надо же убедиться, что это вы - владелец вклада.
Ответить
13 октября 2020 13:52
Постоянная ссылка
просят снять маску но я против
Ответить
26 апреля 2024 23:46
Постоянная ссылка
Знаете.... Году так в 2006 я работала в банке, в т.ч. Оформляла переводы.... Вестерн юнион, контакт, мигом...
Стоит перед окном человек из ближнего зарубежья... Выдаю перевод.... Подпись вообще не похожа..., распечатывать заново документы, прошу подписаться как в паспорте... На что получаю ответ: я не могу так подписать... Это Не мой паспорт!!!!! И они даже не понимают, что они делают не так..... И почему я психанула и не выдала перевод...... Слов нет....
Ответить
3 июня 2020 08:10
Постоянная ссылка
Какие перспективы идентификации в банках?
Ответить
25 сентября 2019 22:59
Постоянная ссылка
Мне перевели средства на мой счёт банк Амерекен экспресс,чтобы вывести на карту банк пишет надо сделать индефикация карты я уже перевела 8000 т,они ещё запрашивают перевод
Ответить
5 января 2020 22:50
Постоянная ссылка
У меня тоже просят перевести 5000. Что делать
Ответить
12 сентября 2019 13:29
Постоянная ссылка
Добрый день
Нужно оплачивать пополнение на счёт при
Индентификации счёта?.
Ответить
26 апреля 2024 23:49
Постоянная ссылка
Что значит идентификация счета????? В рамках 115ФЗ идентифицируют клиента, но никак не счёт.
А комиссия при пополнении взимается или нет, согласно тарифам банка, которые вы подписали, при открытии счета.
Ответить
23 июля 2019 13:09
Постоянная ссылка
Добрый день! Я устроилась на работу в компанию бухгалтером, они используют для оплаты счетов программу Банк-Клиент. Какие процедуры должны быть проведены, для возможности мне оплачивать счета компании?
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН