Клиент-банк - оплата судебным приставам в 2016 году с применением программы имеет несколько нюансов. Рассмотрим их подробнее.
Формирование платежки на оплату приставам в клиент-банке
Особенностью подготовки платежного поручения на оплату по документам, предъявленным судебными приставами, будет то, что платеж будет уходить на бюджетный счет (у УФССП счета в УФК). При этом система банк-клиента идентифицирует, что платеж бюджетный и затребует указания всех дополнительных необходимых данных платежа:
- кода бюджетной классификации;
- идентификаторов платежа в полях 105–109 платежного поручения.
Без указания этих сведений платеж по банк-клиенту может просто не пройти.
Еще одна особенность в том, что, как правило, в исполнительных документах необходимая для платежа информация не указывается — только реквизиты счета для перечислений. Все остальное предприятию нужно выяснять и вносить в платежку самостоятельно.
Где искать идентификаторы платежа для перечисления сумм в судебном порядке?
Здесь следует иметь в виду, что перечисляться по исполнительным листам могут суммы разного назначения:
- Попадающие в категорию доходов бюджета (то, что оплачивается самому ФССП, например исполнительский сбор или оплата процессуальных издержек).
- Уплачиваемые предприятием «за себя» (ведь исполнительный лист может быть предъявлен и самому предприятию). Причем платить предприятие может как в бюджет, так и не в бюджет (например, контрагенту, выигравшему суд).
- И самая распространенная ситуация — когда предприятие выполняет по распоряжению ФССП функцию сборщика средств для погашения задолженности получателю-небюджетнику (например, платежи по алиментам).
Соответственно и порядок заполнения поручений на оплату ФССП будет разный.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отношении случая «получатель-небюджетник» никаких официальных регламентов по формированию платежных документов нет. Поэтому, по логике, должна формироваться обычная платежка. Та информация, которая представлена ниже, предназначена для ситуаций, когда настройки вашего банк-клиента не позволяют сформировать и провести обычную платежку на зачисление на счет в УФК. Зачастую бывает проще и быстрее указать программе то, что она «хочет», и выполнить платеж. Тем более что, по комментариям сотрудников ФССП, для них наличие/отсутствие дополнительных полей не имеет значения. О том, что и как указать в такой ситуации, мы и говорим далее.
С образцом заполнения поручения на оплату по исполнительному документу в пользу небюджетника знакомьтесь здесь: «Платежное поручение судебным приставам — образец 2015–2016».
Заполнение полей платежного документа, обязательных при переводе средств на бюджетный счет, на сегодняшний день определяется приказом Минфина РФ «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах в распоряжениях на уплату в бюджет» от 12.11.2013 № 107н (далее по тексту — правила). В соответствии с абзацем 15 п. 2 приложения 4 правил их действие распространяется на платежи, производимые организациями и филиалами, в т. ч. за счет удержаний из зарплаты сотрудника, на основании исполнительных документов. Собственно, поэтому и потребует заполнения бюджетных реквизитов настроенная под законодательство банковская система дистанционных расчетов (клиент-банк).
Начинаем разбираться с КБК (поле 104). Наличие данного реквизита зависит от того, что именно вы перечисляете. Суммы могут подразделяться:
- на идущие в доход бюджета (в данном случае ФССП, например, исполнительский сбор или оплата процессуальных издержек);
- не идущие в доход бюджета (то есть такие, которые транзитом идут через счет УФССП в казначействе на счет получателя-небюджетника, например долги по алиментам).
По суммам, попадающим в итоге в бюджет, есть установленные КБК. Обнаружить их можно на сайте ФССП, например, для приведенного в пример исполнительского сбора нужно указать КБК 32211501010016000140.
Если конечный получатель суммы не бюджет — КБК нет, поэтому указывать нечего.
ВАЖНО! В п. 3 приложения 4 правил есть оговорка о том, что не допускается, чтобы все цифры КБК принимали значение 0. Поэтому, при заполнении платежки в клиент-банке поле 104 при отсутствии КБК надо оставлять пустым. Как показывает практика, система «поругается», но платеж в итоге пропустит.
ОКТМО (поле 105) — указывается ОКТМО того места, где аккумулируются перечисляемые средства (п. 4 правил). То есть ОКТМО УФССП, выставившего исполнительные документы. Узнать его можно в УФССП либо определить по адресу УФССП.
В полях 106, 107, 109 на основании п. 5 приложения 4 правил указывается 0.
В поле 108 должен быть проставлен идентификатор платежа, если это требуется. Заполнение поля 108 зависит от того, что указано в поле 101. В случае оплаты по исполнительным документам за физлицо в поле 101 следует указать значение 19. Тогда, в порядке, установленном правилами, в поле 108 надо указывать идентификатор физлица, ставшего причиной совершения платежа. В других случаях (например, при оплате «за себя») предприятию или ИП в поле 108 следует ставить данные документа — основания оплаты (например, код АР и номер исполнительного документа).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Поскольку нет специальных разъяснений, существует и альтернативная точка зрения на заполнение поля 101. В нем предлагается ставить 0 — т. е. вид бюджетного платежа не определен (такая позиция основана на заключениях, сделанных из содержания п. 4 приложения 2 правил).
Подробнее о заполнении поля 108 читайте здесь: «Заполняем поле 108 в платежном поручении в 2015 году».
Итоги
Формирование платежки на перечисление средств по исполнительным документам в банк-клиенте связано с некоторыми нюансами. Причина их в том, что счета служб судебных приставов открыты в УФК, и очень часто система по своим настройкам классифицирует данные платежи как бюджетные и требует заполнения обязательных в таких случаях полей и реквизитов.