Интернет-банк для ИП — это организация управления банковскими счетами через интернет. Каждый пользователь, имеющий компьютер и доступ к сети Интернет, может оплачивать счета, формировать выписки, переводить деньги, не покидая рабочего места. Данная статья поможет разобраться, что же такое интернет-банк, каковы его основные отличия и преимущества перед системой «клиент-банк» и классической схемой банковского обслуживания.
Нужен ли ИП расчетный счет?
Закон не обязывает предпринимателя иметь собственный расчетный счет в банке, однако в некоторых случаях без него не обойтись. Если ИП собирается официально заключать сделки с другими ИП и юрлицами, ему необходимо наличие банковского счета. К тому же существуют ограничения на объем наличных операций по одному договору между субъектами предпринимательства, составляющий 100 000 руб., что также сужает поле экономической деятельности ИП.
Плюсы наличия счета у предпринимателя:
- безналичная оплата счетов контрагентов;
- прием безналичной оплаты от поставщиков, расширение клиентской базы;
- возможность безналичной выплаты заработной платы работникам (если они есть);
- повышение надежности ИП в глазах клиентов и партнеров.
Минусы наличия расчетного счета:
- расходы на открытие и ведение счета;
- риск доверия средств банку: возможны блокировка, снятие средств со счета по требованию контролирующих структур.
О том, в каких случаях банк может заблокировать расчетный счет, читайте в нашей рубрике «Блокировка расчетного счета налоговой в 2015-2016 гг.».
Что такое интернет-банк и чем он отличается от клиент-банка?
Обе системы имеют плюсы и минусы. Система «интернет-банк» отличается тем, что все данные размещаются на сайте банка, предоставляющего услугу, а клиент лишь обеспечивает технические возможности для работы через сеть посредством браузера (как правило, это Internet Explorer, но возможны и другие варианты). То есть все данные организации хранятся на сервере финансовой организации, там же осуществляется и работа с системой, работа вне сети невозможна.
К плюсам работы с системой относятся:
- Удобство доступа. Нужен только доступ к интернету – подтверждение операций, проводимых ИП, осуществляется с помощью СМС (как и для обычных физлиц).
- Высокая степень защиты данных от внешних угроз. В случае поломки компьютера или случайного уничтожения данных с банковскими сведениями ничего не произойдет, так как данные хранятся на сервере.
- Простота использования. Нет необходимости обновлять программу для корректной связи с банковским сервером.
- Возможность применения системы одновременно несколькими пользователями, находящимися территориально в разных местах.
- Недорогое обслуживание.
Плюсы клиент-банка:
- Возможность работы в программе без подключения к сети – вход в программу осуществляется с компьютера с установленной специализированной программой шифрования данных (обычно «КриптоПро» различных версий) и электронного USB-ключа eToken (при этом новые документы можно сформировать, но нельзя отправить; выписки можно распечатать, выгрузить, но если их не загрузили с сервера в систему ранее, они также будут недоступны). Пользователю нет необходимости находиться в сети постоянно, необходимы лишь кратковременные сессии для обмена информацией с сервером.
Что такое eToken? eToken представляет собой защищенный носитель информации, похожий внешне на обычную USB-флешку. Однако внутри у него находятся встроенные защитные механизмы, предохраняющие данные ЭЦП от возможного копирования злоумышленниками или вирусами.
- Система работает более быстро и эффективно. Особенно это заметно на больших объемах обмена между компьютером и сервером.
- Наличие дополнительных сервисов, например просмотр изменений состояния документа, расширенные возможности обмена с различными бухгалтерскими программами.
Таким образом, выбор одной из систем удаленной работы с банком упирается в несколько критериев:
- Объемы работы организации, количество банковских документов.
- Технические возможности ИП: наличие и качество доступа к сети Интернет, состояние компьютерной техники клиента банка.
- Другие критерии: индивидуальные особенности работы бухгалтера, требования к безопасности, цена, необходимость работы с разных рабочих мест и так далее.
При необходимости ИП может совместно использовать обе системы.
Как выбрать интернет-банк для ИП?
Если предприниматель все-таки решил открыть расчетный счет, ему необходимо выбрать банк. При этом ИП рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
- Финансовый и народный рейтинг по данным ведущих консалтинговых компаний. Чем выше рейтинг, тем меньше шанс, что банк обанкротится, а вы будете иметь проблемы с выводом оставшихся на счете средств.
Подробнее о том, что делать, если у банка возникли серьезные финансовые проблемы, читайте в статье «Банк остался без лицензии – что с вашими налогами?»
- Отзывы субъектов малого бизнеса. Банк может отлично работать с физлицами и при этом иметь большие проблемы с обслуживанием ИП и юрлиц. Обращать внимание стоит не столько на количество негативных отзывов, сколько на то, как решаются проблемы клиентов.
- Стоимость банковского обслуживания. Складывается она из стоимости:
- ежемесячного обслуживания;
- работы в интернет-банке;
- СМС-информирования;
- платежной операции (отправка одной платежки).
В каждом банке свои тарифы. Для начала стоит приблизительно оценить количество и характер банковских операций, необходимых для работы ИП, а потом, на основании полученных данных, оценить привлекательность банковских предложений.
Если необходимо совершать много платежей в частные компании (плата за перечисление обязательных взносов в бюджет в большинстве случаев не взимается), выбирают, как правило, тариф подороже с ценой за 1 операцию более низкой. Если платежек мало, выгоднее обойдется дешевый тарифный план с высокой ценой за операцию.
- Возможность интеграции интернет-банка с другими электронными программами и сервисами (бухгалтерские программы, интернет-сервисы составления и отправки отчетности).
Подключение к системе
Как правило, при подключении к интернет-банку особых сложностей не возникает. Банк дает подробную инструкцию, согласно которой можно легко настроить все параметры работы системы. Если выполнить установку самостоятельно не удалось, всегда можно обратиться к специалистам службы поддержки по телефонам горячей линии (она есть почти во всех банках).
Итоги
Интернет-банк представляет собой современное эффективное средство для проведения банковских операций и расчетов. В настоящее время такие операции достаточно надежны, а риск краж со счетов или подделки электронной подписи минимален. К тому же сервис позволяет эффективно расходовать время и не тратить его на общение с операционистами и дорогу в финансовое учреждение: все вопросы решаются на рабочем месте.