Открываем обособленное подразделение при УСН

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Обособленное подразделение при УСН — возможно это или нет? В статье мы ответим на данный вопрос, а также расскажем, что необходимо сделать при открытии обособленного подразделения при УСН.

 

УСН и обособленное подразделение в 2017 г.

Как поставить подразделение на учет в налоговом органе

Что грозит за непостановку подразделения на учет

Куда платить упрощенный налог и сдавать отчетность

О чем в части подразделения дополнительно информируют ИФНС

Постановка ОП на учет в ФСС

Постановка ОП на учет в ПФР

 

УСН и обособленное подразделение в 2017 г.

Прежде чем открывать обособленное подразделение при УСН или переходить на упрощенку при наличии таких подразделений, нужно разобраться, возможно ли это. Подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, имеющим филиалы.

Филиал — это обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юрлица и осуществляющее все его функции или их часть, наделенное создавшим его юрлицом имуществом, действующее на основании утвержденных этим юрлицом положений и указанное в ЕГРЮЛ (пп. 2, 3 ст. 55 ГК РФ).

Налоговое же законодательство имеет свое определение обособленного подразделения. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более 1 месяца. Под рабочим в этом случае понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено ли его создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и вне зависимости от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Как видим, понятие обособленного подразделения в НК РФ более широкое, чем филиал. Отсюда следует, что наличие у организации подразделений, которые не являются филиалами, не препятствует применению упрощенной системы налогообложения. Это не раз подтверждали и контролирующие органы (письма Минфина России от 12.05.2014 № 03-11-06/2/22075, 24.07.2013 № 03-11-06/2/29196 и 20.06.2013 № 03-11-06/2/23305).

Создание филиала лишит юрлицо возможности применять УСН. Подробнее об этом — в материале «Создание филиала лишит компанию УСН».

Таким образом, открыть обособленное подразделение при УСН в 2017 году можно. Главное, чтобы у него не было признаков филиала. Таким представительством может быть, например, расположенный вне места нахождения головного офиса производственный цех, магазин или склад.

По месту нахождения каждого обособленного подразделения (кроме филиала или представительства) организации необходимо встать на учет в налоговом органе (пп. 1, 3, 4 ст. 83 НК РФ). Это необходимо сделать, даже если создано всего 1 рабочее место (письмо УФНС России по г. Москве от 31.03.2010 № 16-15/033302@).

Как поставить подразделение на учет в налоговом органе

Для того чтобы встать на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительствам, необходимо направить в налоговый орган сообщение о создании обособленного подразделения.

Примечание: если подразделение является представительством или филиалом, постановку организации на учет по месту его нахождения инспекция осуществляет самостоятельно на основании сведений из ЕГРЮЛ (пп. 3, 4 ст. 84 НК РФ).

Сообщение подается в инспекцию по месту учета организации (п. 4 ст. 83, подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Оно представляется по форме С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Срок направления — 1 месяц со дня создания подразделения.

Способы подачи сообщения следующие:

  • лично в инспекции (подает руководитель или уполномоченный представитель по доверенности);
  • по почте ценным письмом с описью вложения;
  • по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме.

Получив сообщение, в течение 5 рабочих дней налоговый орган осуществит постановку на учет с последующим уведомлением заявителя (п. 2 ст. 84 НК РФ) — оно составляется по форме 1-3-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Представлять в ИФНС какие-либо документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, не требуется (п. 2.1 письма ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@).

Если создается несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, встать на учет можно по месту нахождения одного из подразделений — по выбору организации. Сведения о выборе налогового органа нужно указать в уведомлении по форме 1-6-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@, направляемом в инспекцию вместе с сообщением о создании ОП (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Подробнее о действиях, совершаемых при регистрации обособленного подразделения, читайте в статье «Регистрация обособленного подразделения - пошаговая инструкция 2016».

Что грозит за непостановку подразделения на учет

За нарушение срока направления в инспекцию сообщения об открытии обособленного подразделения организацию могут привлечь к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Напомним, что это штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Должностным лицам организации при этом может грозить административная ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ — штраф от 300 до 500 руб.

За ведение деятельности без постановки на налоговый учет по основаниям, предусмотренным НК РФ, на организацию может возлагаться ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 116 НК РФ, — штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40000 руб.

Куда платить упрощенный налог и сдавать отчетность

Несмотря на наличие подразделений, уплата единого налога по УСН и авансовых платежей по нему производится полностью по месту нахождения организации (п. 6 ст. 346.21 НК РФ).

По месту нахождения головного офиса подается и декларация (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Об ответственности, наступающей при несдаче декларации, читайте в материале «Ст. 119 НК РФ (2016-2017): вопросы и ответы».

О чем в части подразделения дополнительно информируют ИФНС

С 2017 года все взносы, кроме взносов на травматизм, переданы в ведение налоговых органов и стали подчиняться требованиями НК РФ. В отношении обособленных подразделений (кроме находящихся за границей РФ) по взносам возникла обязанность (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ) сообщать в ИФНС о создании подразделений, наделенных правом начисления и выплаты зарплаты.

В то же время из фондов в отношении ставившихся там на учет обособленных структур юрлица по состоянию на начало 2017 года была передана информация в ИФНС. В связи с этим сообщение по ним в ИФНС делать тоже не требуется, если только у подразделения с 01.01.2017 не произошло изменений в полномочиях по начислению/выдаче зарплаты.

Об особенностях уплаты страховых взносов с 2017 года подробнее читайте в статье «Страховые взносы для обособленных подразделений с 2017 года».

Постановка ОП на учет в ФСС

В части взносов на травматизм страхователь должен встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если (подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 11 ст. 22.1 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ, подп. 1 п. 3, п. 6 приказа Минтруда России от 29.04.2016 № 202н):

  • оно не находится за границей;
  • имеет собственный расчетный счет;
  • начисляет и выдает зарплату.

Встать на учет в ФСС по месту нахождения подразделения необходимо в течение 30 календарных дней с момента создания ОП (подп. 2 п. 1 ст. 6 закона № 125-ФЗ).

Порядок регистрации и перечень представляемых документов определяется приказом Минтруда России от 29.04.2016 № 202н. В соответствии с пп. 6, 10 приложения 1 к этому документу в фонд по месту нахождения подразделения представляются:

  • заявление (форма утверждена приказом Минтруда России от 25.10.2013 № 576н);
  • копии документов, удостоверяющих наличие отдельного баланса и расчетного счета;
  • копии документов, подтверждающих начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Копии могут быть бумажными или электронными.

Всю прочую информацию фонд получает из ИФНС и других подразделений соцстраха в порядке межведомственного обмена.

В течение 3 рабочих дней со дня получения документов ФСС поставит организацию на учет с последующим уведомлением (п. 14 приложения 1 к приказу № 202н).

За нарушение срока регистрации ОП в ФСС руководителя юрлица могут оштрафовать на сумму от 500 до 1 000 руб. (ст. 15.32 КоАП РФ).

О том, в какие сроки в 2017 году нужно подтвердить основной вид деятельности, читайте в материале «Срок подтверждения основного вида деятельности перенесен».

Постановка ОП на учет в ПФР

Срок для регистрации подразделения в ПФР законом не определен. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, регистрируются в территориальных органах ПФР на основании следующих документов (п. 12 Порядка регистрации, утвержденного постановлением Правления ПФ РФ от 13.10.2008 № 296п):

  • заявления по форме, утвержденной постановлением № 296п;
  • свидетельства о постановке организации на учет в ИФНС по месту ее нахождения;
  • уведомления о регистрации организации в территориальном органе ПФР по месту ее нахождения;
  • положения об обособленном подразделении;
  • документов, содержащих сведения о наличии у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета;
  • документов, подтверждающих право выполнения от имени юридического лица обязанности по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц и уплате взносов на ОПС по месту нахождения обособленного подразделения.

Регистрация производится фондом в течение 5 рабочих дней, после чего он направляет организации 2 экземпляра уведомления, один из которых в течение 10 дней нужно представить в ПФР по месту нахождения организации (пп. 12, 14 Порядка регистрации № 296п).

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

Участвуй в обсуждении в нашей группе Вконтакте

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения