Какова ответственность за непредставление или представление неполных (недостоверных) сведений персучета

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Плательщика взносов на обязательное социальное страхование можно привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 27-ФЗ в случае непредставления им сведений персонифицированного учета или в случае представления неполных либо недостоверных сведений.

Ответственность предполагает наложение штрафа в размере 5% от суммы страховых взносов, начисленных к уплате в Пенсионный фонд за последние три месяца отчетного периода, за который данные сведения не были представлены в срок или были представлены с нарушениями (ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ). Для расчета этого штрафа во внимание принимаются суммы начисленных взносов только по тем застрахованным лицам, по которым были выявлены нарушения в персонифицированном учете или по которым сведения представлены не были (Письмо ПФР от 28.06.2006 N КА-09-26/6784, п. 16 Информационного письма ВАС РФ от 11.08.2004 N 79, Определение ВАС РФ от 24.07.2008 N 9340/08, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2013 N А27-893/2013, ФАС Московского округа от 07.04.2008 N КА-А40/2320-08, ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2008 N А05-12282/2007, от 25.03.2008 N А56-33113/2007).

 

Освобождение от ответственности

Однако даже при наличии признаков нарушения в определенных условиях ПФР идет навстречу страхователям и может осводобить их от ответственности. Так, в Письме ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, выпущенном в период действия Инструкции №318, были приведены эти условия:

- ошибка в сведениях была обнаружена самостоятельно страхователем после представления отчетности, и он сообщил о ней в территориальное отделение ПФР,

- ошибка была выявлена Пенсионным фондом, после чего отчетность возвращается страхователю для внесения им исправлений и повторной сдачи в течение двух недель.

В действующей в настоящее время Инструкции приведены тот же порядок и сроки исправления ошибок в данных персучета, что и в прежней. Поэтому можно предположить, что разъяснениями из Письма ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 можно руководствоваться и сегодня. Многие суды также согласны с такой точкой зрения (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.10.2012 N А63-12351/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.02.2013 N ВАС-1338/13)).

Но порой даже при соблюдении названных выше условий контролирующие органы пытаются штрафовать плательщиков страховых взносов. Чаще всего в данных ситуациях суды поддерживают страхователей (Постановления ФАС Уральского округа от 26.06.2012 N Ф09-5207/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2011 N А27-6335/2011, ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2012 N А56-6756/2012, от 20.05.2010 N А05-18579/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.10.2012 N А63-12351/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.02.2013 N ВАС-1338/13), от 02.08.2012 N А63-8401/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.11.2012 N ВАС-15351/12), от 25.02.2010 N А32-24282/08-53/500).

Бывает, что страхователь не в состоянии подать сведения персучета вследствие каких-либо чрезвычайных обстоятельств (например, пожар или потоп в помещении, где хранились документы).  Согласно Закону N 27-ФЗ страхователь в подобных ситуациях не освобождается от ответственности. Однако суды зачастую встают на сторону страхователей, ссылаясь на нормы налогового права, в частности ст. 111 НК РФ, где перечислены обстоятельства, исключающие вину в совершении правонарушения. Например, Постановлением ФАС Западно-Сибирского Округа от 03.12.2010 N А75-4770/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 08.04.2011 N ВАС-3682/11) страхователь был освобожден от ответственности за несвоевременное представление сведений персонифицированного учета вследствие пожара, уничтожившего документы.

В некоторых случаях контролирующие органы пытаются штрафовать плательщиков взносов за представление неполных (недостоверных) сведений персучета, несмотря на то, что страхователи данные сведения представлять не обязаны. Речь идет, например, о Ведомости уплаты страховых взносов, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п, в которой показывается задолженность по пенсионным взносам на начало и конец расчетного периода. Органы ПФР хотят привлечь страхователей к ответственности за ошибки в таких сведениях. Однако судьи с этим не соглашаются, основываясь на том, что если Закон N 27-ФЗ не предусматривает представление каких-либо сведений, то штрафовать страхователя за их неполное (недостоверное) представление нельзя (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2008 N А56-33073/2007 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 16.09.2008 N 11443/08), от 08.05.2008 N А56-22451/2007).

Ведомости уплаты страховых взносов должны представляться страхователями, уплачивающими пенсионные взносы за своих работников (п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденные Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п). А самозанятые лица в период до 2012 г., когда они подавали в ПФР сведения за себя, эти ведомости могли не представлять, поскольку те не указаны в исчерпывающем перечне сведений, установленном п. п. 5, 6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ. Следовательно, контролирующие органы не должны были требовать от таких лиц представления ведомостей уплаты страховых взносов (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 7802/09).

 

Смягчение наказания

Обратите внимание!

С 01.01.2015 нельзя воспользоваться смягчающими обстоятельствами. См. наш материал «С 01.01.2015 для страховых взносов нет смягчающих и отягчающих обстоятельств»

Есть ряд обстоятельств, которые могут смягчить наказание за совершенное правонарушение. В рассматриваемом случае смягчением наказания будет являться уменьшение суммы штрафа (ч. 2 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, ч. 1, 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ). Основываясь на судебной практике, к таким обстоятельствам можно отнести (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29.09.2011 N А11-205/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 29.12.2011 N ВАС-17290/11), ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2013 N А27-19064/2012, от 06.05.2013 N А75-8336/2012, от 25.07.2012 N А75-8594/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.09.2012 N ВАС-12263/12), от 28.02.2012 N А27-9162/2011, ФАС Дальневосточного округа от 30.06.2011 N Ф03-2879/2011, ФАС Московского округа от 27.05.2011 N КА-А40/4550-11, от 31.10.2012 N А41-16210/12, от 30.10.2012 N А40-34956/12-91-179, от 23.10.2012 N А41-16207/12, от 18.10.2012 N А40-44225/12-20-236, ФАС Поволжского округа от 23.10.2012 N А12-1515/2012, от 17.01.2012 N А55-7506/2011, ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2012 N А56-65945/2011, от 31.08.2012 N А56-69032/2011, ФАС Уральского округа от 22.10.2012 N Ф09-10080/12, от 25.08.2011 N Ф09-4659/11):

  • правонарушение было совершено впервые;
  • у страхователя нет задолженности по уплате взносов на момент совершения правонарушения;
  • отсутствие умысла на уклонение от уплаты взносов на обязательное социальное страхование;
  • страхователь представил сведения, пусть и с нарушением установленного срока;
  • незначительный пропуск срока;
  • наличие технических проблем, препятствующих своевременному направлению документов персонифицированного учета;
  • страхователь признал свою вину;
  • негативные последствия для Фонда отсутствуют;
  • страхователем является бюджетное учреждение;
  • размера штрафа не соответствует тяжести совершенного правонарушения.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения