Жалоба работника № 1 «Нет единения с коллективом»
В вопросе предсказания скорого увольнения работника невозможно переоценить значение обратной связи от него. В большинстве случаев именно случайные, казалось бы, ничего не значащие фразы могут служить верным индикатором того, что сотрудник подумывает об увольнении. И одна из таких фраз: «Я не чувствую единения с коллегами».
Что под ней подразумевается? Конечно, сотрудники не обязаны дружить между собой все без исключения. Однако, проводя на работе много часов ежедневно, невозможно не узнать коллег получше и наладить добрые взаимоотношения с коллективом.
Если же сотрудник заявляет, что чувствует себя изгоем, это является не только его личной проблемой, но бессознательно влияет и на общую атмосферу в коллективе, а значит, и на качество общей работы.
Здесь важна роль руководителя, который должен задать себе несколько вопросов:
- Знаете ли вы всех своих сотрудников по именам и в лицо?
- Знаете ли вы хотя бы приблизительно круг их интересов и то, чем они занимаются в свободное время?
- Признаете ли вы их заслуги публично?
- Даете ли обратную связь сотрудникам?
Если на эти вопросы руководитель не может ответить утвердительно, а важный сотрудник заявляет о том, что чувствует себя оторванным от коллектива, следует уделить внимание постановке общей цели для всего коллектива. Это позволит сплотить коллег и снизить желание покинуть компанию.
Что нужно знать работодателю об увольнении, подробно рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к этой системе, получите его бесплатно на пробной основе.
Жалоба работника № 2 «Я выполняю бесполезную работу»
Нередко сотрудник, особенно амбициозный, но вынужденный выполнять «мелкую» работу, может страдать от того, что не делает что-то значимое. Это не позволяет ему гордиться своей работой, получать новые навыки и развиваться. Руководителю следует регулярно напоминать такому сотруднику, почему его работа важна для компании и как она соотносится с глобальными целями.
Неплохо бы поговорить с таким сотрудником и выяснить, к какой работе у него склонность и чем он хотел бы заняться. Возможно, у него есть идеи, которые могли бы способствовать росту организации.
Можно составить план индивидуального развития сотрудника, который позволит, во-первых, мотивировать его, а во-вторых, действительно привести к успеху.
Жалоба работника № 3 «Я не вписываюсь»
На первый взгляд, эта жалоба схожа с первым вариантом. Однако в данном случае речь идет о несоответствии работника корпоративной культуре организации в целом. Культурное соответствие способствует продуктивной работе в команде и гарантирует взаимную поддержку.
Если этого соответствия нет, неизбежно возникают проблемы в коммуникации.
Проще всего отсеивать неподходящих сотрудников еще на этапе собеседования. Но если такой сотрудник уже работает и остро ощущает свое несоответствие, можно попытаться помочь ему, переведя, например, на дистанционный режим работы (если это позволяет характер деятельности).
Жалоба работника № 4 «Меня не ценят по заслугам»
Такая жалоба в большинстве случаев скрывает за собой не недовольство материальным поощрением за труд, а именно недостаток признания.
Руководителю стоит помнить, что признание заслуг и качеств работника не требует усилий или финансовых затрат, но оказывает мощный положительный эффект. Речь идет о мелких жестах — хороший отзыв о работе сотрудника, высказанный на общем собрании, поздравление со значимым событием в жизни и т. д.
Искреннее признание значимости сотрудника со стороны руководителя может стать ключевым фактором его общей удовлетворенности рабочим местом.
Итоги
Чтобы избежать увольнения продуктивных и просто хороших работников, руководителю следует прислушиваться к тому, какие жалобы озвучивает сотрудник. Многие из них являются явным сигналом к будущему увольнению. И задача руководителя — вовремя распознать такие сигналы и принять меры для того, чтобы сохранить лояльность ценного сотрудника к компании.
О нюансах процедуры расторжения трудового договора узнайте в нашей рубрике «Увольнение».