Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Что включают в себя операционные расходы?

Операционные расходы — это издержки, включающие множество повседневно производимых расходов, связанных как с изготовлением и продажей произведенной продукции, так и с управлением предприятием. Подробнее об их составе можно узнать из нашей статьи.

Операционные и внереализационные расходы - это...

До начала годовой отчетности за 2006 год прочие затраты делились:

  • на операционные расходы;
  • внереализационные;
  • чрезвычайные.

Операционные расходы по своей природе противопоставляются прямым расходам на непосредственное изготовление продукции и капитальным затратам. В качестве примера можно привести следующее: покупка автомата для изготовления кофе относится к капитальным расходам. А операционные затраты включают в себя расходы на приобретение самого кофе, сахара, воды, электроэнергии, издержки на обслуживание техники.

Операционные расходы включают в себя затраты, направленные:

  • на уплату банковских процентов и комиссий;
  • создание резервов денежных средств;
  • участие в УК других компаний;
  • предоставление за плату авторских прав;
  • предоставление во временное платное пользование своих активов;
  • продажу и иное отчуждение/списание товаров, основных средств и готовой продукции.

Внереализационные затраты – издержки на покрытие штрафов, пени, процентов, убытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, курсовые разницы и т. д.

Чрезвычайные – издержки, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств.

Но после принятия приказа Минфина от 18.09.2006 № 116н данная градация была упразднена и теперь согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы любого предприятия делятся на издержки:

  • от обычных видов деятельности;
  • прочие.

О том, какие издержки относятся к прочим, узнайте из статьи «Прочие расходы в бухгалтерском учете - это…».

Полный перечень прочих затрат приведен в п. 11 ПБУ 10/99. Список вы можете найти в Готовом решении от КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к К+, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Рассмотрим порядок учета прочих доходов и расходов в бухгалтерском учете.

Прочие доходы и расходы в бухгалтерском учете

Прочие доходы и затраты по общему правилу отражаются по счету 91. Учет доходов ведется по кредиту 91 счета, расходов – по дебету. Для их учета открываются субсчета первого порядка:

  • 91.1 – для учета доходов;
  • 91.2 – для учета затрат.

Записи по субсчету 91.1 и 91.2 производятся бухгалтером накопительно на протяжении отчетного периода. По итогам месяца выводится разница между прочими доходами и издержками, которая фиксируется на субсчете 91.9: по дебету отображается убыток, по кредиту – прибыль.

ВАЖНО! Аналитический учет должен обеспечить возможность выявления финрезультатов по каждой операции.

О нюансах бухучета прочих доходов и расходов читайте здесь. А основные проводки по учету прочих расходов вы найдете в К+:

Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Для разбивки затрат и доходов на операционные, внереализационные и чрезвычайные компании вправе самостоятельно разработать план счетов, утвердив его в локальном акте или использовать отраслевые планы счетов, например для предприятий агропромышленного комплекса (АПК). План счетов для фирм АПК утвержден приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654 и позволяет средним и крупным компаниям фиксировать прочие доходы и затраты, используя следующие субсчета:

  • 91.1 – операционные доходы;
  • 91.2 – операционные расходы;
  • 91.3 – внереализационные доходы;
  • 91.4 – внереализационные расходы;
  • 91.9 – сальдо прочих доходов и расходов.

Итоговое сальдо субсчета 91.9 в любом случае ежемесячно закрывается на счет 99 «Прибыли/убытки», в результате чего счет 91 не имеет остаточного сальдо на отчетную дату.

Прочие операционные расходы отражаются на субсчете 91.2.

О порядке и принципах учета доходов и расходов в организации читайте здесь.

Факторы повышения эффективности операционных расходов

Самой важной целью для управленческого персонала является оптимизация операционных расходов. Ведь их снижение позволит нарастить темпы развития операционной хоздеятельности и, соответственно, увеличить операционную прибыль. Факторы, влияющие на размер операционных расходов, делятся на внешние и внутренние.

Подробнее о порядке формирования такой прибыли вы узнаете из нашей статьи «Расчет и формирование операционной прибыли (формула)».

К внутренним факторам следует отнести:

  • Объем производства и продажи готовой продукции. Рост этих показателей хотя и приведет к увеличению операционных расходов, но при этом себестоимость единицы продукции может снизиться, поскольку размер постоянной составляющей операционных расходов не изменится. Например, в одном помещении к уже находящемуся там кофе-автомату установили еще 2 автомата. При этом транспортные расходы на техника, обслуживающего данные автоматы, остались прежними, но выросли затраты на потребляемую электроэнергию и расходные материалы. В таком случае себестоимость одного проданного стаканчика кофе может снизиться за счет того, что транспортные расходы на техника теперь распределяются между продукцией, выдаваемой 3 автоматами, а не одним, как раньше.
  • Длительность производственного цикла. С его сокращением уменьшается период оборачиваемости оборотных активов, соответственно, снижаются затраты по хранению продукции, потери от естественной убыли, инкассационные издержки по дебиторской задолженности, удельные затраты по управлению компанией.
  • Показатель производительности труда из расчета на 1 рабочего. Чем больше это значение, тем меньше сумма операционных расходов по расчетам с сотрудниками.
  • Техническое состояние основных фондов, задействованных в производстве. Чем больше они изношены, тем большим будет размер операционных расходов по их обслуживанию и ремонту.
  • Количество собственных оборотных активов. Чем их больше, тем меньшими будут финансовые расходы по обслуживанию заемного капитала, а соответственно, снизятся операционные издержки.

К внешним факторам (не зависящим от воли самой компании) относят:

  • Инфляционные процессы в стране. Чем больше уровень инфляции, тем выше размер операционных расходов, связанных с выплатой зарплаты, обслуживанием кредитов, оплатой за услуги сторонних компаний, включая транспортировку, ремонт и пр.
  • Изменение налоговых ставок и размеров иных обязательных платежей. В связи с тем, что налоги занимают большой удельный вес в операционных расходах, повышение ставок ведет к увеличению общей их суммы.

Итоги

Операционные расходы включают в себя повседневные издержки компании на ведение бизнеса, изготовление и реализацию продукции. В соответствии с ПБУ 10/99 эти расходы отнесены к прочим.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН