Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Процедура оприходования приобретенных основных средств

Оприходование основных средств — это постановка поступивших на предприятие ОС на учет. В этой статье мы расскажем вам о том, какие должны быть оформлены документы и сделаны проводки в ходе принятия к учету ОС.

Процедура принятия к учету ОС

ОС могут поступать в компанию разными путями:

  • покупка;
  • получение в дар;
  • обмен;
  • изготовление собственными силами или по договору подряда;
  • выявление излишков в ходе инвентаризации;
  • поступление по договору лизинга;
  • внесение в качестве вклада в уставный капитал.

Основной НПА, регулирующий учет ОС, — ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н. Согласно п. 4 этого ФСБУ для оприходования актива в качестве ОС нужно соблюсти ряд условий:

  • актив имеет материально-вещественную форму; 
  • актив будет использоваться в производстве продукции или оказании услуг, для сдачи в аренду или лизинг, а также для нужд управленческого персонала;
  • он будет применяться больше 12 месяцев;
  • компания не собирается перепродавать актив;
  • он принесет доход.

Для целей бухучета стоимость активов, относимых к ОС, лимитируется организацией самостоятельно (п. 5 ФСБУ 6/2020). Для целей налогообложения порог принятия к учету амортизируемого имущества — 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Основные нюансы учета ОС в бухгалтерском и налоговом учетах изложили эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. 

Единица бухучета ОС — инвентарный объект. При приеме актива создается комиссия, которая определяет соответствие ОС техдокументации и предполагаемым условиям использования, а также решает вопрос о необходимости доведения ОС до состояния, пригодного к использованию (постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7).

ОС принимается к учету по первоначальной стоимости — порядок ее формирования зависит от способа поступления актива в компанию:

  • для покупки ОС — стоимость самого актива;
  • для вклада в УК — согласованная учредителями денежная оценка;
  • при дарении и выявлении в ходе инвентаризации — рыночная стоимость на дату принятия актива к учету;
  • в случае обмена — стоимость объектов, переданных взамен.

Во всех случаях помимо указанных расходов в первоначальную стоимость включаются фактические траты на доставку, монтаж ОС, посреднические и консультационные услуги (п. 12 ФСБУ 6/2020).

НДС и другие возмещаемые налоги в стоимость ОС не включаются — подробнее об этом читайте в статье «Как предъявить к вычету НДС по основным средствам или оборудованию?».

Проводки для принятия к учету ОС

Затраты на формирование первоначальной стоимости ОС собираются на счете 08 (план счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина 31.10.2000 № 94н):

Дт

Кт

Описание операции

08

60 (76)

Приобретено ОС

19

60 (76)

Отражен НДС

68

19

НДС по ОС принят к вычету из бюджета

08

68

Отражены в учете сборы и пошлины

08

75

Поступило ОС в качестве вклада в УК

08

83

Безвозмездно поступило ОС от учредителя

08

98

Безвозмездно поступило ОС

08

10, 20, 23, 26, 70, 69, 76

ОС создано своими силами

08

91

ОС выявлено в ходе инвентаризации

После того как ОС будет готово к применению по назначению, бухгалтер перенесет скопившуюся на счете 08 первоначальную стоимость на счет 01:

  • Дт 01 Кт 08 — ОС введено в эксплуатацию.

Следующий этап для бухгалтера — определение срока полезного использования ОС. Для этого он должен изучить Классификацию основных средств (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1). Для целей налогообложения следует использовать утвержденную Классификацию ОС, а вот в бухучете срок полезного использования компания может установить, исходя из ожидаемых сроков эксплуатации, износа, морального устаревания и планов по замене ОС (п. 9 ФСБУ 6/2020). Алгоритм расчета амортизационных отчислений зависит от срока полезного использования и выбранного метода начисления.

Самый простой способ — линейный, подробнее о нем можно прочесть в материале «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».

Как принять к учету недвижимое имущество в качестве объекта ОС, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Документы для оприходования ОС

Первоначальная стоимость ОС определяется на основании первички, полученной от контрагентов, учредителей или других подразделений компании. Если комиссия разрешает ввести ОС в эксплуатацию, то компания должна оформить акт по форме № ОС-1 либо по самостоятельно разработанной форме, воспользовавшись своим правом отказаться от унифицированных документов (ч. 4 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если компания использует унифицированные формы, то для принятия к учету зданий или сооружений составляет акт по форме № ОС-1а. Для приемки нескольких однородных ОС предназначена форма № ОС-1б. Кроме того, на приобретенное ОС должна быть заполнена инвентарная карточка по форме № ОС-6 (малые компании заполняют ОС-6б, для группы ОС предназначена форма ОС-6а).

С перечисленными формами для оприходования ОС вы можете ознакомиться в следующих материалах:

Итоги

Процедура оприходования ОС проходит в несколько этапов:

  • поступление ОС в компанию;
  • работа комиссии по определению состояния ОС и необходимости доработки;
  • сбор затрат на доведение ОС до состояния, пригодного к эксплуатации, на счете 08;
  • ввод ОС в эксплуатацию и перенос стоимости ОС на счет 01;
  • определение срока полезного использования и метода начисления амортизации.

При этом на каждом этапе следует оформлять первичные документы по самостоятельно разработанным или унифицированным формам (в зависимости от учетной политики).

Добавить в закладки
Ваши вопросы
19 декабря 2023 10:36
Постоянная ссылка
оформили документ на дом построенный СНТ ранее Как поставить на учет ОС
Ответить
26 октября 2023 15:30
Постоянная ссылка

Здравствуйте! Для нового цеха, который строится закупили оборудование.Как его оприходовать? На сч.08 и на другой цех, а после стройки его перенести?

Ответить
26 октября 2023 21:31
Постоянная ссылка
Нет, на счет 07, на тот цех который строится.
Ответить
23 декабря 2022 09:42
Постоянная ссылка
Добрый день, как правильно поставить на учет оборудование во вновь открытом ООО стоимостью 5.000.000 руб. на баланс , если оборудование куплено учредителем ООО на свои деньги
Ответить
23 декабря 2022 15:09
Постоянная ссылка
Учредитель должен передать это основное средство организации. Сделать это можно разными способами: передача в безвозмездное пользование, передача в аренду, продажа объекта организации, внесение в качестве вклада в уставный капитал. При каждом способе будут формироваться свои бухгалтерские записи.
А так просто Вы не поставите это основное средство на баланс, поскольку оно не принадлежит ООО, авансовый отчет здесь явно не пройдет, поскольку дата передаточных документов (причем в пользу физлица!!!) окажется более ранней, чем дата регистрации фирмы. Налоговая это точно не пропустит.
Ответить
13 декабря 2022 15:33
Постоянная ссылка
Добрый день. Заключили контракт по благоустройству территории, оплатили.Какие документы должен предоставить поставщик,для постановки на учет ОС? И должны ли мы сами из процентовки выбирать детали для определения цены данного ОС?
Ответить
14 декабря 2022 09:27
Постоянная ссылка
Попробуйте обратиться с вопросом на наш форум, надеюсь, его участники смогут Вам помочь.
Ответить
26 июля 2022 10:46
Постоянная ссылка
Добрый день. Приобрели станок бу, вместе с ним перешла пленка ,как нам ее поставить на приход. Документов нет.
Ответить
26 июля 2022 14:55
Постоянная ссылка
Пленка - это у Вас расходный материал или неотъемлемая часть основного средства или Вы ее как отдельное основное средство хотите оприходовать? Я думаю, проще всего отразить ее наличие в акте приемки-передачи основного средства, которое составляется при передаче ОС. Также можно узнать мнение других специалистов на нашем форуме
Ответить
8 июня 2022 10:22
Постоянная ссылка
Добрый день.
Приобрели бу ОС - станок стоимостью 4млн. Покупали у лизинговой компании (данным ОС пользовалось в лизинг другое юр.лицо). Документов о сроке использования не предоставили. Продали как БУ. Можем ли мы сделать переоценку данного ОС и увеличить его стоимость. Заказать оценку данного средства по рыночной стоимости?
Спасибо)
Ответить
10 августа 2021 10:01
Постоянная ссылка
Добрый день! У нас сотрудник приобрел ноутбук свыше 40000 для работы за наличный расчет. По Авансовому отчету ОС садится как "Товар". При заполнении "Поступление ОС" этот товар просто не видно. Как правильно отразить ОС за наличку? Спасибо!
Ответить
10 августа 2021 20:35
Постоянная ссылка
Как вариант можно попробовать отразить поступление основных средств через 60 счёт, а затем закрыть его 71 счётом. Мы в старой программе практиковали такой способ ведения учета, не совсем корректно, но зато всё встаёт на свои места. Если такой вариант Вам не нравится, Вы можете задать свой вопрос на нашем форуме, возможно кто-то из его специалистов подскажет еще какие-то выходы из сложившейся ситуации.
Ответить
9 апреля 2020 22:27
Постоянная ссылка
Всё оборудование было закуплено для нашей компании другой организацией. Как теперь оприходовать и поставить на учёт?
Ответить
23 апреля 2020 07:23
Постоянная ссылка
организация должна оформить для вас документ Накладная на отпуск материалов на сторону извещение с указание счета, суммы. вы у себя это проводите и распечатываете документ приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов).
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН