Процедура принятия к учету ОС
ОС могут поступать в компанию разными путями:
- покупка;
- получение в дар;
- обмен;
- изготовление собственными силами или по договору подряда;
- выявление излишков в ходе инвентаризации;
- поступление по договору лизинга;
- внесение в качестве вклада в уставный капитал.
Основной НПА, регулирующий учет ОС, — ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н. Согласно п. 4 этого ФСБУ для оприходования актива в качестве ОС нужно соблюсти ряд условий:
- актив имеет материально-вещественную форму;
- актив будет использоваться в производстве продукции или оказании услуг, для сдачи в аренду или лизинг, а также для нужд управленческого персонала;
- он будет применяться больше 12 месяцев;
- компания не собирается перепродавать актив;
- он принесет доход.
Для целей бухучета стоимость активов, относимых к ОС, лимитируется организацией самостоятельно (п. 5 ФСБУ 6/2020). Для целей налогообложения порог принятия к учету амортизируемого имущества — 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Основные нюансы учета ОС в бухгалтерском и налоговом учетах изложили эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию.
Единица бухучета ОС — инвентарный объект. При приеме актива создается комиссия, которая определяет соответствие ОС техдокументации и предполагаемым условиям использования, а также решает вопрос о необходимости доведения ОС до состояния, пригодного к использованию (постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7).
ОС принимается к учету по первоначальной стоимости — порядок ее формирования зависит от способа поступления актива в компанию:
- для покупки ОС — стоимость самого актива;
- для вклада в УК — согласованная учредителями денежная оценка;
- при дарении и выявлении в ходе инвентаризации — рыночная стоимость на дату принятия актива к учету;
- в случае обмена — стоимость объектов, переданных взамен.
Во всех случаях помимо указанных расходов в первоначальную стоимость включаются фактические траты на доставку, монтаж ОС, посреднические и консультационные услуги (п. 12 ФСБУ 6/2020).
НДС и другие возмещаемые налоги в стоимость ОС не включаются — подробнее об этом читайте в статье «Как предъявить к вычету НДС по основным средствам или оборудованию?».
Проводки для принятия к учету ОС
Затраты на формирование первоначальной стоимости ОС собираются на счете 08 (план счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина 31.10.2000 № 94н):
Дт |
Кт |
Описание операции |
08 |
60 (76) |
Приобретено ОС |
19 |
60 (76) |
Отражен НДС |
68 |
19 |
НДС по ОС принят к вычету из бюджета |
08 |
68 |
Отражены в учете сборы и пошлины |
08 |
75 |
Поступило ОС в качестве вклада в УК |
08 |
83 |
Безвозмездно поступило ОС от учредителя |
08 |
98 |
Безвозмездно поступило ОС |
08 |
10, 20, 23, 26, 70, 69, 76 |
ОС создано своими силами |
08 |
91 |
ОС выявлено в ходе инвентаризации |
После того как ОС будет готово к применению по назначению, бухгалтер перенесет скопившуюся на счете 08 первоначальную стоимость на счет 01:
- Дт 01 Кт 08 — ОС введено в эксплуатацию.
Следующий этап для бухгалтера — определение срока полезного использования ОС. Для этого он должен изучить Классификацию основных средств (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1). Для целей налогообложения следует использовать утвержденную Классификацию ОС, а вот в бухучете срок полезного использования компания может установить, исходя из ожидаемых сроков эксплуатации, износа, морального устаревания и планов по замене ОС (п. 9 ФСБУ 6/2020). Алгоритм расчета амортизационных отчислений зависит от срока полезного использования и выбранного метода начисления.
Самый простой способ — линейный, подробнее о нем можно прочесть в материале «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».
Как принять к учету недвижимое имущество в качестве объекта ОС, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Документы для оприходования ОС
Первоначальная стоимость ОС определяется на основании первички, полученной от контрагентов, учредителей или других подразделений компании. Если комиссия разрешает ввести ОС в эксплуатацию, то компания должна оформить акт по форме № ОС-1 либо по самостоятельно разработанной форме, воспользовавшись своим правом отказаться от унифицированных документов (ч. 4 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Если компания использует унифицированные формы, то для принятия к учету зданий или сооружений составляет акт по форме № ОС-1а. Для приемки нескольких однородных ОС предназначена форма № ОС-1б. Кроме того, на приобретенное ОС должна быть заполнена инвентарная карточка по форме № ОС-6 (малые компании заполняют ОС-6б, для группы ОС предназначена форма ОС-6а).
С перечисленными формами для оприходования ОС вы можете ознакомиться в следующих материалах:
- «Унифицированная форма № ОС-1 — акт о приеме-передаче ОС»;
- «Унифицированная форма № ОС-1а — бланк и образец»;
- «Унифицированная форма № ОС-1б — бланк и образец»;
- «Унифицированная форма № ОС-6 — бланк и образец»;
- «Унифицированная форма № ОС-6а — бланк и образец»;
- «Унифицированная форма № ОС-6б — бланк и образец».
Итоги
Процедура оприходования ОС проходит в несколько этапов:
- поступление ОС в компанию;
- работа комиссии по определению состояния ОС и необходимости доработки;
- сбор затрат на доведение ОС до состояния, пригодного к эксплуатации, на счете 08;
- ввод ОС в эксплуатацию и перенос стоимости ОС на счет 01;
- определение срока полезного использования и метода начисления амортизации.
При этом на каждом этапе следует оформлять первичные документы по самостоятельно разработанным или унифицированным формам (в зависимости от учетной политики).
Здравствуйте! Для нового цеха, который строится закупили оборудование.Как его оприходовать? На сч.08 и на другой цех, а после стройки его перенести?
А так просто Вы не поставите это основное средство на баланс, поскольку оно не принадлежит ООО, авансовый отчет здесь явно не пройдет, поскольку дата передаточных документов (причем в пользу физлица!!!) окажется более ранней, чем дата регистрации фирмы. Налоговая это точно не пропустит.
Приобрели бу ОС - станок стоимостью 4млн. Покупали у лизинговой компании (данным ОС пользовалось в лизинг другое юр.лицо). Документов о сроке использования не предоставили. Продали как БУ. Можем ли мы сделать переоценку данного ОС и увеличить его стоимость. Заказать оценку данного средства по рыночной стоимости?
Спасибо)