Страховые взносы в ИФНС с 2017 года уплачиваются ИП и юрлицами по новым КБК, а также при предоставлении новых форм отчетности. Рассмотрим специфику реализации налоговиками полномочий по администрированию страховых платежей подробнее.
Федеральная налоговая служба как администратор страховых платежей: основные задачи
С 01.01.2017 ФНС РФ занимается администрированием большей части страховых платежей — всех, кроме взносов на травматизм, которые остались в ведении ФСС. Главным фактором, предопределившим реформу в системе администрирования страховых платежей, эксперты называют не самый высокий уровень собираемости взносов фондами, которые ранее за них отвечали, — ПФР (отвечал также за сбор платежей для ФФОМС) и ФСС (в части взносов по больничным и декретным).
Отметим, что ФНС уже имеет опыт сборов подобных платежей. С 2001 по 2009 год ведомство администрировало единый социальный налог (ЕСН), позднее замененный взносами в ПФР, ФСС и ФФОМС. Примечательно, что до 2001 года за сбор взносов также отвечали внебюджетные фонды.
Процедура взаимодействия нового администратора соответствующих взносов с налогоплательщиками принципиально не изменилась в сравнении с работой ПФР и ФСС. Прежними остались наименования взносов, принципы их исчисления, применение льгот, сроки уплаты.
Однако основным регулирующим нормативным актом в рамках данных правоотношений стал НК РФ. В нем появилась новая глава 34, которая заменила ранее действовавшие федеральные законы, по которым осуществлялось администрирование страховых взносов государственными фондами.
Узнать больше об особенностях нового законодательства о страховых взносах вы можете в статье «Налоговый кодекс и страховые взносы в 2017 году».
Полезно будет узнать больше о том, как именно разграничиваются полномочия между ФНС — текущим основным администратором страховых платежей, ПФР и ФСС — прежними администраторами данных платежей.
Особенности разграничения полномочий между государственными структурами (информация ФНС РФ с сайта ведомства)
После реформы ФНС имеет следующие полномочия (письмо ФНС РФ от 19.01.2017 № БС-4-11/793):
- контроль за корректностью подсчета, полнотой и своевременностью перечисления взносов (тех, что находятся в юрисдикции НК РФ);
- прием страховых платежей — начиная с периодов 2017 года;
- зачет и возврат страховых платежей в соответствии с решениями ПФР и ФСС;
- применение отсрочки или рассрочки по выплатам;
- взыскание недоимок по страховым платежам.
В свою очередь, фонды имеют полномочия:
- по приему от ИП и юрлиц расчетов по выплатам за периоды до 2017 года;
- по контролю за корректностью расчета, полнотой и своевременностью перевода взносов в фонды за периоды до 2017 года;
- принятие решений о возврате взносов на основании заявлений плательщиков и передача данных решений в ФНС.
Конкретно за ФСС, не считая полномочий по сбору взносов на травматизм, осталась компетенция по проверке расходов работодателей, предоставляющих пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а также возмещение данных расходов.
Конкретно за ПФР сохранены функции, которые связаны с ведением:
- персонифицированного учета;
- контроля за уплатой взносов по программам добровольного страхования.
Дальше рассмотрим один из аспектов реформы по передаче полномочий в администрировании страховых платежей ФНС — отчетность.
Отчетность по страховым платежам в ФНС: нюансы
В новые полномочия ФНС наряду с администрированием страховых платежей также входит получение отчетности по соответствующим платежам. Изначально данная компетенция принадлежала нескольким государственным фондам, и потому фирмы-работодатели были обязаны предоставлять несколько видов отчетности по страховым платежам.
В частности:
- в ПФР — формы РСВ-1 и СВЗ-М;
- в ФСС — форму 4-ФСС.
За периоды начиная с 2017 года налогоплательщики предоставляют новый вид отчетности — Единый расчет по форме КНД 1151111 и направляют его в ФНС.
В свою очередь, в компетенции ПФР остается получение отчетности по форме СЗВ-М. В ПФР также нужно будет направлять новую форму — СЗВ-СТАЖ (в первый раз, по итогам деятельности в 2017 году, предоставляется до 01.03.2018).
В компетенции ФСС — отчетность в новой редакции — по приказу ФСС от 26.09.2016 № 381, в части сведений о взносах на травматизм (поскольку, как мы отметили выше, ФСС продолжит собирать данные взносы).
Узнать больше о применении Единого расчета по страховым взносам вы можете в статье «Единый расчет по страховым взносам с 2017 года — бланк».
Сроки уплаты страховых взносов в налоговую инспекцию и КБК
Как мы отметили выше, сроки уплаты страховых взносов в ИФНС с 2017 года— те же, что были установлены для перечисления страховых платежей в государственные фонды. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. ИП — в любых пропорциях уплачивают фиксированный платеж до конца года.
В свою очередь, законодатель осуществил заметную корректировку КБК по взносам, которые взимает в соответствии с полученными полномочиями ФНС.
Если работодатель не перечислил страховые платежи в государственные фонды вовремя за периоды до 2017 года, то ФНС будет ожидать их перевода с применением КБК:
- по взносам в ПФР — 182 (код ФНС) 10202010061000160;
- по взносам в ФФОМС — (код ФНС) 10202101081011160;
- по взносам в ФСС — (код ФНС) 10202090071000160.
В свою очередь, уплачивая страховые взносы в ФНС с 2017 года, работодатель применит, соответственно, коды:
- для пенсионных взносов — (код ФНС) 10202010061010160;
- для медицинских взносов — (код ФНС) 10202101081013160;
- для взносов по больничным и декрету — (код ФНС) 10202090071010160.
ИП при задолженностях за периоды до 2017 года нужно применять КБК:
- по взносам в ПФР — (код ФНС) 10202140061100160;
- по взносам в ПФР с доходов более 300 000 руб. — (код ФНС) 10202140061200160;
- по взносам в ФФОМС — (код ФНС) 10202103081011160.
Заполняя платежки за периоды с 2017 года, ИП будет применять КБК:
- по взносам в ПФР — (код ФНС) 10202140061110160;
- по взносам в ФФОМС — (код ФНС) 10202103081013160.
КБК для взносов ИП по доходам более 300 000 руб. за 2016 год: 18210202140061200160. Для платежа 2017 года отдельного КБК для 1% в ПФР нет – см. «На какой КБК предпринимателю платить взносы с дохода свыше 300 000 рублей?».
Классификация статусов плательщиков взносов
Плательщики страховых взносов в ИФНС с 2017 года могут иметь разные статусы:
1. Плательщика, перечисляющего взносы в обычном порядке (без применения льгот).
2. Плательщика, имеющего право перечислять взносы со льготами.
3. Плательщика, обязанного перечислять в ФНС дополнительные взносы.
Код, соответствующий тому или иному статусу плательщика взносов, фиксируется в форме КНД 1151111.
Так, если фирма уплачивает взносы в обычном порядке, то фиксирует в форме Единого расчета код 01, 02 или 03 в зависимости от применяемой системы налогообложения — ОСН, УСН или ЕНВД. Если работодатель вправе уплачивать взносы по льготным тарифам, то в зависимости от конкретного из них должен будет указать в форме КНД 1151111 код, находящийся между кодами 04 и 16. Если работодатель обязан уплачивать дополнительные взносы, то он должен указать код в зависимости от конкретного типа взноса — число между 21 и 29.
Узнать больше об отражении кода плательщика в форме Единого расчета по взносам вы можете в статье «Код тарифа плательщика страховых взносов в 2017 году».
Рассмотрим более подробно, какие ставки применяются при уплате страховых взносов в ФНС исходя из статуса плательщика.
Уплата взносов в ФНС по обычному тарифу: ставки
Фирма, не имеющая льгот по страховым взносам, уплачивает их по ставке 22% в ПФР (выше максимальной базы — 10%), 2,9% — в ФСС (в пределах максимальной базы), 1,8% — в ФСС за иностранцев, 5,1% — в ФФОМС.
ИП уплачивает фиксированный взнос за себя по формуле
ВЗС = ВЗС (ПФР) + ВЗС (ФФОМС),
где:
ВЗС (ПФР) — взнос ИП за себя в ПФР;
ВЗС (ФФОМС) — взнос ИП за себя в ФФОМС;
ВЗС (ПФР) = МРОТ × 12 × 0,26 + Д300 × 0,01,
где:
Д300 — доход, превышающий 300 000 руб.;
ВЗС (ФФОМС) = МРОТ × 12 × 0,051.
При этом максимальная величина показателя ВЗС (ПФР) определяется по формуле
ВЗС-ОБЩ (ПФР) = 8 × МРОТ × 12 × 0,26,
где:
ВЗС-ОБЩ (ПФР) — максимально возможный взнос ИП за себя в ПФР.
Узнать больше о ставках по страховым взносам вы можете в статье «Какие ставки страховых взносов в 2015–2016 годах?».
Рассмотрим теперь специфику пониженных ставок по взносам.
Пониженные взносы в ФНС: основания для применения и ставки
Уплачивать страховые взносы в ФНС с применением различных льгот могут только фирмы-работодатели. Для ИП без работников возможность снизить платеж по соответствующей льготе отсутствует, если иное прямо не предусмотрено законом (далее в статье мы рассмотрим примеры подобных привилегий).
Работодатели же могут перечислять в ФНС страховые платежи (в зависимости от своего статуса, организационно-правовой формы и прочих оснований):
- с применением уменьшенных ставок по взносам в ПФР, ФСС и ФФОМС в 2017–2019 годах и иных периодах;
- в ПФР — по уменьшенной ставке, а в ФСС и ФФОМС — по нулевой ставке;
- не платить взносы вовсе.
Рассмотрим, какие критерии определяют возможность применения указанных льгот фирмами-работодателями.
Уплата сниженных ставок по взносам ФНС: основные критерии
Льготные ставки по страховым платежам можно подразделить на 2 типа:
1. Ставки, установленные с 2017 по 2019 год:
- по взносам в ПФР — 8% в 2017 году, 13% в 2018-м и 20% в 2019-м;
- по взносам в ФСС — соответственно, 2%, 2,9% и 2,9%;
- по взносам в ФФОМС — 4%, 5,1% и 5,1%.
Уплачивать взносы по приведенным ставкам вправе (при условии соблюдения прочих критериев, установленных ст. 427 НК РФ):
- предприятия на УСН, которые занимаются интеллектуальными разработками;
- предприятия, осуществляющие деятельность в особых экономических зонах.
2. Ставки, установленные для предприятий в сфере IT, которые работают за пределами особых экономических зон, с 2017 по 2023 год:
- по взносам в ПФР — 8%;
- по взносам в ФСС — 2%, для иностранцев и лиц без гражданства в статусе временно пребывающих в РФ — 1,8%;
- по взносам в ФФОМС — 4%.
При этом тарифы для временно пребывающих граждан стран ЕАЭС установлены те же, что для россиян, а за временно пребывающих высококвалифицированных специалистов (не являющихся гражданами стран ЕАЭС), получающих свой статус по закону «О правовом положении иностранных граждан» от 25.07.2002 № 115-ФЗ, взносы в ФСС уплачивать не нужно.
3. Ставки, установленные для фирм Севастополя, Крыма, резидентов свободного порта во Владивостоке:
- по взносам в ПФР — 6%;
- по взносам в ФСС — 1,5%;
- по взносам в ФФОМС — 0,1%.
Данными ставками предприниматели Крыма и Владивостока могут пользоваться в течение 10 лет после приобретения своего льготного статуса.
Нулевой платеж в ФСС и ФФОМС: критерии
Право на уплату взносов в ПФР по сниженной ставке — 20% и неуплату взносов в ФСС и ФФОМС имеют (при соблюдении, опять же, иных критериев, определенных ст. 427 НК РФ):
- предприятия на УСН, которые осуществляют виды деятельности, указанные в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ;
- фармацевтические организации и ИП (с лицензией) на ЕНВД;
- благотворительные организации, НКО;
- ИП на ПСН (с некоторыми ограничениями на виды деятельности).
Соответствующими льготами указанные хозяйствующие субъекты вправе пользоваться в 2017 и 2018 годах.
Узнать больше об использовании работодателями на УСН льготных страховых тарифов вы можете в статье «Льгота по страховым взносам при УСН в 2017 году».
Право на уплату взносов в ПФР по ставке 14% и неуплату — в ФСС и ФФОМС имеют резиденты инновационного центра «Сколково». Как и в случае с предприятиями Севастополя, Крыма и порта во Владивостоке, данное право установлено для хозяйствующих субъектов на 10 лет с момента приобретения ими льготного статуса (при условии, опять же, соблюдения прочих критериев, определенных ст. 427 НК РФ).
Кто вправе не платить взносы в ФНС?
Не уплачивать страховые взносы в принципе имеют право:
1. С 2017 по 2027 год — фирмы, являющиеся работодателями для экипажей судов, прописанных в Российском международном реестре. Данные суда при этом не должны использоваться в целях транспортировки и хранения нефти либо нефтепродуктов в российских морских портах.
2. Индивидуальные предприниматели (в части взносов за себя) — в периоды (п. 7 ст. 430 НК РФ):
- службы в армии;
- ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (но не более 6 лет в целом);
- ухода за человеком с инвалидностью 1-й группы, ребенком с инвалидностью, лицом в возрасте 80 лет и старше;
- проживания с супругом или супругой, которые проходят службу в армии по контракту, в местностях, где нельзя было трудоустроиться (но не более 5 лет в целом);
- проживания с супругом или супругой, работающих в дипломатических и торговых представительствах РФ за рубежом (но не более 5 лет в целом).
Дополнительные взносы в ФНС: нюансы
Уплачивать дополнительные взносы в ПФР, администрируемые ФНС в порядке, рассмотренном нами выше, обязаны в соответствии со ст. 428 НК РФ:
1. Работодатели, нанимающие сотрудников на места с вредными условиями труда (по видам работ, определенным законодательно), — по ставке 9%.
2. Работодатели, нанимающие сотрудников на места с тяжелыми условиями труда (также по видам определенных работ), — по ставке 6%.
3. Работодатели по п. 1 или 2, нанимающие сотрудников на места с вредными или опасными условиями труда, — по ставкам, зависящим от класса (подкласса) опасности или вредности, присвоенного по итогам спецоценки.
Так, самая высокая ставка установлена для 4-го класса (опасные условия труда) — 8%, самая низкая — для подкласса 3.1 (вредные условия) — 2%.
Если фирма обязана уплачивать дополнительные взносы по п. 3, то она не уплачивает те, что предусмотрены п. 1 или 2.
Еще одна разновидность взносов в ПФР — платежи на дополнительное социальное обеспечение. В соответствии со ст. 429 НК РФ данные взносы уплачиваются:
- фирмами, которые являются работодателями для экипажей самолетов и вертолетов, — по ставке 14%.
- фирмами, которые являются работодателями в сфере угольной промышленности, — по ставке 6,7%.
При этом перечни хозяйствующих субъектов, которые обязаны применять обозначенные тарифы на социальное обеспечение, устанавливаются законодательно.
Итоги
С 2017 года ФНС является основным администратором страховых платежей — всех, кроме взносов на травматизм, которые собирает по-прежнему ФСС. Аналогично основная отчетность по страховым платежам направляется также в ФНС (однако некоторые компетенции по приему отчетности сохранены за ПФР и ФСС). В платежках по взносам, составляемых в 2017 году, даже при оплате долгов за прошлые периоды, проставляются КБК, отражающие факт перечисления денежных средств на счета ФНС.
Узнать больше об особенностях уплаты различными хозяйствующими субъектами взносов в государственные фонды вы можете в статьях: