Когда ИП нужна электронная отчетность?
Индивидуальные предприниматели должны направлять отчетность в электронном виде:
1. В ФНС, если ИП:
- является плательщиком НДС;
- имеет штат работников, превышающий 25 человек за предшествующий год;
- подает декларацию впервые и на момент ее подачи сформировал штат в размере, превышающем 100 человек.
2. В ФСС, если:
- ИП имеет штат работников, превышающий 25 человек за предшествующий год;
- ИП подает отчетность в фонды впервые и на момент ее подачи сформировал штат в размере, превышающем 25 человек.
Как подается электронная отчетность ИП?
Электронная отчетность ИП в ФНС или государственные фонды является процедурой, которая осуществляется при использовании:
- электронно-цифровой подписи, оформленной на ИП, а также соответствующего ей сертификата;
- программного обеспечения, с помощью которого осуществляется подписание документов ЭЦП, а также их отправка на серверы ФНС.
ЭЦП и программа для работы с ней приобретаются у оператора электронной отчетности, который соответствует требованиям, установленным в приказе ФНС РФ от 04.04.2014 № ММВ-7-6/76.
Для того чтобы оформить ЭЦП, сертификат и получить программу для отправки отчетности в фонды, ИП нужно обратиться к соответствующему оператору и предоставить ему следующие документы:
- оригиналы или нотариально заверенные копии паспорта, свидетельства о государственной регистрации ИП, ИНН;
- выписку из ЕГРИП, оформленную не ранее чем за 6 месяцев до обращения к оператору.
Изучим некоторые нюансы, характеризующие оформление ЭЦП для отчетности ИП.
Оформление ЭЦП для отчетности: нюансы
При решении рассматриваемой задачи ИП полезно обратить внимание:
1. На возможность оформления ЭЦП через представителя. Для этого ему нужно составить нотариальную доверенность на представителя.
2. На возможность задействования не только инсталлируемого ПО для работы с ЭЦП, но и облачных сервисов проверки ЭЦП и отправки отчетных документов в государственные инстанции. Их преимущество заключается в:
- возможности отправлять отчетность с любого компьютера и устройства (смартфона, планшета), где есть браузер;
- возможности отправлять отчетность из любой точки подключения к сети;
- оперативности (не нужно тратить время на инсталляцию и настройку ПО и модулей, необходимых для проверки ЭЦП).
3. На необходимость установления внутрикорпоративного контроля доступа к носителю ЭЦП — флешке, eToken или их аналогам. Любая подпись, поставленная с их помощью, будет считаться подлинной, поэтому пользоваться данными устройствами должны только уполномоченные сотрудники.
Как сдать налоговую отчетность через личный кабинет налогоплательщика
Чтобы начать работать через личный кабинет налогоплательщика, предпринимателю понадобится логин и пароль, получить которые можно в любом отделении ФНС. Личный кабинет - бесплатный, функциональный сервис, который поможет безопасно взаимодействовать с налоговой.
Зная логин и пароль, можно узнать сведения о состоянии расчетов по налогам и сборам, отправлять запросы и получать информацию от ФНС электронно. Но чтобы отправить отчетность, предпринимателю понадобится электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Получить ее можно как на сайте ФНС, так и в удостоверяющем центре.
Внимание! Через личный кабинет налогоплательщика можно взаимодействовать только с ФНС. Такой вариант удобен для ИП без наемных сотрудников. В ПФР или ФСС отправить отчетность не удастся.
Итоги
Пользоваться электронной отчетностью обязаны многие современные ИП — как при подаче деклараций и иных документов в ФНС, так и при взаимодействии с внебюджетными фондами. Для этого самому ИП или через доверенное лицо необходимо оформить ЭЦП у специализированного оператора. Также нужно выбрать оптимальную программу для подписания и отправки отчетности — инсталлируемую на ПК либо облачную.
Подробнее об использовании электронных подписей — важнейшего программного элемента инфраструктуры электронной отчетности — читайте в статьях: