Законодательство о муниципальном задании
Ключевыми документами, определяющими порядок и условия выполнения муниципального задания, являются:
- Бюджетный кодекс РФ.
- Распоряжение Правительства РФ от 18 сентября 2019 года № 2113-р, которое определяет перечень типовых государственных/муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов Федерации, муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления.
- Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 года № 640, которое определяет Порядок формирования государственного задания, предварительную отчетность о выполнении задания и порядок осуществления контроля за его исполнением.
Муниципальное задание - что это такое
Государственное или муниципальное задание является официальным документом, который устанавливает для организации критерии касательно состава, качества, объема (содержания), условий, процедур и итогов предоставления государственных или муниципальных услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ).
Муниципальное задание нужно для того, чтобы
- обеспечить прозрачность и эффективность предоставления услуг населению;
- сформировать обязательства исполнителя в рамках предусмотренных требований;
- предусмотреть четкие стандарты по составу услуг, их качеству и объему;
- предусмотреть механизм оценки качества оказания услуг.
Процедуры и условия выполнения работ четко определены, что дает возможность государственным органам мониторить соблюдение установленных норм.
Важно отметить, что учреждения не имеют права отказаться от выполнения данного задания – это закреплено в законодательстве, в частности, в пункте 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) и других нормативных актах, касающихся некоммерческих организаций и автономных учреждений.
Кто составляет муниципальное задание бюджетному учреждению
Задания для муниципальных бюджетных учреждений, таких как местные школы, детские сады, спортивные клубы и другие организации, работающих на уровне муниципалитетов, определяют местные органы самоуправления (п. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ и п. 7 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Однако задание составляет не любой орган местного самоуправления, а конкретно учредитель того учреждения, для которого составляется задание.
В случае казенных учреждений процесс несколько отличается: задание разрабатывается и утверждается Главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС).
Все подробности формирования муниципального задания для учреждения вы можете увидеть в системе КонсультантПлюс по пробному доступу. Это бесплатно.
Как формируется муниципальное задание для учреждения
Муниципальное задание охватывает широкий спектр услуг и работ, которые организация обязана предоставлять или выполнять полностью или частично за счет бюджетных средств.
Процесс формирования государственного (муниципального) задания и его финансирование включает три этапа:
- Установление правил и сроков — это включает в себя разработку, внесение изменений и утверждение государственного (муниципального) задания. Также важным аспектом является представление отчетов о выполнении заданий, что позволяет контролировать эффективность использования бюджетных средств.
- Определение необходимых финансовых ресурсов. На этом этапе важно точно оценить объем средств, необходимых для выполнения государственного (муниципального) задания. Это может включать в себя как текущие расходы, так и капитальные вложения, в зависимости от специфики задания.
- Контроль за выполнением задания. Органы власти, осуществляющие функции учредителя, должны контролировать выполнение государственного (муниципального) задания. Это может включать регулярные проверки, оценку качества предоставляемых услуг и анализ отчетности.
Основные элементы муниципального задания
Важно, чтобы задание включало в себя определенные ключевые элементы. К ним относятся:
- Показатели муниципального задания, которые отражают качество и объем предоставляемых муниципальных услуг, а также выполняемых работ.
- Регламентация контроля за его выполнением (формы и сроки проведения контроля, а также условия и порядок досрочного прекращения выполнения задания). Такой подход позволяет не только следить за качеством предоставляемых услуг, но и оперативно реагировать на возможные нарушения или отклонения от заданных параметров. Также необходимо предусмотреть требования к отчетной документации, что обеспечивает прозрачность и подотчетность учреждений перед учредителем и обществом.
- Дополнительные данные, касающиеся специфики услуг, работ. Это может включать в себя, например, требования к квалификации сотрудников, которые будут предоставлять услуги, а также стандарты и нормы, которым должны соответствовать условия их оказания. Важно, чтобы эти дополнительные данные способствовали более четкому пониманию задач и ожиданий, стоящих перед учреждением.
Показатели муниципального задания
Показатели играют ключевую роль в процессе бюджетирования:
- нужны для составления проектных бюджетов;
- нужны для формирования смет бюджетных учреждений;
- нужны для определения объема субсидий, выделяемых учреждениям для реализации заданий.
В число показателей входят:
- категория физических (юридических) лиц, являющихся потребителями услуги;
- порядок оказания услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ их оказание предусмотрено на платной основе, или порядок установления этих цен (тарифов).
Финансирование муниципального задания
Финансирование расходов учреждения на выполнение муниципального задания осуществляется учредителем через предоставление целевой субсидии, направленной на обеспечение финансовых ресурсов для реализации установленных задач. Данные средства также охватывают исполнение государственного (муниципального) социального заказа, связанного с предоставлением социальных услуг населению. В соответствии со статьей 69.1 и пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выделенные ассигнования строго предназначены для достижения указанных целей, обеспечивая прозрачность и целевое использование бюджетных ресурсов.
Финансирование реализации муниципального задания происходит за счет средств, выделяемых из местного бюджета, могут привлекаться и субсидии регионального либо федерального уровня.
Объем средств, выделяемых для выполнения муниципального задания, вычисляется исходя из установленных норм затрат на предоставление муниципальных услуг. Это делается с учетом общих требований, установленных федеральными органами исполнительной власти, которые занимаются разработкой государственной политики и нормативным регулированием в соответствующих областях деятельности (п.1.16 Перечня нормативных актов, касающихся деятельности государственных учреждений, находящихся под контролем федеральных органов исполнительной власти).
Правила и сроки финансового обеспечения охватывают следующие моменты:
- установление и согласование норм затрат на предоставление муниципальных услуг, которые базируются на ключевых показателях и корректирующих коэффициентах, а также на расходах, связанных с выполнением работ;
- сроки, в пределах которых учредитель производит перечисление субсидий организации для выполнения государственного задания;
- распределение субсидий по временным рамкам и объемам, предназначенным для финансовой поддержки реализации муниципального задания;
- возврат субсидий в объеме, соответствующем не выполненным показателям муниципального задания, с учетом допустимых отклонений, если задание считается неосуществленным.
Стоит отметить, что муниципальное задание считается невыполненным в случаях, когда не достигаются или превышаются установленные пределы (допустимые отклонения) показателей, относящихся к объему предоставляемых муниципальных услуг (работ). Также это касается и тех показателей, которые демонстрируют качество оказываемых муниципальных услуг (работ), если такие значения были прописаны в муниципальном задании.
Срок исполнения муниципального задания
Срок, на который выдается муниципальное задание (в соответствии с п. 3 ст. 69.2 БК РФ) зависит от срока исполнения бюджета:
- стандартно на 1 год (т.к. бюджет всегда ежегодно утверждается на очередной финансовый год)
- до 3-х лет (если бюджет утверждается на очередной финансовый год и плановый период)
Существует возможность пересмотра и корректировки заданий в случае изменения социально-экономической ситуации. Она предусмотрена пп. 1 п. 5 ст. 69.2 БК РФ.
Важно! Для корректировки муниципального задания исполнитель предоставляет промежуточный отчет об исполнении. Если состояние выполнения не соответствует плановым показателям, то задание можно будет изменить.
Как учреждению учитывать субсидию на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания? Ответ есть в системе КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа, получите его бесплатно на пробной основе.
Ответственность за нарушения при выполнении задания
Важно отметить, что последствия за нарушение порядка создания и финансирования государственных заданий могут быть весьма серьезными. Административные штрафы являются лишь одной из мер воздействия. В случае систематического нарушения требований законодательства, должностные лица могут быть подвергнуты более строгим мерам, включая наложение дисциплинарных взысканий или даже уголовной ответственности.
При нарушении установленного порядка создания и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания (при условии отсутствия нецелевого использования данных средств), должностные лица могут быть подвержены административному наказанию в виде штрафа, который составит от 10 до 30 тысяч рублей (ст. 15.15.15 КоАП РФ).
С целью предотвращения таких нарушений, необходимо проводить регулярные проверки и контроль за использованием бюджетных средств, а также обучать сотрудников актуальным нормам законодательства. Это позволит не только минимизировать риски возникновения административных правонарушений, но и повысить общую эффективность работы государственного сектора.
Контроль за реализацией муниципальных заданий осуществляется как минимум один раз в год. Это происходит на основании утвержденного плана проведения контрольных мероприятий при выездных проверках. Кроме этого, контроль может быть инициирован в результате поступления жалоб на качество предоставляемых муниципальных услуг или в случае выявления несоответствий в отчетах о выполнении муниципального задания, что включает внеплановые выездные проверки.
Итоги
Таким образом, чтобы сделать муниципальное задание для бюджетного учреждения, необходимо:
- Определиться, какие работы, услуги может выполнять бюджетное учреждение в рамках задания;
- Установить, какой объем финансирования затрачивался ранее на выполнение муниципального задания и насколько нужно его увеличить с учетом общего роста цен на все товары в стране;
- Добавить расходные статьи на муниципальное задание в проект бюджета муниципального образования на следующий отчетный период;
- Прописать в муниципальном задании ключевые моменты и показатели исполнения, ориентируясь на Бюджетный кодекс РФ;
- Утвердить муниципальное задание у руководителя органа, который компетентен давать задание (учредителя или главного распорядителя бюджетных средств).