Кто может использовать простую ЭЦП
ЭЦП — электронный аналог собственноручной подписи (а в некоторых случаях и печати предприятия), подтверждающий авторство, полноту и целостность документа. Закон «Об ЭЦП» от 06.04.2011 № 63-ФЗ, регламентирующий алгоритм получения и использования ЭЦП, указывает на два ее вида: простую и усиленную.
Простая ЭЦП — набор символов и паролей, известный конкретному человеку. Использовать ее могут физлица, например в онлайн-банках или при электронном документообороте на портале госуслуг, а также сотрудники предприятия, визируя кадровые или распорядительные документы.
Подробности — в материале «Как сделать простую электронную подпись».
Как получить ЭЦП для сдачи отчетности через интернет
Для сдачи отчетности через интернет используется усиленная ЭЦП, которая, в свою очередь, имеет две формы:
- квалифицированная,
- неквалифицированная.
Неквалифицированная ЭЦП (НЭП) — подпись, созданная с помощью криптографического преобразователя информации, которая позволяет определить авторство документа и факт внесения в него изменений.
ЭЦП и МЧД: тест с ответамиДанную ЭЦП для сдачи отчетности в ИФНС используют физлица. Получить ее можно в личном кабинете налогоплательщика (ЛКН).
Узнайте больше о различиях между основными видами ЭЦП.
ЭЦП для отчетности в ФНС, сдаваемой юрлицами, должна быть квалифицированной. Она обладает всеми свойствами НЭП, но сопровождается обязательным атрибутом — сертификатом ключа проверки ЭЦП. Данный сертификат выдается на съемном носителе. Получить сертификат проверки ключа квалифицированной ЭЦП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).
Что такое удостоверяющий центр? Для чего он нужен? И как получить ЭЦП? Ответы на эти и другие вопросы узнайте в Путеводителе от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
ВНИМАНИЕ! С 2022 года квалифицированные ЭЦП от имени компании (и ИП) можно оформить бесплатно, но только в УЦ при ФНС России. В коммерческих УЦ подписи могут оформлять только физлица (сотрудники организации по трудовому договору). Узнайте больше об актуальном порядке применения ЭЦП различными категориями пользователей — на примере схемы ведения кадрового документооборота, рассмотренной экспертами «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите кпубликации на данную тему.
См. также «ФНС подсказала, как выбрать оператора ЭДО, и назвала лучших».
Какие документы необходимо взять с собой в УЦ (на примере оформления ЭЦП в УЦ Казначейства), узнайте здесь.
Регламент применения ЭЦП в Федеральном реестре сведений о деятельности юрлиц
Сертификат ключа проверки квалифицированной ЭЦП необходимо получать также для осуществления электронного документооборота (ЭДО) с Федеральным реестром сведений о деятельности хозсубъектов. В Реестр вносится информация о создании, реорганизации, ликвидации предприятий и ИП, изменении уставного капитала, изменении адреса, размера чистых активов.
Чтобы начать электронное взаимодействие с данным ведомством, пользователю необходимо зарегистрироваться. Последующая авторизация возможна только при помощи сертификата ключа проверки ЭЦП, выданного УЦ.
Инструкцию по установке компонентов ЭЦП для Федресурса (в виде PDF-файла) можно скачать здесь.
Зачем нужна ЭЦП при аккредитации на электронных торговых площадках
ЭЦП позволяет пользователям принять участие в электронных торгах по банкротству через интернет не выходя из дома. Но для начала абоненту следует пройти аккредитацию. При этом различные площадки выдвигают свои требования к виду ЭЦП. Поэтому прежде всего необходимо проверить, работает ли имеющаяся ЭЦП на данном сайте.
Так, сервис проверки ЭЦП на соответствие Закону № 63-ФЗ на площадке РОСЭЛТОРГ позволяет установить:
- вид подписи (квалифицированная, неквалифицированная);
- данные о компании (владельце сертификата);
- срок действия подписи.
На других площадках функционируют аналогичные сервисы.
Как пользоваться ЭЦП
Чтобы воспользоваться простой ЭЦП, при передаче документа следует ввести пароль в соответствующее поле запроса. Перед использованием квалифицированной ЭЦП необходимо установить на рабочий компьютер софт «КриптоПро» (или иной криптопреобразователь информации) и сертификат ключа проверки ЭЦП.
Дальнейшие действия зависят от особенностей используемой программы. Как правило, современные софты имеют клавишу «Подписать документ», далее выбирается сертификат и нажимается кнопка «Ок».
Узнайте о том, как может выглядеть электронная подпись на документе.
Итоги
Электронная подпись используется для придания юридической значимости электронному документу, а также позволяет установить его целостность, подлинность и авторство. Данный инструмент позволяет сэкономить массу времени и сил на организацию документооборота.
https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/kak-uznat-svoj-inn/