Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Для чего нужна электронная цифровая подпись

Для чего нужна электронная подпись, что такое ЭЦП, с какой целью и где ее можно получить? Ответы на эти и другие вопросы — далее в материале.

Кто может использовать простую ЭЦП

ЭЦП — электронный аналог собственноручной подписи (а в некоторых случаях и печати предприятия), подтверждающий авторство, полноту и целостность документа. Закон «Об ЭЦП» от 06.04.2011 № 63-ФЗ, регламентирующий алгоритм получения и использования ЭЦП, указывает на два ее вида: простую и усиленную.

Простая ЭЦП — набор символов и паролей, известный конкретному человеку. Использовать ее могут физлица, например в онлайн-банках или при электронном документообороте на портале госуслуг, а также сотрудники предприятия, визируя кадровые или распорядительные документы.

Подробности — в материале «Как сделать простую электронную подпись».

Как получить ЭЦП для сдачи отчетности через интернет

Для сдачи отчетности через интернет используется усиленная ЭЦП, которая, в свою очередь, имеет две формы:

  • квалифицированная,
  • неквалифицированная.

Неквалифицированная ЭЦП (НЭП) — подпись, созданная с помощью криптографического преобразователя информации, которая позволяет определить авторство документа и факт внесения в него изменений.  

ЭЦП и МЧД: тест с ответами Пройти тест

Данную ЭЦП для сдачи отчетности в ИФНС используют физлица. Получить ее можно в личном кабинете налогоплательщика (ЛКН). 

Узнайте больше о различиях между основными видами ЭЦП.

ЭЦП для отчетности в ФНС, сдаваемой юрлицами, должна быть квалифицированной. Она обладает всеми свойствами НЭП, но сопровождается обязательным атрибутом — сертификатом ключа проверки ЭЦП. Данный сертификат выдается на съемном носителе. Получить сертификат проверки ключа квалифицированной ЭЦП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

Что такое удостоверяющий центр? Для чего он нужен? И как получить ЭЦП? Ответы на эти и другие вопросы узнайте в Путеводителе от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года квалифицированные ЭЦП от имени компании (и ИП) можно оформить бесплатно, но только в УЦ при ФНС России. В коммерческих УЦ подписи могут оформлять только физлица (сотрудники организации по трудовому договору). Узнайте больше об актуальном порядке применения ЭЦП различными категориями пользователей — на примере схемы ведения кадрового документооборота, рассмотренной экспертами «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите кпубликации на данную тему. 

См. также «ФНС подсказала, как выбрать оператора ЭДО, и назвала лучших».

Какие документы необходимо взять с собой в УЦ (на примере оформления ЭЦП в УЦ Казначейства), узнайте здесь.

Регламент применения ЭЦП в Федеральном реестре сведений о деятельности юрлиц

Сертификат ключа проверки квалифицированной ЭЦП необходимо получать также для осуществления электронного документооборота (ЭДО) с Федеральным реестром сведений о деятельности хозсубъектов. В Реестр вносится информация о создании, реорганизации, ликвидации предприятий и ИП, изменении уставного капитала, изменении адреса, размера чистых активов.

Чтобы начать электронное взаимодействие с данным ведомством, пользователю необходимо зарегистрироваться. Последующая авторизация возможна только при помощи сертификата ключа проверки ЭЦП, выданного УЦ.

Инструкцию по установке компонентов ЭЦП для Федресурса (в виде PDF-файла) можно скачать здесь.

Зачем нужна ЭЦП при аккредитации на электронных торговых площадках

ЭЦП позволяет пользователям принять участие в электронных торгах по банкротству через интернет не выходя из дома. Но для начала абоненту следует пройти аккредитацию. При этом различные площадки выдвигают свои требования к виду ЭЦП. Поэтому прежде всего необходимо проверить, работает ли имеющаяся ЭЦП на данном сайте.

Так, сервис проверки ЭЦП на соответствие Закону № 63-ФЗ на площадке РОСЭЛТОРГ позволяет установить:

  • вид подписи (квалифицированная, неквалифицированная);
  • данные о компании (владельце сертификата);
  • срок действия подписи.

На других площадках функционируют аналогичные сервисы. 

Как пользоваться ЭЦП

Чтобы воспользоваться простой ЭЦП, при передаче документа следует ввести пароль в соответствующее поле запроса. Перед использованием квалифицированной ЭЦП необходимо установить на рабочий компьютер софт «КриптоПро» (или иной криптопреобразователь информации) и сертификат ключа проверки ЭЦП.

Дальнейшие действия зависят от особенностей используемой программы. Как правило, современные софты имеют клавишу «Подписать документ», далее выбирается сертификат и нажимается кнопка «Ок».

Узнайте о том, как может выглядеть электронная подпись на документе.

Итоги

Электронная подпись используется для придания юридической значимости электронному документу, а также позволяет установить его целостность, подлинность и авторство. Данный инструмент позволяет сэкономить массу времени и сил на организацию документооборота. 

Добавить в закладки
Ваши вопросы
16 августа 2020 17:10
Постоянная ссылка
Как я могу узнать свой номер инн что мне нужно сделать
Ответить
16 августа 2020 17:57
Постоянная ссылка
Об этом вы можете прочитать в материале сайта:
https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/kak-uznat-svoj-inn/
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН