Гриф коммерческая тайна — это особая отметка на содержащем секретные коммерческие сведения документе. Из нашего материала вы узнаете о его составе и видах, а также о том, какие документы не могут его содержать в силу требований закона.
Что такое гриф «Коммерческая тайна» и кто его вправе устанавливать
Гриф «Коммерческая тайна» («КТ») — это специальный знак:
- наносимый на содержащие секретную коммерческую информацию документы;
- помогающий выделить «секретный» документ из общего информационного потока.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 10 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ указанный гриф является одним из элементов комплекса минимально необходимых мер по охране конфиденциальной информации, включающем помимо нанесения спецзнака:
1. Разработку списка сведений, составляющих коммерческую тайну.
2. Обеспечение ограничения доступа к секретным сведениям путем:
- установления алгоритмов обращения с секретными данными;
- обеспечения контроля над соблюдением установленного порядка.
3. Организацию учета лиц:
- которые получили доступ к секретной информации;
- которым засекреченная коммерческая информация была предоставлена или передана.
4. Регулирование отношений по использованию секретных коммерческих сведений:
- работниками — на основании трудовых договоров;
- контрагентами — на основании договоров ГПХ (гражданско-правового характера).
Выполнение всех вышеуказанных мер вместе с нанесением грифа «КТ» является достаточным для того, чтобы признать установленным в компании режим коммерческой тайны (специальный режим работы с коммерческой информацией), позволяющий ее обладателю:
- увеличить доходы;
- избежать неоправданных расходов;
- сохранить положение на рынке товаров (работ, услуг);
- получить иную коммерческую выгоду.
Поставить на документ гриф «КТ» вправе только ее законный обладатель — юрлицо или ИП, правомерно контролирующее коммерческую информацию.
Состав и виды грифа «Коммерческая тайна»
Законом определен минимальный состав этого спецзнака — реквизиты обладателя секретной коммерческой информации, содержащие:
- полное наименование фирмы и адрес ее местонахождения — для юрлиц;
- Ф. И. О. физлица и место его жительства — для ИП.
Кроме минимально закрепленных на законодательном уровне реквизитов грифа «КТ» в него могут включаться и иные данные. К примеру:
- дата установления и снятия режима коммерческой тайны;
- количество экземпляров содержащего секретную информацию документа;
- иные реквизиты на усмотрение обладателя информации.
Способ нанесения грифа «КТ» в законе 98-ФЗ не определен и устанавливается обладателем секретной информации. В зависимости от типа носителя секретной информации гриф «КТ» может быть проставлен в виде:
- специального штампа;
- рукописной отметки;
- спецнаклейки;
- иных спецотметок.
Кроме того, содержащий секретные сведения документ может быть напечатан на специальном бланке, в число обязательных реквизитов которого включен гриф «КТ».
Образец грифа коммерческой тайны вы можете увидеть на нашем сайте.
Все реквизиты грифа «КТ», а также избранный компанией способ нанесения грифа «КТ» необходимо закрепить в приказе или ином внутрифирменном локальном акте (Положении о режиме коммерческой тайны, Инструкции о порядке работы с секретными коммерческими сведениями и т. п.).
О разнообразных способах, применяемых налогоплательщиками в своей деятельности, читайте на нашем сайте:
Нюансы проставления грифа на электронных документах
Современный документооборот во многом состоит из электронных вариантов документов. В законе 98-ФЗ отсутствуют специальные указания о способах нанесения грифа «КТ» на такие документы. В этой ситуации действует общее для всех засекреченных сведений правило (подп. 5 п. 1 ст. 10 закона 98-ФЗ) — гриф «КТ» наносится на носитель секретной информации, в качестве которого может выступать:
- жесткий диск;
- лазерный диск;
- дискета;
- флеш-карта;
- фото- или видеопленка;
- иные виды носителей электронных документов.
Необходимо отметить, что проставление на носителе информации грифа «КТ» не является достаточной мерой для сохранности секретной информации, содержащейся в электронном документе. Для соблюдения режима конфиденциальности после распечатки документа гриф «КТ» необходимо также разместить в электронном образе документа:
- на специально выделенном поле;
- в колонтитулах;
- с помощью нанесения специального штрихкода и т. п.
Кроме того, во избежание утечки содержащейся в электронных документах информации необходимо предпринять дополнительные меры:
- использовать специальное программное обеспечение;
- использовать электронные подписи;
- регламентировать порядок получения и использования паролей для входа в систему, содержащую секретную коммерческую информацию.
Когда и для чего юрлицо применяет квалифицированную электронную подпись, см. материал «Какая ЭЦП подходит для использования юридическим лицом?».
Порядок работы с секретным грифом
Помимо реквизитов грифа «КТ» и способа его нанесения на носители секретной коммерческой информации во внутрифирменных локальных актах должны найти отражение алгоритмы работы с такими сведениями:
- кем, когда и в каком порядке устанавливается и снимается гриф «КТ»;
- схема доступа к носителям секретной информации с грифом «КТ»;
- описание прав и обязанностей устанавливающих и снимающих гриф «КТ» должностных лиц;
- перечень контрольных мероприятий и ответственных за их осуществление лиц в сфере работы с грифом «КТ»;
- иные аспекты (порядок шифрования паролей, получение электронных подписей и т. п.).
Обязанности лиц по проставлению и снятию грифа «КТ», а также иные важные нюансы по данному вопросу необходимо прописать в должностных инструкциях или внутрифирменных локальных актах.
Скачивайте образцы должностных инструкций на нашем портале:
- «Должностная инструкция программиста — образец (2016)»;
- «Должностная инструкция маркетолога — образец (2016)».
Свойства, состав и объем информации, подпадающей под гриф «Коммерческая тайна»
Информация, относимая хозяйствующим субъектом к разряду секретных коммерческих сведений, в законе 98-ФЗ в виде отдельного списка не представлена. П. 2 ст. 3 этого закона в данном вопросе дает лишь ориентиры хозяйствующему субъекту, перечислив примерные группы таких сведений:
- информация любого характера (экономическая, техническая и другая);
- результаты интеллектуальных разработок в научно-технической сфере;
- описание методов осуществления профессиональной деятельности.
Засекречиваемые сведения коммерческого свойства из указанных групп объединяют общие свойства, они:
- обладают коммерческой ценностью (определенной степенью пригодности информации для принятия решений);
- не доступны третьим лицам на законном основании;
- охраняются обладателем в режиме коммерческой тайны.
Объем засекречиваемых коммерческих сведений определяется ее обладателем исходя из:
- специфики работы компании;
- масштабов ее деятельности;
- особенностей организационной структуры;
- иных организационно-технологических особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.
Конкретнее о видах секретной коммерческой информации см. в следующем разделе.
Что включает перечень засекреченных коммерческих сведений
Перечень сведений под грифом «Коммерческая тайна» устанавливается в компании отдельным локальным актом и в разных фирмах может иметь различный объем и состав, но в целом секретную коммерческую информацию можно разделить на следующие группы:
- организационно-деловая информация — клиентские базы, содержание коммерческой переписки и деловых переговоров, условия заключенных контрактов;
- сведения производственного характера — чертежи, конструкторские документы, производственные планы, описание техпроцессов, технологические карты, данные о способах производства;
- сведения интеллектуально-технического свойства — идеи, открытия, ноу-хау, разработки новых методов производства, планы внедрения новых технологий и видов продукции;
- финансово-экономические данные — алгоритмы ценообразования, показатели деятельности компании (размер прибыли, платежеспособность и т. п.), характер банковских операций.
Засекретить абсолютно всю информацию коммерческого характера хозяйствующий субъект не вправе. Законом 98-ФЗ обозначены группы сведений, доступных для всех заинтересованных лиц, — они не могут содержать отметку о конфиденциальности в силу требований закона.
На каких документах гриф «Коммерческая тайна» проставлять нельзя
В соответствии со ст. 5 закона 98-ФЗ недопустимо ограничивать доступ к сведениям (см. таблицу ниже):
Общедоступные коммерческие сведения |
|
Группа |
Состав |
О компании — обладателе коммерческих сведений |
|
О нарушениях компании — обладателя сведений |
|
Информация, связанная с безопасностью производства и граждан |
Сведения:
|
Приватизационная информация |
Информация об условиях конкурсов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности |
Финансово-имущественные данные ГУПов, МУПов |
Данные:
|
Сведения о деятельности НКО (некоммерческих организаций) |
Информация:
|
Итоги
Гриф «Коммерческая тайна» проставляется на носителях коммерческой информации ограниченного доступа и необходим для выделения «секретного» документа из общего информационного потока.
Порядок работы с грифом устанавливается на предприятии во внутреннем локальном акте и должен содержать: реквизиты грифа, порядок его установки и снятия, обязанности должностных лиц, ответственных за установку и снятие грифа и иные важные аспекты.