Статья 313 НК РФ: официальный текст
Ст. 313 НК РФ: вопросы и ответы
Что такое налоговый учет, кто его ведет и от чего он зависит?
Налоговый учет — это отдельный вид учета, призванный систематизировать информацию из первичных документов для определения суммы того или иного налога. Осуществляют налоговый учет в основном работники бухгалтерии, хотя в крупных компаниях для этого предусмотрены специальные отделы, службы и даже департаменты — все зависит от масштаба компании, видов уплачиваемых налогов и ряда других факторов (количества и разнообразия объектов налогообложения, их географического расположения и др.).
Объем информации, содержащийся в регистрах налогового учета и необходимый для расчета налогов, зависит от многих факторов. К примеру, для расчета транспортного налога недостаточно иметь перечень транспортных средств, которые зарегистрированы компанией в органах ГИБДД или Ростехнадзоре. Правильный расчет невозможно произвести без данных о мощности двигателя, дате постановки на учет или снятия с него. Кроме того, не обойтись без знания Налогового кодекса (в части порядка расчета налога) и регионального законодательства (по вопросам налоговых ставок, льгот, сроков отчетности и др.).
По вопросу применения положений ст. 313 НК РФ часто возникают споры с налоговиками. Эксперты КонсультантПлюс подобрали свежую судебную практику. Получите пробный доступ к правовой системе и переходите в аналитическую подборку.
Подробнее о расчете транспортного налога читайте в материале «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».
В чем состоит отличие налогового и бухгалтерского учета: положения ст. 313 НК РФ?
Ст. 313 НК РФ дает определение налоговому учету как системе обобщения информации, с помощью которой можно понять, как рассчитан тот или иной налог. Бухгалтерский же учет — это формирование документированной систематизированной информации об имуществе компании, ее обязательствах и их движении (п. 2 ст. 1 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Оба этих учета во многом схожи: они призваны собирать, накапливать и предоставлять информацию для дальнейшей обработки (составления отчетности, расчета налогов и т.д.). Однако различия у этих видов учета все-таки есть: на основе данных только налогового учета невозможно составить достоверную бухотчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и т.д.), потому что правила налогового учета, основанные на положениях Налогового кодекса, отличаются от правил бухучета.
Например, в отчете о финансовых результатах для формирования показателя чистой прибыли отчетного периода требуется полная информация о расходах и доходах, сформированная по правилам бухучета. Налоговый учет даст нам информацию о прибыли, сформированной в соответствии с требованиями НК РФ (с учетом нормирования, особого порядка формирования резервов и др.).
Подробнее о том, как заполнить бухгалтерский баланс, читайте в материале «Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)».
С другой стороны, данных бухучета не всегда достаточно для расчета налогов. К примеру, в целях исчисления НДФЛ недостаточно знать, кто и сколько заработал, — нужна информация по каждому сотруднику о количестве и возрасте детей (для получения стандартных вычетов), количестве календарных дней, в течение которых работник находился на территории нашей страны (для применения ставки НДФЛ в зависимости от статуса резидента), данные о гражданстве работников (для правильного расчета страховых взносов) и многое другое.
Можно ли не вести налоговые регистры?
Налоговый учет по нормам ст. 313 НК РФ можно организовать на основе информации, отраженной в регистрах бухучета, дополняя их недостающими данными. Можно вести отдельные налоговые регистры, закрепив их форму в учетной политике. Совсем не вести налоговые регистры опасно — за это предусмотрено наказание по ст. 120 НК ФР.
Как правильно вести налоговые регистры, детально описано в КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно. Чаще всего налоговики проверяют регистры по налогу на прибыль - как их оформить смотрите в этом Готовом решении, по учету НДФЛ - пример смотрите в этом материале, по НДС - правильно составить регистры поможет это Готовое решение.
Отсутствие налоговых регистров может быть чревато для организации и другими негативными последствиями. Например, если при налоговой проверке компания не сможет представить необходимые сведения для правильного расчета налогов, контролеры могут определить суммы налогов расчетным путем (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) — а это может грозить компании огромными доначислениями, пенями и штрафами.
О нюансах оформления копий документов для налоговиков читайте в материале «Как представить документы по требованию налоговой инспекции».
Нововведения 2023 года
С 2023 года ст. 313 НК РФ дополнилась положениями о переходном периоде для ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. До 31 марта 2023 года организациям, место нахождение которых было в обозначенных районах, необходимо было произвести инвентаризацию имущества, имущественных прав, требований и обязательств. Инвентаризация проводилась на основании первичных документов, результаты записывались в инвентаризационные описи. Затем описи необходимо было представить в налоговые органы и на их основании перейти на налоговый учет по стандартам Российской Федерации.
Итоги
Ст. 313 НК РФ определяет, что расчет налогов производится по данным налогового учета. Его организуют сами налогоплательщики и ведут в специальных регистрах на основе информации из первичных документов и иных необходимых документов.
Регистры налогового учета могут разрабатываться на основе регистров бухучета с добавлением в них недостающих реквизитов и информации.
Если компания не ведет обязательные налоговые регистры, она может быть оштрафована.
С 2023 года статья дополнена положениями о переходном периоде для ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.