Правила формирования лота, выбор варианта закупки, расчет НМЦК
Предварительно нужно определиться, какой вид охраны предусматривается закупкой частной фирмой либо государственной структурой в зависимости от охраняемого объекта:
- Объекты, охрана которых предусмотрена только отдельными государственными структурами:
- объекты, которые подлежат охране исключительно Национальной гвардией РФ (распоряжение российского правительства от 15.05.2017 № 928-р);
- объекты, находящиеся в ведении государственных органов власти России, для охраны которых формируют специализированные ведомственные подразделения (постановление российского правительства от 12.07.2000 № 514, ст. 8 Закона о ведомственной охране);
- объекты, цель охраны которых — обеспечение безопасности высших государственных должностных лиц (ст. 1 ФЗ № 57 «О госохране).
- Объекты, на которые не распространяется частная охрана. Кроме вышеперечисленных объектов, такими считаются те, охрану которых могут обеспечивать государственные структуры, а не частные охранные компании. Это, к примеру, отдельные помещения либо целые здания, принадлежащие государственным органам, индивидуальные помещения, используемые для хранения на законных основаниях оружия или наркотических средств.
- Объекты, которые охраняют частные фирмы. К таковым относятся все объекты, охранные полномочия для которых не возлагаются на специальные государственные подразделения соответствующими нормативными актами.
От вида объекта зависит выбор варианта закупки, условия предоставления услуг, состав лота и, соответственно, расчет НМЦК по 44-ФЗ (по услугам охраны).
Правила выбора варианта частных охранных услуг
Планируя закупку охранных услуг частной фирмы, зависимо от охраняемого объекта, условий организации охраны, можно выбрать один из следующих вариантов охранных услуг (ст. 3 закон «О частной детективной и охранной деятельности»):
- охрана объектов (имущественных ценностей);
- защита здоровья и жизни физических лиц;
- охрана имущества (объектов), обеспечение режима пропуска лиц на объект и внутри самого объекта, к которому предъявляются обязательные антитеррористические требования по защите;
- охрана имущественных ценностей (объектов) с применением специализированных охранных технических средств (например, сигнализации);
- консультация по обеспечению защиты объектов от незаконных посягательств;
- обеспечение порядка и безопасности на массовых мероприятиях;
- обеспечение пропускного режима на сам объект и на внутренней территории.
ВНИМАНИЕ! От выбора конкретного вида охранных услуг будут зависеть условия закупки и требования, предъявляемые к участникам.
Варианты охраны, которые не допускается добавлять в единый лот
Вариантов предоставления охранных услуг есть достаточно большое количество. Поэтому существуют риски ограничения конкуренции при объединении в единый лот одновременно нескольких разных услуг, связанных с охраной объектов. Далее рассмотрим конкретные примеры.
Охрана объектов, которые подлежат и не подлежат государственной охране
При одновременной закупке таких услуг их сможет оказывать организация, имеющая полномочия на государственную охрану. Соответственно, в закупке не смогут принять участие частные охранные компании, что ограничивает конкуренцию (решение УФАС РФ Московской области от 25.02.2019 № 07-24-4244/19).
По аналогичной причине в единый лот не рекомендуется объединять услуги по охране объектов, полномочия на охрану которых возлагаются на конкретные государственные структуры и которые могут охранять любые государственные охранные компании.
Какие услуги можно объединить в один лот при закупке по 44-ФЗ, рассказали эксперты "КонсультантПлюс". Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.
Охрана множества объектов, удаленных территориально друг от друга
Соединение в единый лот таких объектов во время закупки услуг охраны по 44-ФЗ обязывает участников фактически иметь большие ресурсы, необходимые для обеспечения заявки (участия в закупке) и для непосредственного исполнения контрактных условий.
Контролирующие органы могут признать такой лот ограничением конкуренции (решение УФАС РФ (Крым) от 09.01.2017 № 01/3501-16). Также к ограничению конкуренции, по мнению ФАС РФ, может привести и указание в едином лоте услуг охраны с применением средств тревожной сигнализации (пультовой) и физической (осуществляемой силами самих охранников), письмо № ПИ/29335/23 от 17.04.2023.
Выбор варианта закупки охранных услуг
Решение необходимо принимать, учитывая особенности и стоимость закупаемых охранных услуг, а также статуса объекта, подлежащего охране.
Случаи, когда закупку можно осуществлять у единого поставщика согласно ст. 93 ФЗ № 44:
- Стоимость контракта составляет не более 600 тыс. рублей. Убедитесь, что вы не превышаете предельного годового объема (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ), допустимого для закупки у единственного поставщика.
- Предполагается охрана объектов, для осуществления которой исключительные полномочия возложены на государственные учреждения, органы исполнительной власти.
- Если на этом же объекте нежилыми помещениями пользуются и прочие пользователи, которые уже подписали контракт с какой-либо охранной компанией.
По общепринятым правилам согласно ФЗ № 44 (ст. 24) запрос котировок в электронной форме допускается проводить, только когда сумма НМЦК составляет не более 10 млн рублей. Ограничение годового объема по рассматриваемым закупкам, установленное этой нормой, до 31.12.2025 не действует.
Проводите электронный конкурс при желании оценить заявки участников закупки одновременно по стоимости охранных услуг, квалификации исполнителей контракта и качеству предоставления соответствующих услуг.
Быстрее провести, в отличие от конкурса, можно электронный аукцион, когда НМЦК не более установленного размера. При этом победителя выбирать придется исключительно по цене (сумме цен единиц услуг) или размеру платы за оформление контракта (ст. 24, 42 ФЗ № 44).
Правила отображения охранных услуг в документации по закупке
Для отражения в документах по закупке услуг охраны по 44-ФЗ применяйте каталог услуг (работ, товаров) по обеспечению муниципальных и государственных потребностей (КТРУ), которые размещены в ЕИС. Услуги, связанные с обеспечением охраны объектов, в каталоге находятся под следующими кодами КТРУ: позиции 80.10.12.000-00000001-80.10.12.000-00000006 и позиции 80.10.12.000-00000011-80.10.12.000-00000013.
Расчет НМЦК
Как изменить цену контракта по 44-ФЗРассчитывайте НМЦК, контрактную стоимость с единым исполнителем, начальную стоимость предоставляемых услуг, работ, за единицу товара (далее — НМЦК), планируя закупку услуг по охране, по единым правилам, определенным Порядком из приказа Росгвардии от 15.02.2021 № 45.
Исключение: проведение закупок согласно п. 2 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, к которым этот документ может не применяться (Порядок № 45 п. 1).
Приказ № 45 содержит правила и порядок расчета НМЦК для объектов, на которые распространяется частная охранная деятельность и не распространяется. Но в обеих ситуациях необходимо применять для определения НМЦК разработанные формулы. В случае закупки дополнительных услуг, работ (к примеру, по созданию проекта, установке и дальнейшему обслуживанию охранных технических средств) нужно искать сведения в Реестре контрактов и отправлять о предоставлении ценовых данных соответствующие запросы.
К примеру, для расчета НМЦК при выполнении закупок охранных услуг для объектов, охрану которых может обеспечивать ЧОО (дополнительные услуги не предусматриваются) нужно:
- Сделать расчет прямых затрат почасовой работы охранного поста. При этом при расчете НМЦК в состав рабочей смены входит один охранник. Этот вид прямых затрат рассчитывается по установленной формуле (п. 5 Порядка из приказа Росгвардии от 15.02.2021 № 45) с применением указанных в п. 5 корректирующих коэффициентов. Формирование прямых затрат осуществляется по видам предоставляемых услуг охраны, которые указаны в п. 4 Порядке № 45.
- Сделать расчет косвенных затрат по формуле, установленной п. 2 Порядка № 45. Они составляют 20% от общей суммы предусмотренных прямых расходов.
- Рассчитать прибыль по формуле из п. 2 Порядка № 45.
Далее полученные значения вставляют в установленную формулу (п. 2 Порядка № 45) и получают НМЦК. При проведении расчета обязательно нужно учитывать НДС и индекс потребительских цен (на прочие услуги) — этот индекс можно узнать на сайте ЕМИСС.
Подробно о расчете НМЦК по формулам мы рассказали в материале.
Если требуется покупка дополнительных услуг, работ, нужно делать индивидуальный расчет для каждой услуги (работы) по соответствующей для нее формуле, используя методику анализа рынка (пп. 6, 12 Порядок № 45).
Для выполнения этих расчетов вам нужно также отправить запрос о цене услуг минимум трем потенциальным исполнителям контракта, сведения о которых есть в открытом доступе, а также поискать данные в Реестре контрактов. Вы также вправе, согласно Порядку № 45 (пп. 7, 13), разместить запрос на цены в ЕИС.
Дальше нужно вывести из найденных цен среднее арифметическое и рассчитать коэффициент вариации по формуле, установленной п. 9 Порядка № 45. Если он не превышает 15%, полученное среднее арифметическое согласно Порядку № 45 (пп. 8, 9, 14, 15) можно применять при расчете стоимости дополнительных услуг (работ).
ВНИМАНИЕ! При расчете НМЦК обязательно нужно учитывать такой факт: любая закупка допускается исключительно в рамках лимитов бюджетных обязательств (письмо Минфина РФ от 01.11.2021 № 24-06-06/88229).
Как прописать НДС в контракте по 44-ФЗТребования, которые включают в документацию по закупке охранных услуг согласно ФЗ № 44
Кроме стандартных условий закупки услуг охраны по 44-ФЗ нужно правильно определить требования, предъявляемые к участникам контракта, и критерии оценивания заявок при проведении конкурса.
Требования к участникам закупки
При планировании закупки у единого поставщика в ситуациях, предусмотренных ФЗ № 44 (ч. 1 ст. 31), а также при проведении конкурентных закупок к участникам предъявляются общепринятые требования, определенные ФЗ № 44 (пп. 3, 4, 5, 7, 7.1, 9–11 ч. 1 ст. 31).
Рекомендуется также применять требование об отсутствии данных участников закупки в РНП (в т. ч. о лицах, сведения о которых есть в заявке согласно подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 43 ФЗ № 44, если прочие требования не установлены российским правительством).
ВНИМАНИЕ! Если вы не применили требование по ФЗ № 44 (п. 1.1 ст. 31), нужно установить, что в РНП должны отсутствовать данные об участнике закупки (лиц, определенных данным законом), включенные из-за отказа от выполнения контракта по причине введенных ограничений (санкций) против заказчика (постановление российского правительства № 2571 от 29.12.2021).
При проведении закупок услуг охраны частными компаниями, кроме общих требований, в документацию обязательно включайте условие о соответствии участников сделки требованиям российского законодательства к лицам, занимающимся охранной деятельностью, а конкретно о наличии:
- Соответствующей лицензии для выполнения охранной деятельности в частном порядке (п. 32 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Требовать лицензию необходимо исключительно на виды охранных услуг, входящих в объект закупки. Поэтому, помимо названия самой лицензии, укажите, какие виды охранной деятельности должны быть в ней отражены. Если это условие проигнорировать, контрольные органы согласно законодательству вправе признать ваши действия нарушением. Кроме того, указывайте вид охранной деятельности в соответствии с формулировками из ст. 3 Закона об охранной деятельности.
ВНИМАНИЕ! Участниками конкурентных закупок также могут быть охранные организации, обеспечивающие государственную охрану, но им для предоставления таких услуг лицензия не требуется. Необходимые полномочия для осуществления подобных услуг на них возложены на основании нормативно-правовых актов.
Пример формулировки требований к участникам закупки охранных услуг по 44-ФЗ
Участники закупки обязаны отвечать требованиям российского законодательства, установленным к лицам, оказывающим охранные услуги, а именно:
- иметь лицензию на осуществление частной охранной деятельности с правом предоставления услуг по охране объектов и (или) имущественных ценностей, в т. ч. при перевозке, находящихся в собственности (пользовании, владении, доверительном или оперативном управлении, хозяйственном ведении) — для частных охранных компаний;
- иметь полномочия на предоставление услуг по охране в соответствии с нормативно-правовыми актами — для государственных охранных предприятий, организаций.
- Разрешения на ношение (хранение) служебного оружия, в т. ч. используемых к нему патронов (ч. 1 ст. 22 ФЗ № 150 «Об оружии»).
Такое разрешение нужно требовать исключительно тогда, когда вы планируете закупку в целях обеспечения вооруженной охраны объекта (имущественных ценностей).
Предъявление к участникам других требований согласно ч. 6 ст. 31 ФЗ № 44 может рассматриваться контролирующими органами как нарушение.
Можно ли требовать от участников наличия разрешения для применения радиочастот либо договорного соглашения о предоставлении услуг связи
Устанавливать подобное требование в извещении и в документах закупки, предусмотренных законодательством РФ (ФЗ № 44), не рекомендуется. Причины для этого зависят от типа приобретаемых услуг:
- Услуги по охране объектов с применением техсредств и принятию мер реагирования на их сигналы либо услуги, связанные с обеспечением порядка на массовых мероприятиях.
Для предоставления услуг подобного типа требуется доступ к эксплуатации радиочастот, проверка которого осуществляется лицензирующим органом. Соответственно, это требование может признаваться излишним.
- Остальные виды охранных услуг. По мнению представителей некоторых контролирующих ведомств, законно требовать у участников наличие доступа к радиосвязи в том случае, когда у вас есть серьезные обоснования неэффективности либо невозможности применения прочих вариантов связи. При отсутствии таких обоснований, а также при применении прочих способов связи (к примеру, сотовой) ваше требование могут признать неправомерным.
При проведении конкурентной закупки услуг физической охраны по 44-ФЗ объектов (территорий) дополнительно рекомендуется установить требование к участникам о наличии опыта в обеспечении охраны. Такие требования нужно применять независимо от того, с какой сферой деятельности вы связаны. Если НМЦК составляет 500 тыс. рублей или меньше, такое требование можно не устанавливать.
Определение порядка и критериев оценивания заявок для принятия участия в конкурсе по закупке услуг охраны
Если вы планируете провести для закупки физической охраны по 44-ФЗ электронный конкурс, определите для оценивания заявок участников минимум два критерия. Обязательно одним из таких критериев должна быть контрактная стоимость (ч. 4 ст. 32 ФЗ № 44; подп. «а» п. 5 Порядка, утвержденного 31.12.2021 постановлением российского правительства № 2604). Основываясь на предельных величинах, установленных этим Порядком (Приложение № 2), определите значимость выбранных критериев. Согласно этому приложению в процессе закупки услуг по охране территорий (объектов) установите значимость критериев в таких пределах:
- нестоимостные критерии — до 60%;
- контрактная стоимость (сумма цен единиц услуги) — от 40%.
В процессе закупки используйте показатель — опыт предоставления подобных услуг. Значимость этого критерия должна составлять от 60% общей суммы значимости всех используемых показателей по такому критерию, как «квалификация участников закупки». Чтобы по этому показателю провести оценку заявок (детализирующим показателям), используйте только уже исполненные договорные соглашения о предоставлении услуг, связанных с обеспечением охраны территорий (объектов).
Правила разработки проекта контракта
Российское правительство имеет право определять типовые условия контрактов. До принятия новых решений нужно использовать типовые условия и контракты, утвержденные до 01.01.2022. Но руководствоваться нужно исключительно положениями, которые не противоречат ФЗ № 44 (ч. 11 ст. 34) и от 02.07.2021 ФЗ № 360 (ч. 12 ст. 8).
Типовой контракт для предоставления услуг по охране объектов утвержден приказом Росгвардии от 01.06.2020 № 149. Если сведения по вашей закупке одновременно отвечают всем показателям информационной карты этого типового контракта, тогда применяйте его при разработке контрактного проекта, но исключительно в той части, которая не противоречит соответствующим положениям ФЗ № 44.
Согласно информационной карте рассматриваемого типового контракта использование контракта является обязательным, независимо от контрактной стоимости и выбранного способа закупки, в случае приобретения охранных услуг по кодам: ОКВЭД2 80.10, ОКПД2 80.10.12, кодам позиции КТРУ 80.10.12.000-00000001-80.10.12.000-00000013.
ВНИМАНИЕ! Типовой контракт предусмотрен для закупки охранных услуг, предоставляемых частными компаниями.
Итоги
Закупка охранных услуг согласно российскому законодательству, в частности ФЗ № 44, выполняется по типовому контракту. Предварительно к участникам закупки устанавливаются определенные требования, в зависимости от варианта услуг охраны, а затем формируется лот. В одном лоте не допускается объединение объектов, охрану которых могут обеспечивать только госструктуры, и объектов, допускающих охрану частными охранными фирмами.