Виды налогов: местный, региональный, федеральный
Рассматривая вопрос о том, налог на рекламу - это какой налог: местный или региональный, стоит подробнее рассмотреть эти виды налогов в целом, чтобы лучше разобраться в вопросе и понимать разницу. Вообще, законодательством нашей страны предусмотрено три уровня налогов: федеральные, региональные и местные. Поговорим о каждом из них подробнее.
Федеральные налоги. Этот вид налогов регулируется НК РФ, а именно ст. 13 «Федеральные налоги и сборы». Действует он на всей территории страны и включает обширный список отчислений. Например, привычный нам всем НДФЛ или НДС относятся к федеральным налогам. Денежные средства при уплате таких пошлин зачисляются сразу в бюджет страны.
Региональные налоги. Здесь уже у регионов появляется дополнительная возможность регулировать налоги на своей территории, в рамках Налогового кодекса, конечно же. Так, например, власти регионов могут разрабатывать и внедрять особые условия налогообложения и ставки. В список региональных налогов входит транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и др. Денежные средства от их уплаты полностью направляются в бюджет регионов.
Местные налоги. Их также регулирует НК РФ, но и власти на местах вправе издавать локальные нормативные акты. В этот список попадают хорошо известный многим налог на имущество физических лиц и земельный налог. Денежные средства от уплаты, соответственно, поступают в местный бюджет.
Налог на рекламу - это какой вид налога из трех перечисленных? Изначально он относился к местным видам налогов и впервые был введен 1 ноября 1992 года в Москве. Платить его должны были предприятия столицы при изготовлении и распространении рекламных материалов. Сегодня же реклама и вовсе двигатель торговли, а возможностей для ее распространения стало в разы больше. Например, интернет. В связи с этим в конце 2024 года был подписан Федеральный закон от 26.12.2024 № 479-ФЗ, который вносит изменения в налог по рекламе. Давайте рассмотрим эти нововведения подробнее.
Налог на рекламу в 2025 году
В конце 2024 года Президент РФ подписал закон, который с 1 апреля 2025 года вводит сбор с доходов от рекламы, размещенной в интернете. Платить в бюджет придется 3% от доходов, полученных за распространение рекламных материалов. Расчетным периодом признается квартал.
Плательщиками налога станут рекламодатели, которые размещают у себя рекламные материалы. Сюда могут быть отнесены:
- Администраторы различных пабликов, блогеры, рекламные агентства, владельцы различных интернет-площадок.
- Операторы рекламных систем. В эту категорию лиц попадут, например, такие гиганты, как Яндекс Директ или VK Реклама.
Для налога по рекламе предусмотрены и некоторые исключения. Так, в частности, платить его не придется тем, кто размещает рекламу на федеральном телевидении, радио, а также через каналы информационных агентств. Отчисления в бюджет могут не делать и редакции, учрежденные органами власти или при их непосредственном участии, а также финансируемые из бюджета.
Больше подробностей исчисления и уплаты налога на рекламу - в нашей статье.
Что же касается маркетплейсов, то им такой налог платить не придется. Это связано с тем, что их деятельность расценивается не как рекламная, а как действия по продвижению своих площадок. Однако законодатели рассматривают разработку отдельных норм для таких площадок позже.
Администрированием пошлины будет заниматься не налоговая, как это обычно бывает, а Роскомнадзор. Именно Роскомнадзор будет делать расчет суммы для перечисления, основываясь на сведениях о рекламе, которые собираются с распространителей, а также операторов рекламных систем. И все-таки налог на рекламу: местный или региональный? Ни то и ни другое. Нововведенная пошлина будет относиться к федеральному виду налогов. Платить ее придется в федеральный бюджет. Это четко прописано в вышеупомянутом Федеральном законе от 26.12.2024 № 479-ФЗ.
Полученные от этого вида налога денежные средства планируется направить на развитие и поддержку отечественных проектов в сфере ИТ, а также на создание государственных баз данных. Кроме того, с помощью этих денег будут поддержаны правообладатели ПО и баз данных, которые внесены в единый государственный реестр. Правительство также может задействовать такую пошлину, как источник средств для развития различных государственных информационных площадок и ресурсов.
ВНИМАНИЕ! Напомним, что нововведения вступают в силу с 1 апреля 2025 года. Однако еще раньше, с 1 марта, вступают в силу требования для рекламы финансовых услуг. В связи с этим все действующие договоры, и те договоры, которые будут заключены до 1 марта 2025 года, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 1 сентября 2025 года.
Конечно, всё ещё остается немало спорных моментов и неясностей в этом вопросе. Однако чуть позже стоит ожидать более подробных разъяснений от Правительства РФ.
Итоги
Налог на рекламу какой: местный, региональный или, может быть, вообще федеральный? Федеральный закон от 26.12.2024 № 479-ФЗ четко оговаривает, что рекламодатели и операторы рекламных систем обязаны осуществлять обязательные отчисления от дохода, полученного за реализацию услуг по распространению рекламы, в федеральный бюджет. Это требование можно найти в ст. 18, приведенной в вышеупомянутом законе.