Какие учреждения применяют счет 205 при ведении бухгалтерского учета
Счет 205 называется «Расчеты по доходам». Для отражения некоторых операций в процессе ведения бухгалтерского учета этот счет задействуют государственные, муниципальные учреждения:
- казенные;
- бюджетные;
- автономные.
Этот счет используется для отражения сумм доходов в момент, когда у учреждения появляются законные основания на предъявление соответствующих требований по отношению к их плательщикам. Таким основанием могут служить заключенные договора, контракты. Кроме того, доходы, подлежащие учету на счете 205, могут возникать при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству РФ на него функций, а также по факту поступивших от плательщиков предоплат.
ВАЖНО! Не следует путать счет 205 и счет 209. Последний предназначен не для отражения доходов, а для учета расчетов по ущербу и иным доходам, возникающим по разным причинам (например, при возмещении ущерба виновными лицами).
Какие доходы учитывать на счете 205
В п. 197 Инструкции № 157н указана информация о том, что счет 205 в бюджетном учете необходимо использовать для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленным учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов). В этом же пункте нормативного документа обозначено, что 205-й счет учреждения госсектора должны задействовать для отражения операций, связанных с поступлением сумм предварительной оплаты от плательщиков.
Любое учреждение госсектора вправе признавать доходы только в тех случаях, когда имеется факт совершения операции или наступили события, в результате которых ожидается экономическая выгода. Главным критерием любого дохода должна быть четко определенная сумма. Более подробно критерии, которыми характеризуются доходы, обозначены в СГС «Доходы».
Весь список критериев, которые определяют доходы учреждения, вы можете посмотреть в "КонсультантПлюс". Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.
Если учреждению требуется отразить в бухгалтерском учете доходы, полученные на основании договоров подряда и возмездного оказания услуг, необходимо брать во внимание срок, на который были заключены названные договора. Если этот срок превышает 12 календарных месяцев, то при отражении доходов целесообразно руководствоваться СГС «Долгосрочные договоры». Чтобы процесс применения стандарта был более понятным, рекомендуется дополнительно воспользоваться соответствующими Методическими указаниями из письма Минфина России от 28.10.2019 № 02-06-07/84752.
205-й счет в бюджетном учреждении используется только в определенных случаях. Так, на этом счете нужно учитывать расчеты по доходам:
- от оказания платных услуг и выполненных работ, в том числе от компенсаций затрат;
- от собственности;
- возникающим в результате безвозмездных денежных поступлений текущего и капитального характера;
- от операций с активами;
- некоторым другим.
Чтобы не ошибиться, целесообразно руководствоваться следующими нормативными документами: пп. 92, 93 Инструкции № 174н, п. 77 Инструкции № 162н, пп. 95, 96 Инструкции № 183н.
В пп. 2–4 ст. 41 и п. 3 ст. 160.1 БК РФ указано, что счет 205 должны применять в работе администраторы доходов бюджета. Доходы, которые отражают такие учреждения на счете 205, условно можно разделить на две группы: налоговые и неналоговые:
- Налоговые. В эту группу следует включать все доходы налогового характера, а также пени и штрафы, возникшие в результате несвоевременной уплаты налогов и по итогам других идентичных правонарушений.
- Неналоговые. В эту группу включают доходы, имеющие разные источники происхождения.
К неналоговым относятся:
- Доходы, полученные в рамках использования имущества, признанного муниципальной или государственной собственностью, за исключением имущества бюджетных, автономных учреждений, а также имущества унитарных предприятий (включая казенные), земельных участков и других объектов недвижимости.
- Доходы от платных услуг, которые оказываются казенными учреждениями.
- Доходы, полученные от операций с активами — от продажи имущества, признанного государственной или муниципальной собственностью, где исключение: доходы от продажи акций, государственных запасов драгоценных камней и драгметаллов. Сюда не относятся активы в виде движимого имущества бюджетных, автономных учреждений, а также имущество ГУП (МУП), в том числе казенных унитарных предприятий, участки земли и иные объекты недвижимого имущества.
- Доходы, полученные в рамках возмещения причиненного ущерба, а также полученные оплаты штрафов, неустоек, пеней.
- Прочие доходы.
Кроме того, если администраторы доходов бюджета получают какие-либо безвозмездные поступления, то эти средства также должны признаваться доходами и учитываться на счете 205.
Особенности отражения расчетов по доходам в бухгалтерском учете учреждений государственного сектора
В п. 9 Порядка № 209н указано, что все учреждения государственного сектора на счете 205 должны вести учет доходов (поступлений), которые по экономическому содержанию нужно относить на подстатьи КОСГУ, включенные в группу 100 «Доходы».
Детальная группировка расчетов по счету 205 на аналитические группы синтетического счета объекта учета представлена в п. 199 Инструкции № 157н. Кроме того, учреждения, применяющие счет 205 в бюджетном учете, имеют право на свое усмотрение устанавливать в учетной политике в рабочем плане счетов дополнительные аналитические коды счетов бухучета по видам доходов. Главное — предварительно согласовать это с субъектом консолидации.
Налоги, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование
Если на учреждение государственного сектора возложены функции администратора доходов бюджета, то расчеты по доходам необходимо вести на аналитических счетах группировочного счета 205.10. Например, счет 205.11 используется для отражения расчетов с налогоплательщиками, а счет 205.13 — для расчетов с плательщиками таможенных платежей.
Расчеты по доходам от собственности
Если учреждение получает доходы от собственности, то их учет необходимо вести на счете 205.20. Счет группируется аналитическими счетами. В частности, на 205 21 счете необходимо отразить расчеты по доходам, которые учреждение получает на основании договоров операционной аренды.
Платные услуги и работы, компенсации затрат
Большинство учреждений государственного сектора оказывают платные услуги населению, а также выполняют определенные работы, за которые также взимается плата. Такие поступления, а также доходы, связанные с компенсацией затрат, подлежат отражению в учете на счете 205.30.
Например, если учреждение взимает плату за оказанные услуги и выполненные работы, то доход попадает на счет 205 31 в бюджетном учете. Возмещение расходов на оплату, например, коммунальных платежей также отражается, только для этого используется 205 35 счет в бюджетном учете.
Полученные от уплаты штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба доходы
Доходы такого характера возникают в учреждениях государственного сектора, которые выполняют функции администратора доходов бюджета. Такие доходы учреждение может признать реальными только в тот момент, когда появится основание — требование к плательщикам, выдвинутое в рамках исполнения действующего законодательства.
Для отражения таких доходов используется счет 205.40. Он, в свою очередь, детализируется несколькими аналитическими счетами. Например, 205 45 счет в бюджетном учете предназначен для отражения расчетов по прочим доходам от сумм принудительного изъятия.
Расчеты по поступлениям безвозмездного характера
Если появляется конкретное законное основание, учреждение госсектора вправе принимать к учету поступления безвозмездного характера. Они могут быть текущими и капитальными. Причем для отражения в учете первых используется счет 205.50, а вторых — 205.60.
Оба счета детализируются. Например, если учреждению необходимо отразить расчеты:
- по текущим поступлениям из других бюджетов, то необходимо задействовать счет 205 51 в бюджетном учете;
- по средствам от сектора госуправления, то для их отражения учреждением (бюджетным, автономным) используется 205 52 счет в бюджетном учете.
Безвозмездные поступления могут быть капитальными. Если средства от сектора государственного управления и они были признаны капитальными, то для их учета используется счет 205 62 в бюджетном учете.
Примеры проводок по счетам 205.50 и 205.60
Все операции по доходам необходимо отражать в учете. Отражение возможно при помощи проводок, составленных методом двойной записи.
Пример: учредитель получает возврат средств текущего характера, которые ранее были направлены учреждению в качестве субсидий. Поступление средств учредитель обязан отразить в учете бухгалтерскими проводками:
- Дт КДБ 1.205.53.562 — Кт КДБ 1.401.10.153 — если субсидии предназначались для выполнения государственного или муниципального задания;
- Дт КДБ 1.205.53.562 — Кт КДБ 1.401.10.153 — если на иные цели.
Бывает так, что необходимо отразить задолженность по возврату в бюджет остатка неиспользованной целевой субсидии. Тогда при применении 205-го счета в бюджетном учете проводки составляются следующие:
- Дт КДБ 1.205.53.562 — Кт КРБ 1.206.41.662.
Признание расчетов в сумме возвращенной субсидии (по окончании финансового года):
- Дт КРБ 1.206.41.562 — Кт КДБ 1.205.53.662.
Поступление средств в доход бюджета:
- Дт КДБ 1.210.02.153 — Кт КДБ 1.205.53.662.
Автономные и бюджетные учреждения доходы, полученные из соответствующих бюджетов, должны отражать в учете. Такие доходы необходимо относить на счет 205.62. К категории указанных доходов могут быть отнесены:
- субсидии, полученные учреждением на реализацию иных целей;
- гранты, выделенные учреждению в форме субсидий, носящих капитальный характер;
- субсидии на капитальные вложения;
- прочие денежные поступления капитального характера, перечисляемые на безвозмездной основе.
ВАЖНО! В некоторых случаях условиями предоставления денежных средств предусматриваются расходы капитального и некапитального характера. Если доля первых составляет 80% и более, то доходы нужно признавать капитальными, а если меньше, то, соответственно, некапитальными. Основание — п. 7 Порядка № 209н.
Пример: бюджетному учреждению необходимо отразить в учете расчеты по предоставленным грантам в форме субсидий или по иным поступлениям капитального характера, полученным на безвозмездной основе. Задействуя счет 205 62, в бюджетном учете необходимо отразить операции путем составления бухгалтерских проводок.
Сначала нужно начислить сумму доходов будущих периодов по безвозмездным поступлениям капитального характера:
- Дт 0.205.62.56X — Кт 0.401.4X.162 — средства были предоставлены учреждению с условием.
НА ЗАМЕТКУ. Начисление сумм доходов текущего периода по безвозмездным капитальным поступлениям, предоставленных без условий, осуществляют по проводке Дт 0.205.62.56X — Кт 0.401.10.162.
Как только средства поступили, учреждение также должно отразить этот факт в бухгалтерском учете. Средства могут быть перечислены на лицевой счет, открытый учреждением в казначействе. Также они могут быть перечислены на счет, открытый в кредитной организации (банке):
- Дт 0.201.11.510* — Кт 0.205.62.66X — в казначейство (*с одновременной записью по забалансовому счету 17);
- Дт 0.201.21.510 — Кт 0.205.62.66X — в банк.
Если перечисленные средства нужно вернуть (например, за ненадобностью или по требованию распорядителя), то для начала в учете нужно отразить уменьшение суммы, которая была принята по заключенному соглашению:
- Дт 0.401.4X.162 — Кт 0.205.62.66X.
Далее средства нужно перечислить и отразить операцию, относя ее на счет 205 62 в бюджетном учете:
- Дт 0.205.62.56X — Кт 0.201.11.610* — с лицевого счета (*с одновременной записью по забалансовому счету 17 со знаком «минус»);
- Дт 0.205.62.56X — Кт 0.201.21.610 — с расчетного счета.
Еще больше материалов по учету в бюджетных учреждениях смотрите в нашей подборке.
Доходы от операций с активами и прочие доходы
Учет расчетов по доходам от операций с активами необходимо вести на счете 205.70 в разрезе следующих аналитических счетов (с учетом правил распоряжения имуществом):
- 71 – по доходам от операций с основными средствами;
- 72 – с НМА;
- 73 – с непроизведенными активами;
- 74 – с материальными запасами;
- 75 – с финансовыми активами;
- 76 – с биоактивами.
Для отражения расчетов по прочим доходам задействуется счет 205.80, который детализируется тремя аналитическими счетами:
- 81 — расчеты по невыясненным поступлениям;
- 89 — расчеты по иным доходам;
- 8Т — расчеты по прочим доходам от деятельности простого товарищества.
Проводки по счету 205.80
Согласно п. 199 Инструкции № 157н администратор доходов бюджета должен вести учет невыясненных поступлений, задействуя 205 81 счет в бюджетном учете. Все невыясненные поступления зачисляются в бюджет по определенному коду дохода. Какому именно — решает главный администратор доходов бюджета.
После поступления невыясненного платежа администратор может уточнить реквизиты, чтобы платеж перестал быть невыясненным, или вернуть средства плательщику.
ВАЖНО! При отражении в учете расчетов по невыясненным поступлениям ст. 560 и 660 КОСГУ подстатьями не детализируются (п. п. 13.6, 14.6 Порядка № 209н).
Операции должны быть отражены в бухгалтерском учете путем составления проводок:
- Дт КДБ 1.210.02.181 — Кт КДБ 1.205.81.660 — в учете отражена сумма поступившего дохода, который требует уточнения;
- Дт КДБ 1.205.81.560 — Кт КДБ 1.210.02.181 — администратор отражает в учете уточнение суммы доходов, отнесенных к категории невыясненных поступлений.
Администратор может уточнить вид и принадлежность платежа. Если это удалось сделать, то доход перестает быть невыясненным. В этом случае он отражается в учете проводкой (с применением соответствующих кодов вида, группы синтетического счета, КОСГУ):
- Дт КДБ 1.210.02.1XX — Кт КДБ 1.205.XX.66X.
Администратор может вернуть сумму плательщику. В этом случае операция также должна быть своевременно и правильно отражена в бухгалтерском учете. Задействуя 205 81 счет, нужно составить бухгалтерскую запись:
- Дт КДБ 1.205.81.560 — Кт КДБ 1 210 02(04) 181.
Аналитический учет по счету 205
Счет 205 в бюджетном учете не нужно закрывать в конце финансового года. Если на аналитических счетах имеется дебиторская или кредиторская задолженность, то учреждение вправе списать ее. Основание — информация, указанная в п. 197 Инструкции № 157н.
ВАЖНО! Порядок списания учреждение определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике.
Счет 205 подразумевает ведение аналитического учета. В п. 200 Инструкции № 157н определен перечень документов, в которых необходимо вести аналитический учет:
- журнал операций расчетов с дебиторами по доходам — ф. 0504071;
- карточка учета средств и расчетов — ф. 0504051.
Чтобы аналитический учет был более точным и открытым, целесообразно вести его в разрезе: контрагентов, идентификационных номеров расчетов по доходам, правовых оснований, видов валют, а также аналитического признака, который служит для определения целевого назначения средств.
ВАЖНО! Учреждение имеет право вести аналитический учет по группам плательщиков, но только когда существует управленческий учет. При этом в п. 200 Инструкции № 157н указано, что данные бухгалтерского и управленческого учета подлежат обязательной сверке на каждую отчетную дату. Соответствующие разъяснения были представлены Минфином России в письме от 26.03.2021 № 02-06-10/22274.
Итоги
Счет 205 в бюджетном учете используется для отражения операций с доходами из разных источников. Счет детализируется разными аналитическими счетами для более детального ведения учета, с разбивкой по конкретным видам средств.
В конце финансового года счет 205 закрывать не нужно. Остатки по дебету или кредиту на аналитических счетах подлежат списанию, в порядке, закрепленном учреждением в учетной политике. Операции по доходам подлежат своевременному отражению в учете учреждения. С этой целью составляются бухгалтерские проводки, вид которых напрямую зависит от проводимой операции.
Отсутствие проводок, их неправильное и несвоевременное составление приведет к нарушениям требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета на территории РФ.