Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу

Раздельный учет по гособоронзаказу исполнитель обязан вести по каждому контракту. Какие нормативные документы регламентируют учетные нюансы гособоронзаказа и как организовать такой учет, узнайте из нашей статьи.

Кто обязан вести персональный учет доходов и расходов по гособоронзаказу

Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:

  • головные исполнители — заключившие с госзаказчиком контракты по ГОЗ юридические лица (подп. 18 п. 1 ст. 8);
  • исполнители — лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем (подп. 16 п. 2 ст. 8).

Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте, правильно ли вы ведете раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Как строится учет в бюджетных организациях, узнайте из размещенных на нашем сайте статей:

Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам

Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:

  • поставку товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:

  • осуществляются для федеральных нужд;
  • производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.

Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:

  • предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
  • при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (п. 1 Порядка, утвержденного приказом Минпромторга России от 08.02.2019 № 334);
  • формировать список общепроизводственных, общехозяйственных и иных типов затрат с учетом составов затрат, приведенных в приложениях № 2–6 к Порядку по приказу № 334);
  • учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.

Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:

  • отчитаться перед заказчиком;
  • обосновать расходование бюджетных средств.

Ознакомьтесь с методикой раздельного учета затрат по государственным контрактам.

Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам

Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:

Помочь разобраться с разграничением затрат поможет статья «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные».

Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:

  • аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
  • аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).

К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».

Как вести учет расходов по гособоронзаказу

Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:

  • весь объем прямых затрат отражается по дебету счета 20 «Основное производство» (в корреспонденции со счетом 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
  • ежемесячно накопленные на счете 25 «Общепроизводственные расходы» (или на счете 26 «Общехозяйственные расходы» — преимущественно в небольших организациях) по распределительным алгоритмам списываются в дебет:
    • счет 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике пп. 24, 25, подп. «г» п. 26 ФСБУ 5/2019); 
    • либо счет 90.2 «Себестоимость продаж».
  • затраты, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» сразу списывают в дебет счета 90.2 в том отчетном периоде, в котором они понесены. Это следует из подп. «г» п. 26 ФСБУ 5/2019;
  • по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Как учесть затраты, собранные на счете 44 «Коммерческие расходы», при выполнении гособоронзаказа подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демодоступ бесплатно.

Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на состав общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 334 отнесены расходы:

  • на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
  • содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
  • исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
  • рационализаторство и изобретательство;
  • охрану труда и содержание пожарной службы;
  • иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).

В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):

  • расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
  • рекламные и представительские расходы;
  • расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.

В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.

Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»

Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.

Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.

Для грамотной настройки «1С» необходимо:

  • расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
  • занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
  • определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
  • осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.

Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.

Итоги

Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.

О ведении раздельного учета доходов и расходов читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов».

Добавить в закладки
Ваши вопросы
24 мая 2021 15:23
Постоянная ссылка
Доброый день!
А какая дата статьи. подскажите, пожалуйста.
У меня указано 22.01.2021. а вопросы в 2020 г.
Приказ Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200, на который естьб ссылка в тексте, не действует уже с 30.04.2019 г. Насколько все остальное в статье соответствует требованиям норм законодательства по состоянию на 22.01.2021?
Ответить
11 декабря 2020 13:50
Постоянная ссылка
Добрый день. головной исполнитель в рамках ГК заключил два договора субподряда с нашей фирмой. Мы в свою очередь - с субподрядной организацией тоже два договора (работы разные). По первому из них работы не выполнены и будут прекращены, однако аванс перечислен. Можно ли не перечислять аванс по второму контракту, произведя взаимозачет между двумя договорами, если оплата работ отражается по одинаковым подстатьям КОСГУ?
Ответить
18 ноября 2020 06:52
Постоянная ссылка

Доброе утро! Ситуация: ГОЗ исполнен до окончания месяца( 15 числа) . Вопрос: как распределить коммунальные платежи между основной деятельностью и ГОЗ, если счет- фактуры будут получены
только в следующем месяце?
Спасибо, с уважением, Надежда.

Ответить
26 июля 2020 11:13
Постоянная ссылка
ООО,малое предприятие,оптовая торговля.Работаем на УСН, упрощенка доходы-расходы.Заключен всего один Гособоронконтракт.Обязаны ли вести раздельный учет по гособоронзаказу?
Ответить
3 декабря 2020 13:40
Постоянная ссылка
да
Ответить
19 апреля 2021 14:06
Постоянная ссылка
Положениями главы 25 НК РФ не предусмотрено самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов (расходов) при поставке продукции не изготовленной самостоятельно в целях ГОЗ.
Ответить
10 июня 2020 14:27
Постоянная ссылка
Добрый день. Контракт заключен с ООО 1, а все расходы учитывали в ООО 2. Каким образом можно истратить деньги со спецсчета ООО 1, на зп сотрудников ООО 2? В обоих организациях ген директор является одно и тоже физ лицо.
Ответить
19 октября 2020 23:27
Постоянная ссылка
Здравствуйте!
ПОДСКАЖИТЕ,ВЫ НАШЛИ ОТВЕТ НА СВОЙ ВОПРОС,КАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИНЯЛИ.
Сейчас перед нашей ооо стал такой же вопрос.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить