Кто обязан вести персональный учет доходов и расходов по гособоронзаказу?
Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:
- головные исполнители — заключившие с госзаказчиком контракты по ГОЗ юридические лица (подп. 18 п. 1 ст. 8);
- исполнители — лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем (подп. 16 п. 2 ст. 8).
Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы ведете раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Как строится учет в бюджетных организациях, узнайте из размещенных на нашем сайте статей:
Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?
Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:
- поставку товаров;
- выполнение работ;
- оказание услуг.
От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:
- осуществляются для федеральных нужд;
- производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.
Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:
- предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
- при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
- формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
- учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.
Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:
- отчитаться перед заказчиком;
- обосновать расходование бюджетных средств.
Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?
Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:
- 20 «Основное производство» — для учета прямых затрат по ГОЗ;
- 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» — для косвенных расходов, осуществляемых в рамках выполнения ГОЗ;
- 90 «Выручка» и иные счета (44, 91 и др.).
Помочь разобраться с разграничением затрат поможет статья «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».
Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:
- аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
- аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).
К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».
Как вести учет расходов по гособоронзаказу?
Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:
- весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
- ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
- по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:
- на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
- содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
- исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
- рационализаторство и изобретательство;
- охрану труда и содержание пожарной службы;
- иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).
В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):
- расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
- рекламные и представительские расходы;
- расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.
В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.
Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»
Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.
Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.
Для грамотной настройки «1С» необходимо:
- расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
- занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
- определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
- осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.
Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.
Итоги
Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.
О ведении раздельного учета доходов и расходов читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов».
Доброе утро! Ситуация: ГОЗ исполнен до окончания месяца( 15 числа) . Вопрос: как распределить коммунальные платежи между основной деятельностью и ГОЗ, если счет- фактуры будут получены
только в следующем месяце?
Спасибо, с уважением, Надежда.
ПОДСКАЖИТЕ,ВЫ НАШЛИ ОТВЕТ НА СВОЙ ВОПРОС,КАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИНЯЛИ.
Сейчас перед нашей ооо стал такой же вопрос.