Смета как документальное обоснование расходов
Смета представляет собой детализацию расходов, которые планируется произвести для осуществления какой-либо процедуры. Например, в бухгалтерской практике смета часто применяется для обоснования представительских расходов, когда планируется провести мероприятия для осуществления переговоров и нужно рассчитать, сколько денег понадобится на аренду зала, доставку приглашенных лиц к месту проведения переговоров, кофе-брейки и прочие сопутствующие расходы.
О порядке документооборота представительских расходов см. в статье «Документальное подтверждение представительских расходов».
Что касается транспортных расходов на материалы в смете, у организаций, не ведущих строительную деятельность, они встречаются очень редко.
Транспортные расходы — что это?
Транспортные расходы — важнейшая статья затрат в учете любой организации, поэтому она требует корректного документального сопровождения. Но учитывая то, что такие расходы аккумулируют в себе все издержки организации, непосредственно связанные с организацией доставки товаров от продавца к покупателю, документы, подтверждающие их, могут быть самыми разнообразными — и по форме, и по особенностям составления и расчетов.
Так, транспортные расходы могут состоять непосредственно только из услуги доставки. Бывает и так, что данный вид расходов состоит из множества составляющих, связанных с выплатой зарплаты водителю, начислением страховых взносов, амортизацией автомобиля, закупкой топлива. Такая ситуация возможна, например, если сотрудник покупателя будет вывозить приобретенный товар собственными силами на личном автомобиле.
Как учитывать транспортные расходы в налоговом учете поставщика и покупателя, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?
В зависимости от способа осуществления доставки меняется и документальное обоснование.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272 (далее — постановление № 272), которое регулирует процесс доставки на автомобиле, основным документом является транспортная накладная (далее — ТН). ТН — это неотъемлемая часть любого договора о перевозке товаров, ее составление осуществляется в трех одинаковых копиях — для каждого участника правоотношений: перевозчика, продавца и покупателя. В ней указываются сведения:
- о сторонах сделки;
- товаре;
- сопроводительных документах (приводится их перечень);
- автомобиле;
- месте и дате погрузки/разгрузки товара;
- сроках доставки;
- прочая информация, указанная в приложении 4 к постановлению № 272.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272, приложение 4 — транспортная накладная.
Отметим, что ранее, чем ТН, была введена товарно-транспортная накладная формы 1-Т (далее — ТТН), утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, которая может применяться и в настоящее время.
Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, форма 1-Т.
При перевозке железнодорожным транспортом таким документом выступает транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ).
При воздушных и речных перевозках также будут действовать свои накладные: авиагрузовая или речная.
Транспортировка же некоторых видов материалов зачастую требует составления сметы, из которой видно, как формируются данные расходы. В частности, использование сметы осуществляется строительно-подрядными организациями для корректного исчисления стоимости доставки с учетом как характеристик поставляемого материала, так и способа ее организации.
В п. 4.59 постановления Госстроя России «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции» (с приложением МДС 81-35.2004) от 05.03.2004 № 15/1 (далее — МДС 81-35.2004) определены особенности калькуляции транспортных расходов строительных материалов.
Так, в смете осуществляется калькуляция транспортных расходов исходя из:
- вида транспортного средства;
- тарифа отправки;
- пунктов отправления и прибытия;
- расстояния, которое преодолел транспорт для доставки;
- прочих условий, влияющих на доставку.
Пример
ООО «Путь» осуществляет перевозку строительных материалов автомобильным транспортом. Класс груза — 1, масса груза — 3 тонны, тариф перевозчика за 1 тонну груза — 10 000 руб. за каждые 50 км. В соответствии со сметой перевозчик осуществил доставку стройматериалов из Балашихи во Владимир, при этом протяженность его маршрута составила 150 км. Кроме того, в смету была включена стоимость погрузки и разгрузки стройматериалов, которая составила 60 000 руб. за 1 тонну.
Исходя из указанных данных стоимость перевозки 1 тонны = 10 000 × 150 / 50 + 60 000 = 90 000 руб.
При этом в п. 4.60 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что если калькуляцию произвести нет возможности, то расчет доставки может быть произведен с применением нормативов, установленных для каждого конкретного случая, а в случае их отсутствия — в размере 3–6% от отпускной цены.
В чем особенности отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете?
Произведенные транспортные расходы в бухгалтерском учете имеют 2 способа отражения:
- включаются в фактическую себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01);
- признаются расходами на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).
С 2021 года ПБУ 5/01 утратит силу. Вместо него следует применять нормы ФСБУ 5/2019. Что изменится в порядке учета себестоимости и запасов, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Также отметим, что если доставка осуществляется личным транспортом, то в учете необходимо отнести к транспортным расходам издержки:
- по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
- взносам во внебюджетные фонды, начисленным с его заработной платы;
- топливу;
- амортизационным отчислениям автомобиля;
- прочим расходам.
В бухгалтерском учете порядок списания транспортных расходов, необходимо закрепить в учетной политике. Непосредственно списание расходов следует производить путем их распределения между:
- товарами, реализованными в течение месяца,
- остатком товара на конец месяца.
Как учитываются расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль?
В налоговом учете транспортные расходы учитываются в зависимости от того, кем они произведены: покупателем или продавцом. Если расходы осуществил покупатель, то признаваться в целях исчисления налога на прибыль они будут в соответствии со ст. 320 НК РФ. Кроме того, указанная норма содержит порядок расчета прямых транспортных расходов по нереализованным товарам.
При доставке основных средств и нематериальных активов покупатель включает транспортные расходы в стоимость указанных внеоборотных активов (п.1 ст. 257 НК РФ). Продавец же суммы доставки товара отражает как расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).
При этом в отношении документального сопровождения данных услуг налоговое законодательство содержит следующие требования (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123):
- при доставке товаров транспортными организациями необходимо наличие ТН или ТТН;
- при доставке личным транспортом покупателя необходим путевой лист;
О форме путевого листа см. в статье «Путевой лист грузового автомобиля для ООО — образец».
- при доставке транспортом поставщика — ТН или ТТН.
ВАЖНО! Письмо ФНС России от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681@ подтверждает возможность применения любого из документов (ТН или ТТН) при перевозках.
Итоги
Применение сметы, в которой детализированы транспортные расходы при перевозке материалов, в настоящее время встречается, как правило, только в работе строительных организаций. Основными документами, обосновывающими данные расходы, являются товаросопроводительные документы.