Как связаны условия агентского договора и бухгалтерские проводки?
Взаимоотношения сторон по агентскому договору не сводятся только к непосредственной покупке или продаже товаров (работ, услуг). Эффективное взаимодействие в паре принципал-агент невозможно:
- без грамотного построения документооборота (включая обеспечение его полноты и своевременности);
- корректного применения бухсчетов при отражении операций по агентскому договору (для формирования и представления заинтересованным пользователям достоверной отчетности, а также для безошибочного исполнения налоговых обязательств).
Особенности бухпроводок сторон агентского договора напрямую зависят от его условий. Именно из договора бухгалтерскому персоналу агента и принципала необходимо узнать такие важные учетные нюансы, как:
- действует ли агент от своего имени или от имени принципала;
- участвует ли он в расчетах;
- проходит ли товар через его склады;
- какие сроки и форма отчетности агента перед принципалом установлены и в каких временных рамках происходит утверждение отчета принципалом (или отказ в его принятии);
- алгоритм расчета агентского вознаграждения (в процентах, в твердой сумме и др.);
- нюансы получения вознаграждения (посредством удержания из полученных от контрагента сумм или отдельным перечислением от принципала);
- периодичность отчетности агента (по мере исполнения договора или после его завершения);
- иные важные особенности, способные повлиять на специфику бухучета и отчетности по агентскому договору.
Справиться с затруднениями по оформлению разнообразных хоздоговоров вам помогут материалы этой рубрики нашего сайта.
Перед подписанием агентского договора обязательно проверьте условия на налоговые риски. Как правильно это сделать, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Как наладить документооборот между агентом и принципалом?
Значение организации грамотного документооборота нельзя недооценивать, так как своевременно полученные и правильно составленные документы позволят:
- подтвердить расходы и правомерность вычетов по НДС;
Как оформлять счета-фактуры при продаже товаров через посредника, узнайте тут. См. также нашу статью о перевыставлении счетов-фактур по агентскому договору.
- доказать правоту в суде при возникновении споров между агентом и контрагентами.
Кроме агентского договора в комплект документов включаются:
- оригиналы документов контрагента — договоров, накладных, счетов, актов и др. (если агент действует от имени принципала);
- копии вышеуказанных документов (если агент действует от своего имени);
- отчет агента вместе с подтверждающими его расходы документальными копиями;
- счета-фактуры на агентское вознаграждение;
- иные документы (подтверждающие выплату вознаграждения, иные расходы агента и т. д.).
Виды применяемых документов согласовываются сторонами агентского договора. В том числе отдельным приложением к договору прикладывается форма отчета агента — этому документу придается статус первичного, подтверждающего расходы принципала в виде:
- агентского вознаграждения;
- возмещаемых агенту расходов.
Проверить агентский договор на риски вам помогут Готовые решения от КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ и переходите в Готовое решение для принципала. А по этой ссылке вы попадете в Готовое решение для агента. Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
Бухгалтерский учет у агента и принципала
Для отражения в бухучете проводок по агентскому договору используются разные учетные схемы, позволяющие зафиксировать взаимоотношения сторон агентского договора в ситуации:
- продажи агентом продукции (товаров, работ, услуг);
- закупочных посреднических операций.
Бухгалтерский учет у агента по агентскому договору и бухгалтерский учет агентских договоров у принципала представлены на рисунках:
Агентирование на продажу
Агентирование на покупку
Про особенности агентского договора в бухгалтерском учете также читайте здесь.
Итоги
Чтобы не ошибиться с проводками по агентскому договору, необходимо изучить его условия — на основании каких документов отражать операции в учете, по каким алгоритмам рассчитывать агентское вознаграждение и пр.
Основной счет для отражения операций — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами 51 (по платежам), 68/2 (по учету НДС), 44 (по принятию на учет приобретенных товаров) и т. д.
Получили от снабжающих организаций документы за э/эн-ю. Как я должна (как агент) принять в учете и как перевыставить принципалу эти расходы в части НДС?
Нужно ли мне принять к вычету НДС и перевыставить расходы с НДС?
Форма отчета агента регулируется исключительно агентским договором, если там предусмотрено отражение возврата, то да включайте.
Мы Агенты оказываем услуги Принципалу, оплата за товар(товар получает сам Принципал) за Принципала его поставщику нерезиденту.
Принципал полностью компенсирует нам сумму перевода с комиссией и за данную услугу Агент имеет комиссию в размере 3%.
Подскажите, каким документом должно быть отражено в 1С Бухгалтерия КОРП и проводки
Дт 51 Кт 76 - получены денежные средства от принципала на оплату услуг;
Дт 76 Кт 60 - задолженность перед поставщиком услуг отнесена на расчеты с принципалом;
Дт 60 Кт 51 - перечислено вознаграждение поставщику услуг;
Дт 76 Кт 90/1 - отражено агентское вознаграждение;
Дт 51 Кт 76 - получено агентское вознаграждение от принципала.
Если я что-то недопоняла, пишите, будем разбираться дальше)
Я, как Агент заключила договор подряда на выполнение пуско-наладочных работ под нагрузкой от своего имени. В договор включены условия предоставления Банковской гарантии подрядчиком. Соответственно БГ будет выпущена на имя Агента, т.к. договор от моего лица. Вопрос: где я должна отразить эту БГ и имею ли я право, как Агент ее у себя принять к учету? Передать Принципалу не могу, потому что она оформлена меня.
Вы действуете в интересах принципала, обязательства будет исполнять принципала. Гарнатия получена также в связи с иполнением договора в интересах принципала. Если Вы понесли какие-либо расходы на получение гарантии, Вы вправе претендовать на их возмещение от принципала и отражение в учете.
Мы являемся заказчиком услуг на перевозку, оплату за перевозку перечисляем через агента.
Закрывающие документы нам предоставляет перевозчик.
Как правильно провести в 1С?
Подскажите, пожалуйста,
A) В какой момент признается доход в налоговом учете у организации (УСН Доходы- расходы) Принципала по агентским договорам - на дату отчета агента (31 дек.) или на дату фактической оплаты (20 янв)?
2 вида договора c Агентом*:
1) Агент действует от имени и за счет Принципала.
2) Агент действует от своего имени, но за счет Принципала.
Предмет договора: Принципал оказывает Услуги.
Агент привлекает клиентов и продает Услуги Принципала физ.лицам. за вознаграждение на договорной основе.
Отчет Агента от 31.12.22. и УПД на вознаграждение от 31.12.22 (приходит 10.01.23)
Оплата от Агента за вычетом вознаграждения 20.01.23.
Сверка по продажам от Агента до 07.01.23.
B) Правильные ли проводки и даты в учете БУ и НУ?
например :
БУ 31.12.2022 Дт 62 Кт 90 - 180 т.р. ( Продажа Получен Отчет агента от 31.12.2022)
БУ 31.12.2022 Дт 44 Кт 76 (Начислено Агент. вознаграждение по Отчету агента от 31.12.2022)
БУ 20.01.2023 Дт 76 Кт 62 (Взаимозачет на сумму Агентского вознаграждение - удержанного Агентом)
БУ 20.01.2023 Дт 51 Кт 62 - 150 т.р. Поступление на р/с от Покупателя (Агента) по агентскому договору
НУ 20.01.2023 - 150 т.р. Поступление на р/с от Покупателя (Агента) по агентскому договору) Запись КУДИР
НУ 20.01.2023 - 30 т.р. Учтено в Доходах : Получен Отчет комиссионера (агента) вознаграждение комиссионера зачтено из выручки о реализации Запись КУДИР
НУ 20.01.2023 - 30 т.р. Учтено в Расходах: Получен Отчет комиссионера (агента) вознаграждение комиссионера зачтено из выручки от реализации УПД от 30.12.2022 Запись КУДИР
С) Можно ли принимать документы (Отчет агента) к учету БУ и НУ датой отправки от контрагента электронно, например 10.01.23 (дата утверждения), а не от даты Отчета 31.12.22?
В) Да, верно.
С) Не понял вопроса. Если предусмотрен электронный обмен документами, то ориентироваться нужно на дату поступления в электронном виде.
Дт 62 Кт 90 - выручка - 70 000,00
Дт 44 Кт 76 - вознаграждение агента - сумма?
Дт 76 Кт 62 - зачет на сумму вознаграждения - а Вы делали эту проводку по предыдущим вознаграждениям? Или с чего Вы остались должны агенту сумму в 60 000,00? Он Вам за минусом этого вознаграждения по-хорошему должен был деньги перечислять от покупателей, тогда бы Вы не остались ему должны.
Таким образом, должно быть хоть какое-то поступление от агента на Ваш расчетный счет, как мне кажется, после того, как покупатели перечислили ему деньги.
Предоставляем гостиничные услуги - проживание, заключен агентский договор с ООО, пришли от ООО денежные средства за минусом комиссии т.е например проживание 10тр., поступили дс 9500 руб
Спасибо.
Мы покупатель. Купили товар через интернет "Озон"-агент. Деньги отправили "Озон".
Закрывающие документы пришли от продавца-принципиала. Как их проводить. Правомерно ли это
У нас с "ОЗОН" нет договора . Это интернет площадка-маркетплэйс(агент) так называемый. .
Они ссылаются на публичный договор. Выставляли счет-оферту. Закрывающие документы пришли непосредственно от продавца. Схема: Продавец(принципиал)-Агент("Озон")-Покупатель(Мы). Оплата на агента("Озон")-закрывающие документы от Продавца((принципиала)
В Вашем случае, на мой взгляд, проводить операции нужно примерно так:
Дт 76 Кт 51 - оплата агенту
Дт 41 Кт 60 - оприходованы товары от продавца
Дт 44 Кт 76 - вознаграждение агенту
Дт 60 Кт 76 - зачет оплаты между продавцом и агентом, но эту проводку, наверное, нужно сделать на основании какого-то документа непосредственно от агента...
Где нужно, еще НДС вставите, я не писала проводки с налогом, с ним думаю, все понятно.
Также Вы можете обратиться со своим вопросом на наш форум, возможно, там Вам еще что-то подскажут
По завершения месяца Яндекс предоставляет Отчет агента и УПД на сумму вознаграждения. Как правильно отразить это в программе?
Между ООО "агент" и ООО "Принципал" заключен агентский договор, по которому ООО Агент от своего имени, но за счет ООО Принципал находит подрядчиков и поставщиков материалов для выполнения ремонтных работ на объекте ООО "Принципал". Работы выполняются из материалов которые агент приобрел для принципала по этому же агентскому договору.
Как ООО Агент передать Подрядчику материалы, купленные у Поставщика для выполнения ремонтных работ Подрядчиком на объекте ООО Принципал?
Какие бух. проводки нам необходимо сделать.
Спасибо!
Как ООО Агент передать Подрядчику материалы, купленные агентом у Поставщика для выполнения ремонтных работ Подрядчиком на объекте ООО Принципал? И какими документами в 1с и какими проводками отразить всю цепочку.
1. Начислены платежи Потребителям коммунальных услуг.
2. Получены платежи от Потребителей коммун.услуг
3. Агентом перечислено в управляющую компанию
4. Сумма вознаграждения Агента составила.
Дт. 62 Кт 76
Дт 51 Кт 62
Дт 76 Кт 51
Дт 62 Кт 90, при необходимости начисляете НДС с вознаграждения.
Сейчас их 3, но скоро будет 5.
1 Мы принципал (агент действует от своего имени за наш счет,)
2 мы агент (перевыставляем услуги, полученные по 1 договору, иностранному контрагенту - экспорт услуг)
Помогите, пожалуйста, с бух. проводками. И правильным учетом в 1с 8.3 бух. Совсем запуталась с отчетами агента/ комитента... Соответственно, не получается правильно сформировать отчеты по НДС и прибыли...
Фирма находится на УСН 6%
Дт 51 Кт 62 - поступление денег от покупателя
Дт 76 Кт 51 - перечисление денег такси
Дт 62 Кт 90 - отражение агентского вознаграждения
Дт 76 Кт 62 - зачет агентского вознаграждения