Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Как отделить малоценные основные средства от запасов?

Малоценные основные средства важно отделять от запасов. Почему это необходимо и как это правильно сделать, попробуем разобраться.

Малоценные ОС и запасы: в чем отличие

Малоценные основные средства — это активы, которые отвечают всем критериям отнесения к ОС, но стоимость которых ниже лимита, установленного организацией.

Их не нужно амортизировать. Траты на их приобретение, создание признаются расходами того периода, в котором они понесены. При этом организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов. Это закреплено в п. 5 ФСБУ 6/2020.

От запасов такие активы отличаются, прежде всего, по критерию срока службы. Для ОС, пусть даже и малоценных, он превышает 12 месяцев. А к запасам п. 3 ФСБУ 5/2019 прямо относит только активы со сроком использования не более 12 месяцев.

На стоимость актива как на критерий в данном случае ориентироваться нельзя. Запасы вполне себе бывают дорогостоящими, а ОС — малоценными.

Также отличие между малоценными ОС и запасами в том, что первые используются для осуществления деятельности — с их помощью производят или продают продукцию либо товары, выполняют работы или оказывают услуги, а вторые в процессе деятельности потребляются или продаются (п. 4 ФСБУ 6/2020, п. 3 ФСБУ 5/2019).

Подробнее про запасы мы рассказывали в этой статье.

Что это означает для бухгалтера

При организации учета таких активов нужно иметь в виду, что они не относятся к запасам, и не допускать такую ошибку, как отражение малоценных ОС в сальдо счета 10 и по строке запасов в балансе. Повторимся: ОС стоимостью ниже лимита, действующего в организации, списываются на расходы разово. После этого они не должны отражаться на балансовых счетах: ни на 10-ке, ни на 01-м.

Да, Минфин периодически разъясняет, что для обеспечения контроля «целесообразно вести бухгалтерский учет таких активов применительно к порядку, установленному для бухгалтерского учета запасов» (см., например, письма от 04.04.2022 № 07-01-09/28046, от 15.12.2021 № 07-01-09/102450). Но речь не идет о постановке их на баланс в качестве запасов. Мы уже выяснили выше, что это недопустимо.

Ведомство говорит о том, что можно организовать контроль наличия и движения таких активов по аналогии с запасами. Это значит, отражать их на забалансовом счете, что предусмотрено п. 8 ФСБУ 5/2019 для «долгоиграющих» запасов — инвентаря, инструментов, спецодежды и пр.

В каких еще случаях ОС учитываются на забалансовых счетах, читайте здесь.

Разрешен и другой вариант: вести контроль малоценки без участия бухгалтерии с помощью документов, удостоверяющих материальную ответственность работников за вверенное им имущество, зафиксированное в указанных документах в натуральных единицах. (п. 10 Рекомендации Р-126/2021-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»).

Способ, которым вы хотите учитывать данные активы, нужно прописать в учетной политике.

ВАЖНО! Рекомендации от «КонсультантПлюс»
Формально п. 5 ФСБУ 6/2020 разрешает признавать затраты на приобретение (создание) "малоценных" ОС в периоде их осуществления. Однако на практике так можно поступать, только если очевидно, что первоначальная стоимость ОС, определенная исходя из всех затрат, связанных с его приобретением (созданием), не превысит лимит, установленный в учетной политике. В противном случае рекомендуем сначала сформировать в учете первоначальную стоимость ОС и, только убедившись, что она ниже лимита, включить ее в расходы (затраты на создание других активов).
Организовать учет малоценки и отразить её правильными проводками вам поможет готовое решение. Пробный доступ бесплатный.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
22 февраля 2024 15:50
Постоянная ссылка
Здравствуйте, я в итоге не пойму - в расходы периода списывать малоценку можно по трем критериям или по двум?
1.Критерий существенности
2.Лимит стоимости в УП
3.Управленческие расходы
Лимит и Существенность связаны между собой или нет?
Пример: в УП мы написали что:
1) всю группу активов "оргтехника" мы признаем несущественной и списываем сразу в расход.
2) все активы стоимостью до 150000 признаем несущественными и списываем сразу в расход
Тут покупаем принтер стоимостью 180000 , по первому пункту мы его можем списать в расход, а по второму то пункту не можем...и как тут быть?
Ответить
25 февраля 2024 22:30
Постоянная ссылка
Сумму в 150 тыс., на мой взгляд, не очень удачно подобрали. 150 тыс. считаются не существенными? Обычно как-то пытаются приблизить бухгалтерский и налоговый учет... Ну ладно, это не мое дело. Если исходить из написанного, то мне кажется, что если по лимиту стоимости или по любому другому критерию объект не проходит, значит в расход не списываете, а амортизируете. А вообще Вы же сами формируете учетную политику. Ее положения должны быть сформулированы так, чтобы Вы сами понимали, как Вам надо поступить в той или иной ситуации, а не обращаться к сторонним бухгалтерам за разъяснениями своих же формулировок.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить