Какие затраты являются переменными
Переменными затратами считаются такие издержки, которые в процессе изготовления продукции (или иного производственного процесса) меняются параллельно с динамикой объемов ее выпуска. Однако переменными могут называться не только производственные, но и не связанные с производственным процессом затраты. Примером последних служат складские, упаковочные, транспортные издержки.
Условно можно сказать, что переменные издержки характеризуют стоимостное значение производимого товара, в то время как постоянные — цену компании.
Что относится к переменным затратам
Переменные затраты включают в себя расходы на:
- закупку сырья и материалов;
- на комплектующие и запчасти для производственного оборудования;
- связанные со сбытом готовой продукции (на транспортировку, хранение и т. д.);
Как учитывать транспортные расходы в налоговом учете у поставщика и покупателя, объяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
- на основную сдельную зарплату рабочим;
- на электроэнергию и топливо, которые расходуются при производстве.
Примеры прямых переменных затрат
К прямым переменным издержкам относят:
- расходы на реализацию, включая размер комиссионных торговым агентам;
- комплектующие, материалы;
- энергетические затраты на производственный цикл;
- транспортные затраты;
- затраты на технологические нужды.
Совокупные переменные затраты
К совокупным переменным издержкам относят расходы, которые изменяются параллельно изменению производственных объемов в пределах потенциальной способности производственных мощностей.
Совокупные переменные затраты непосредственно зависят от показателя бизнес-активности компании и представляют собой суммарные переменные издержки, направленные на выпуск определенного количества продукции одного вида или заданный объем готовой продукции разного ассортимента.
Условно-переменные затраты
К условно-переменным затратам следует относить издержки, прямо связанные с объемом выпуска и сбыта товарной продукции. В течение всей производственно-хозяйственной деятельности компании они меняются по количеству, структуре и качеству.
Условно-переменные издержки также могут изменяться в связи со сменой бизнес-активности, хотя в отличие от переменных затрат это происходит не так явно.
Примером таких затрат является выплата сдельной зарплаты рабочим или процентов менеджерам по продажам.
Удельные переменные затраты
К удельным переменным расходам относят переменные затраты, связанные с единицей реализованной продукции. Удельные переменные издержки указывают на то, какая часть переменных затрат приходится на каждую единицу ТМЦ.
Как рассчитать переменные затраты фирмы
Формула переменных затрат имеет следующий вид:
ПрЗ = ОЗ – ПЗ,
где: ПрЗ — переменные затраты;
ОЗ — общие расходы;
ПЗ — постоянные расходы.
Как найти переменные затраты на единицу продукции
Для того чтобы рассчитать переменные затраты на штуку (или прочую единицу измерения) выпущенной компанией продукции, следует разделить общую сумму понесенных переменных издержек на общее количество готовой продукции, выраженное в натуральных величинах.
Как рассчитываются средние переменные затраты
Для расчета средних переменных затрат (СрПЗ) применяется формула:
СрПЗ = ПрЗ / Q,
где: ПрЗ — переменные издержки;
Q — количество готовой продукции в натуральных единицах.
О том, как готовая продукция отражается в балансе, читайте в нашей статье «Как отражается готовая продукция в бухгалтерском балансе?».
Примеры переменных затрат
По принятым в международной среде стандартам финотчетности переменные затраты в производстве разделяют на косвенные и прямые. К косвенным производственным издержкам относят расходы, которые демонстрируют прямую зависимость от изменения объемов хоздеятельности, но в силу ряда технологических производственных нюансов их невозможно прямо отнести на производимую предприятием продукцию. В то же время прямые переменные расходы в полном объеме, исходя из данных первичного бухучета, можно непосредственно относить на себестоимость выпускаемой продукции.
Подробнее о разделении затрат на группы читайте в нашей статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».
Примерами прямых переменных затрат являются расходы:
- на оплату труда рабочих, задействованных в производственном процессе, включая начисления на их зарплату;
- основные материалы, сырье и комплектующие;
- электроэнергию и топливо, используемые в работе производственных механизмов.
Примеры косвенных переменных издержек:
- сырье, используемое в комплексных производствах;
- затраты на научные разработки, транспортировку, командировочные и пр.
Также советуем ознакомиться с порядком разделения расходов на косвенные и прямые в целях налогообложения. Подробнее об этом — в статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».
Итоги
В связи с тем, что переменные затраты меняются прямо пропорционально производственному объему, а те же затраты на единицу готовой продукции остаются обычно неизменными, при анализе данного вида затрат первоначально учитывается значение, приходящееся на единицу продукции. В связи с данным свойством переменные издержки являются основой для решения многих производственных задач, связанных с планированием.
а) слабые и сильные стороны компании (
б) положение товара в матрице БКГ;
в) дайте анализ пунктов №10-14 в зависимости от изменения объема продаж компании;
г) проследите, какие расходы влияют на прибыль и каким образом маркетинговая деятельность может привести к увеличению или сокращению части расходов при условиях, что доля рынка в 2003 году составит: 4%, 4,5%, 3%. (млн. рублей)
№ п/п Показатели Метод расчета 2000 г. 2001 г. 2002 г.
1 Объем продаж, тыс. шт. 2000 2100 2205
2 Доля рынка компании, % 6/1 3,0 3,0 4,0
3 Средняя цена единицы продукции, тыс. рублей 5,0 5,5 6,0
4 Переменные издержки на единицу продукции, тыс. рублей
5 Маржинальный доход на единицу продукции, руб. 3-4 2,0 2,375 2,5
6 Объем продаж компании, тыс. шт.
7 Стоимость реализованной продукции 3*6 300 346,5 529,2
8 Валовая прибыль 5*6
9 Накладные расходы 50 50 87,5
10 Чистая прибыль 8-9
11 Расходы на рекламу и продвижение 20 25 25
12 Расходы на сбыт и распределение 17,5 25 27,5
13 Расходы на маркетинговые исследования 2,5 3,0 3,75
14 Чистая операционная прибыль