Указываем вид платежа в платежном поручении - 2015

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Вид платежа в платежном поручении 2015 год предусматривает оформлять по прежним правилам. Данный реквизит должен фиксироваться в расчетных банковских документах корректно, иначе платеж не пройдет по назначению.

 

Какие НПА регулируют указание вида платежа в платежном поручении?

Для чего необходимо указывать вид платежа?

В каких финансовых документах указывается вид платежа?

Каковы основные требования к указанию вида платежа?

Когда реквизит «Вид платежа» не нужно указывать?

Что такое система БЭСП?

Насколько критично неверное указание вида платежа?

 

Какие НПА регулируют указание вида платежа в платежном поручении?

Отправка в банк платежного поручения — юридическое действие, регулируемое отдельными источниками права. Прежде чем осуществлять его на систематической основе, предпринимателю или бухгалтеру полезно будет знать, какими НПА устанавливаются правила оформления. Не считая большого количества ведомственных актов, а также различных подзаконных НПА, основными источниками права, регулирующими заполнение платежек и правила указания вида платежа, являются:

  • положение ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П;
  • положение ЦБ РФ от 29.06.2012 № 384-П.

Первый источник права устанавливает нормы, в соответствии с которыми российские кредитно-финансовые организации должны осуществлять перевод денежных средств, в том числе и при задействовании платежных поручений. Второй НПА регулирует деятельность структур, формирующих платежную систему Центрального банка. К таковым относятся коммерческие банки, имеющие лицензию ЦБ (п. 2.5 гл. 2 положения № 384-П).

Для чего необходимо указывать вид платежа?

Так в чём же заключается предназначение такого реквизита, как «Вид платежа» в платежках? Данный реквизит обозначает то, каким образом кредитно-финансовая организация должна осуществить транзакцию.

Выделяют традиционные способы проведения платежей — по почте, телеграфом, а также инновационные — прежде всего, предполагающие задействование инфраструктуры системы БЭСП. Во втором случае платежи всегда классифицируются как срочные (п. 1.3 гл. 1 указания ЦБ РФ от 25.04.2007 № 1822-У).

В п. 3.12 гл. 3 положения № 384-П указано, что срочный перевод может осуществляться, во-первых, при задействовании электронных каналов и при составлении электронных платежных поручений, а во-вторых — в соответствующем документе реквизит «Вид платежа» должен быть зафиксирован в значении «срочно».

В свою очередь, если банк реализует несрочный перевод, в частности, при задействовании телеграфа, почтовых отправлений, то в распоряжениях в реквизите «Вид платежа» ничего не должно указываться (п. 3.14 гл. 3 положения № 384-П). При этом документ при несрочной транзакции может составляться как в бумажном, так и в электронном виде.

Рассматриваемый реквизит имеет значение также и при осуществлении процедуры контроля достаточности финансовых средств, предусмотренного указаниями ЦБ РФ № 1822-У и регулируемого положением № 384-П. Так, в соответствии с п. 4.5.1 гл. 2 положения № 384-П, данная процедура в режиме поступления осуществляется по каждому документу, для которого в электронном сообщении зафиксированы признак проведения соответствующего контроля либо значение «срочно» в рассматриваемом реквизите.

В соответствии с п. 4.5.2 гл. 2 положения № 384-П такие контрольные мероприятия проводятся в дискретном режиме в отдельные периоды в течение дня по всем распоряжениям, для которых в электронных сообщениях зафиксирован признак проведения соответствующего контроля либо, как и в первом случае, установлено значение «срочно» в реквизите «Вид платежа».

Важно не путать рассматриваемый реквизит с тем, который соответствует номеру 18 в структуре платежного поручения — «Вид операции» — и может быть представлен в значениях:

  • 01 — для платежных поручений;
  • 06 — для инкассовых поручений;
  • 02 — для платежных требований.

Реквизит «Вид операции» должен соответствовать ПБУ Банка России либо правилам бухучета в конкретных банках, осуществляющих деятельность в Российской Федерации.

В каких финансовых документах указывается вид платежа?

Вид платежа — реквизит, который указывается, в соответствии с п. 1.10 гл. 1 положения № 383-П, в таких документах, как:

  • платежное поручение;
  • платежный ордер;
  • инкассовое поручение;
  • платежное требование.

Данные источники могут формироваться как в бумажном, так и в электронном виде (п. 1.9 гл. 1 положения № 383-П). Документы из указанного перечня могут задействоваться как при расчетах с бюджетом, так и при частных денежных транзакциях.

Указание корректного вида платежа — критерий, исключительно важный для налогоплательщика, то есть субъекта, который на регулярной основе направляет в банк распоряжения на перечисление налогов, взносов, сборов, штрафов, пеней, пошлин в силу имеющихся обязательств перед бюджетом. Если налогоплательщик укажет реквизит, не соответствующий требованиям законодательства, платеж не будет принят государством.

Каковы основные требования к указанию вида платежа?

В приложении № 1 к положению № 383-П сказано о том, что соответствующий реквизит:

  • указывается в значениях «срочно», «телеграфом», «почтой» или в иных значениях, установленных банком;
  • не указывается в случаях, установленных банком;
  • при формировании платежки в электронном виде приводится только в виде кода, который установлен банком.

Можно отметить, что в положении № 384-П зафиксирована еще одна норма, предопределяющая необходимость отражения в платежных поручениях вида платежа. А именно в случае использования банковских поручений, т.е. документов, применяемых при переводе денежных средств в пользу иностранных субъектов (п. 3.16 гл. 3 положения № 384-П). В этом случае реквизит «5» в платежке (а это и есть вид платежа) может быть указан в 2 вариантах:

  • в значении «срочно» — при оформлении поручения в бумажном виде;
  • в значении, соответствующем установленному коду, — при оформлении поручения в электронном виде.

Существуют правовые нормы, в соответствии с которыми вид платежа в ряде случаев не следует указывать в платежном получении вовсе, вне зависимости от того факта, установлены ли подобные нормы банком или нет. Изучим данный аспект подробнее.

Когда реквизит «Вид платежа» не нужно указывать?

Федеральное казначейство в письме от 11.06.2013 № 42-7.4-05/5.3-350 устанавливает норму, в соответствии с которой с 01.07.2013 в распоряжениях, поступающих от клиентов ЦБ РФ (представленных как в бумажном, так и в электронном виде):

  • реквизит «Вид платежа» фиксируется в значении «срочно», если денежные средства переводятся через систему срочных платежей — БЭСП;
  • реквизит «Вид платежа» не фиксируется, если денежные средства переводятся через систему межрегиональных расчетов, электронных расчетов внутри региона, по телеграфу либо по почте, то есть не через БЭСП.

Федеральное казначейство также отмечает, что в том случае, если рассматриваемый реквизит не соответствует указанным критериям — не заполнен в значении «срочно» (при платежах через БЭСП) или зафиксирован, если того не требовалось, то органы казначейства возвращают платежные поручения без исполнения.

Отмеченная позиция Федерального казначейства нашла отражение в локальных нормативно-правовых актах российских банков. Они в свою очередь в большинстве случаев доводят отмеченные положения письма № 42-7.4-05/5.3-350 до сведения клиентов, самостоятельно формирующих платежные поручения в процессе пользования сервисами РКО.

Можно отметить, что нормы, которые содержатся в письме № 42-7.4-05/5.3-350, корреспондируют с указанными выше положениями п. 3.12 и п. 3.14 гл. 3 положения № 384-П.

Таким образом, на данный момент, исходя из положений регулирующего законодательства, в реквизите «Вид платежа» можно фиксировать только одно значение — «срочно» (при платежах через БЭСП) — либо не указывать в нём ничего.

Что такое система БЭСП?

Поскольку проведение платежа через систему БЭСП — один из возможных критериев проставления в реквизите «5» тех или иных значений, полезно будет изучить основные сведения о ней.

Основной источник права, регулирующий функционирование системы БЭСП, — положение ЦБ РФ от 25.04.2007 № 303-П. Оно содержит нормы, устанавливающие, что инфраструктура БЭСП функционирует в рамках платежной системы ЦБ РФ и задействуется для осуществления срочных платежей в рублях и проведения непрерывных расчетов в режиме реального времени.

Система БЭСП работает наряду с традиционными банковскими инфраструктурами — ВЭР (системой внутрирегиональных расчетов, осуществляемых в электронном виде), МЭР (системой межрегиональных расчетов, также осуществляемых в электронной форме).

Платежи через БЭСП осуществляются при задействовании расчетных документов, соответствующих как раз требованиям положений № 383-П и 384-П и содержащих реквизиты, необходимые для проведения корректных транзакций, включая, разумеется, реквизит «5» — «Вид платежа».

Участие банка в системе БЭСП может быть прямым либо ассоциированным. В первом случае к системе подключаются кредитные организации, клиенты КБ РФ, которые не соответствуют данному статусу, но имеют БИК. Ассоциированные участники БЭСП — кредитные организации, структурные подразделения ЦБ РФ, не имеющие БИК, а также клиенты, не имеющие статуса кредитной организации.

Основное преимущество системы БИК — оперативность. Финансовые транзакции при ее задействовании должны проводиться банком в течение дня. Можно отметить, что некоторые кредитные учреждения гарантируют их осуществление в пределах 1 часа. Платежи, проведенные через БЭСП, классифицируются как безотзывные — с того момента, когда средства списаны с банковского счета отправителя.

Платежи через БЭСП становятся всё более популярными, особенно в бизнес-среде. И это вполне логично — предприятия стараются как можно быстрее осуществлять расчеты по договорам и получать выручку в оборот. Правда, проведение платежей через БЭСП для налогоплательщика, как правило, обходится дороже, чем при осуществлении несрочных транзакций — банковские тарифы на срочные переводы обычно выше.

Насколько критично неверное указание вида платежа?

Как мы отметили выше, указание в реквизите «5» значений, не соответствующих критериям, которые зафиксированы Федеральным казначейством, а также положением № 384-П, может привести к отказу данного ведомства в проведении платежа и возврату банковского распоряжения клиенту.

Подобное может случиться, если:

  • при платеже, не предполагающем задействования системы БЭСП, а также не соответствующем признакам срочного, в реквизите «5» в принципе что-то указано;
  • при платеже, направленном через систему БЭСП, то есть в любом случае срочном, в реквизите «5» ничего не указано либо зафиксировано значение, отличающееся от пометки «срочно».

Последствиями возврата Федеральным казначейством платежного документа может быть (если речь идет об уплате налога) признание ФНС обязательств налогоплательщика перед бюджетом неисполненными. В данном случае обязанность субъекта по уплате налога считается невыполненной в силу положений подп. 1 или подп. 2. п. 4 ст. 45 НК РФ, то есть если платежное поручение возвращено банком либо Федеральным казначейством (в принципе возможны оба варианта, так как в системах платежей некоторых банков переводы с неверными реквизитами «5» автоматически отклоняются еще до того, как дойдут до казначейства).

Подробнее о ключевых положениях ст. 45 НК РФ читайте в материале «Ст. 45 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Таким образом, при неверном указании значения в реквизите «Вид платежа» денежные средства вернутся на счет плательщика, и их придется отправлять повторно, откорректировав платежку необходимым образом.

Ознакомиться с образцом соответствующего заявления вы можете в статье «Образец заявления об уточнении налогового платежа (ошибка в КБК)».

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения