Офшорные зоны - что это такое и зачем нужны?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Офшорные зоны используются многими коммерческими предприятиями РФ в качестве альтернативных налоговых юрисдикций. Как на это реагирует российский законодатель, расскажем ниже.

 

Что представляет собой офшорная зона?

Для чего создаются офшорные зоны и кем они востребованы?

Российские бизнесы в офшорах: ужесточение налогового контроля

Итоги

 

Что представляет собой офшорная зона?

Определение офшорной зоны в правовой системе РФ дано в приказе Минфина РФ «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения…» от 13.11.2007 № 108н. Фактически оно содержится в наименовании данного НПА: Минфин под офшорной зоной понимает государство или территорию, которые предоставляют льготы по налогам, а также позволяют хозяйствующим субъектам не раскрывать информацию о финансовых сделках. В приказе № 108н содержится перечень признаваемых российским законодателем офшорных зон. По состоянию на май 2016 года в нем 42 государства.

Таким образом, предприятие, зарегистрированное в соответствующем государстве или на территории, вправе рассчитывать на:

  • низкие налоги — вплоть до отсутствия таковых;
  • минимальную отчетность (или вообще ее отсутствие).

Как правило, регистрация предприятия в офшорной зоне характеризуется минимальными барьерами с точки зрения бюрократических процедур и требований к капиталу хозяйствующего субъекта. Во многих случаях государства, на территории которых учреждаются офшорные зоны, значительно облегчают визовый режим для граждан стран, которые могут зарегистрировать свой бизнес в соответствующей юрисдикции.

Отметим, что для пользования офшорной юрисдикцией зарубежному предприятию, как правило, нужно уплачивать в казну государства, в котором открывается представительство, ежегодный взнос.

Для чего создаются офшорные зоны и кем они востребованы?

Есть несколько мнений относительно целесообразности учреждения различными государствами мира офшорных зон. Так, распространена точка зрения, по которой учреждение офшорной зоны — эффективный способ привлечения иностранного капитала в экономику государства.

Действительно, в офшорах на счетах иностранных хозяйствующих субъектов размещаются колоссальные денежные средства, часто сопоставимые с ВВП офшорной зоны, а то и в разы превосходящие соответствующий макроэкономический показатель. За счет комиссий, сервисных сборов, предоставления различных услуг офшорные банки могут весьма прилично зарабатывать для экономики своего государства.

Востребованность офшоров чаще всего связана с желанием хозяйствующего субъекта:

  • сэкономить на налогах — поскольку их величина в офшорной зоне практически всегда существенно ниже, чем в государстве, где этот субъект является резидентом (однако это характерно для средних и крупных бизнесов — малым фирмам обычно выгоднее платить налоги в своей стране);
  • повысить конфиденциальность бизнеса, деловых правоотношений;
  • обеспечить дополнительную защиту активов (заинтересованные лица в государствах налогового резидентства компаний не вправе производить какие-либо действия с офшорными активами этих компаний);
  • обойти препятствия национального законодательства, регулирующего обмен валюты;
  • воспользоваться возможностью вести некоторые виды деятельности, например страхование, банкинг, морскую торговлю, при меньшей интенсивности государственного контроля, чем в своей стране.

Интерес «офшорных» государств в привлечении зарубежного капитала может заключаться также в перспективах трудоустройства граждан: в некоторых странах приняты нормы закона, обязывающие иностранцев, открывающих офшорные представительства, нанимать на работу местных жителей. Например, такие нормы действуют в Катаре.

Российские бизнесы в офшорах: ужесточение налогового контроля

Активность российских властей в части мониторинга деятельности налоговых резидентов РФ, имеющих офшорные активы, в последнее время заметно усилилась.

Так, до 2015 года российские предприятия, владеющие офшорными активами, могли относительно свободно оформлять фиктивные займы — перечисляя выручку в офшоры на счета контролируемых юрлиц и «возвращая» их себе в виде беспроцентных кредитов с последующим списанием долга. Это позволяло вывести значительную часть выручки из-под налога на прибыль.

В ранее действовавших положениях подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде активов, полученных российской фирмой безвозмездно от дочерней компании, не включались в базу для расчета налога на прибыль — вне зависимости от того факта, является ли дочерняя компания российской или иностранной.

С 2015 года положения подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ действуют в новой редакции. В соответствии с ними указанная выше норма актуальна только в отношении фирм, взявших беспроцентный заем от дочерней компании, расположенной вне территории государств, утвержденных вышеотмеченным приказом Минфина РФ № 108н, то есть вне офшоров.

Таким образом, одна из довольно популярных в РФ офшорных схем вывода выручки из-под налогов с недавних пор пресечена законодательно.

Примеры ужесточения регулирования деятельности бизнесов, связанных с офшорами, можно найти и в иных сферах правоотношений.

Так, в 2015 году вступили в силу положения ст. 309.1 НК РФ, введенной законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ. Данная статья регулирует налогообложение прибыли зарубежных фирм, контролируемых российскими налоговыми резидентами (к таковым относятся офшорные). В соответствии с ее положениями с учетом норм, установленных ст. 3 закона № 376-ФЗ, компании РФ, контролирующие офшорные юрлица, должны декларировать нераспределенную офшорную прибыль и уплачивать с нее налог, если размер соответствующей прибыли превышает:

  • 50 000 000 руб. — в 2015 году;
  • 30 000 000 руб. — в 2016 году;
  • 10 000 000 руб. — с 2017 года.

В ст. 129.5 НК РФ, также введенной законом № 376-ФЗ, установлены меры ответственности для фирм, уклоняющихся от уплаты налогов с офшорной прибыли.

Эксперты по-разному оценивают отмеченные инициативы властей. Но для многих цель государства очевидна — увеличить собираемость налогов в сложный кризисный период.

Важнейшее законодательное новшество РФ, имеющее отношение к регулированию «офшорных» бизнесов — ратификация Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 (закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ). Теперь ФНС РФ может при необходимости получать от других государств Конвенции, среди которых — многие офшорные страны, информацию о сделках, структурах и банковских счетах российских фирм, имеющих представительства за рубежом.

Итоги

Российские коммерческие фирмы, как и бизнесы многих других стран, пользуются возможностями размещения капиталов в офшорах. С 2015 года законодатель существенно ужесточил мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов РФ в офшорных зонах.

Ознакомиться с иными нюансами законодательного регулирования правоотношений с участием российских фирм и иностранных хозяйствующих субъектов вы можете в статьях:

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения