Какие последствия отражения убытка в декларации по налогу на прибыль?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Убыток по налогу на прибыль, отразившийся в декларации, нередко вызывает у бухгалтера волнение: заинтересует ли такая отчетность налоговые органы? Рассмотрим подробнее, что ожидает налогоплательщика в этих обстоятельствах.

 

Что будет при подаче декларации по налогу на прибыль, если в ней есть убыток?

Чем не нравится убыток налоговикам?

Что представляют из себя убыточные комиссии

В каких случаях убыток может быть неизбежным?

Как лучше объяснить убыток налоговикам

 

Что будет при подаче декларации по налогу на прибыль, если в ней есть убыток?

Налоговый убыток – это отрицательный результат, возникший в строке 100 Листа 2 декларации, когда доходы отчетного периода не перекрывают расходов, учитываемых для целей налогообложения.

Налоговики, как правило, не доверяют информации об убытках, подозревая, что организация, например, завысила расходы, либо скрыла часть выручки, либо использует иные схемы для искусственного снижения налога на прибыль. Поэтому налоговые службы создают специальные комиссии для проверки убыточных деклараций.

Так что если налогоплательщик подал налоговую декларацию с убытком, то его вполне может ожидать вызов на так называемую убыточную комиссию в ИФНС.

Чем не нравится убыток налоговикам?

Главная задача налоговых инспекторов состоит в организации и контроле процессов сбора налогов в целях пополнения бюджета. Для этого налоговые службы разрабатывают ряд специальных мероприятий, выполнение которых должно способствовать своевременному поступлению в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей.

В своей работе с налогоплательщиками, показавшими убытки, налоговики опираются на п. 1 ст. 2 ГК РФ, в котором содержится определение сути предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли. Поэтому если организация регулярно показывает убытки, то, по мнению инспекторов, скорее всего, она является недобросовестной.

Что представляют из себя убыточные комиссии

Это специальные комиссии, созданные при ИФНС для рассмотрения таких вопросов, как полнота уплаты налогов и взносов с сумм оплаты труда и контроль обоснованности убытков от финансово-хозяйственной деятельности.

Действуют эти комиссии на основании приказа от 22 февраля 2008 г. № 96 (новая редакция приказа Управления ФНС России по г. Москве от 18.04.2006 г. № 240), то есть эти комиссии действуют уже много лет. Деятельность таких комиссий регулируется письмом ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722@.

Прежде чем вызвать налогоплательщика на комиссию, налоговики собирают сведения для контроля рисков убыточности, проводят встречные проверки, получают выписки банка. Далее им предстоит проанализировать эти документы вместе с отчетностью организации. Если у налогоплательщика выявится достаточно высокая степень риска, то инспекция направит ему информационное письмо, в котором организации будет предложено самостоятельно проверить свои расчеты и представленную отчетность, с тем чтобы уменьшить убытки и провести оценку своих рисков по известным методикам.

Налогоплательщик должен получить письмо не позднее чем за месяц до даты планируемого вызова на комиссию. В течение 10 рабочих дней после получения письма организация должна либо представить уточненную декларацию, уменьшив убыток, либо ответить налоговикам, представив в ИФНС убедительные объяснения возникшего убытка. Если в течение 10 дней налогоплательщик не предпримет никаких действий в ответ на данное письмо, то налоговики направят ему уведомление о вызове на комиссию.

Кроме того, если организация вовсе не отреагирует на письмо, то директора могут оштрафовать на сумму до 4 000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ). Инспекторы вправе вызывать налогоплательщиков для того, чтобы получить от них пояснения по расчету и по уплате налогов и сборов, а налогоплательщики обязаны являться по вызову налоговиков (подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ).

А что произойдет, если налогоплательщик не явится на заседание комиссии?

Согласно п. 10 приказа УФНС по г. Москве от 22 февраля 2008 г. № 96, если уполномоченные представители налогоплательщика проигнорировали вызов на заседание рабочей группы комиссии в инспекции без объяснения причин, либо если они отказались выполнять рекомендации по изменению показателей налоговой и (или) финансовой отчетности, то налоговым службам разрешено проводить в отношении таких налогоплательщиков первоочередной выездной налоговый контроль и информировать собственников о неудовлетворительном финансовом состоянии организации.

Налоговые службы считают, что имеют право подать в суд требование о ликвидации организации и об инициировании процедуры банкротства (правда, судами часто эта возможность признается неправомерной), а также направить материалы по такому налогоплательщику в правоохранительные органы.

Руководителя налогоплательщика на убыточную комиссию налоговые органы вызывают только в письменной форме. Письмо составляется на специальном бланке (приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/33). Никакие устные приглашения принимать не стоит.

Вызванный на заседание комиссии руководитель организации может пригласить туда своих сотрудников, которые помогут ему дать необходимые пояснения. Представителям организации рекомендуется взять с собой документы, которые помогут подтвердить правильность исчисления и уплаты налога на прибыль и объяснить возникший убыток.

Представители налоговых служб во время заседания комиссии потребуют обосновать причины убытков, и, если представленные объяснения их не убедят, они, скорее всего, предложат сдать уточненную декларацию без убытка.

В каких случаях убыток может быть неизбежным?

Представим себе, что организация зарегистрирована сравнительно недавно. Даже если она уже заключила договоры и приступила к их выполнению, то результат (выручка от реализации товаров, работ, услуг или иной деятельности) может появиться гораздо позже окончания отчетного периода. При этом, естественно, организация получит убыток.

Правда, по этой ситуации Минфин и ФНС РФ в своих письмах неоднократно разъясняли, что убытки, возникающие у вновь созданных организаций, разрешается учесть в будущем (письма Минфина России от 26.08.2013 № 03-03-06/1/34810, от 20.09.2011 № 03-03-06/1/578, от 21.04.2010 № 03-03-06/1/279, от 17.07.2008 № 03-03-06/1/414, письмо ФНС России от 21.04.2011 № КЕ-4-3/6494).

Как лучше объяснить убыток налоговикам?

В постановлении Пленума ВАС РФ от 24 октября 2006 г. № 18 сказано о том, что извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

Обосновать убытки можно, собрав доказательства, что организация вела обычную хозяйственную деятельность, целью которой было получение прибыли, и объяснить, почему эта деятельность прибыли так и не принесла.

Причины, приведшие к убытку, определяют, какие именно «оправдательные» документы необходимы в каждом конкретном случае. Рассмотрим их:

  • Развитие новых видов деятельности. Здесь оправдательным документом будет бизнес-план, который покажет, что убытки связаны со спецификой новой деятельности и заранее запланированы на первые несколько лет. В бизнес-плане должно быть показано также, когда вложения начнут окупаться.
  • Невыгодная продажа товаров. В любой организации могут возникнуть ситуации, когда товары реализуются по цене ниже себестоимости. Факт такой реализации должен быть подтвержден актом инвентаризационной комиссии и приказом руководителя о снижении цен, составленным на основании этого акта. В акте надо привести данные о качестве товара, о его свойствах и характеристиках, а также о причинах, по которым данный товар невозможно реализовать с прибылью; привести выводы инвентаризационной комиссии о том, что в данных обстоятельствах организации приходится совершить продажу с убытком.
  • Демпинговая политика. Допустим, фирма решила вытеснить конкурентов и расширить рынок сбыта через временное занижение цен, планируя за счет этого значительно увеличить будущие объемы реализации. Обосновать эти намерения надо через маркетинговую политику организации, через бизнес-план и план развития рынков сбыта. Ожидаемый эффект от этих мероприятий надо показать в цифрах.
  • Изменение цен поставщиков. Предположим, что с заказчиком заключен долгосрочный договор с фиксированными ценами (допустим в рублях). По условиям контракта пересмотр цен в сторону увеличения не предусмотрен. А договор с поставщиком – в валюте (импортная продукция). Если вспомнить сравнительно недавние колебания курсов валют, то можно понять, что у организации в конце 2014 года неизбежно возник убыток. А почему организация не расторгла договор, внезапно ставший невыгодным? Надо представить налоговикам доказательства, что, расторгнув договор, организация понесла бы еще большие потери на штрафах. Да и выгодный заказчик, с которым, возможно, есть и другие договоры или перспективы договоров, был бы потерян.
  • Заказчик (покупатель) отказался от заключенного ранее договора. Или, похожая ситуация, когда прекращение хозотношений произошло из-за смены собственника заказчика. В этих ситуациях необходимо предъявить налоговикам соглашение о расторжении договора, переписку с бывшим контрагентом в связи со сменой собственника, переписку с контрагентами по вопросу заключения новых договоров.
  • Форс-мажор (затопление, пожар, разрушение офиса и др.). В этом случае необходимо иметь справку от государственного органа, зафиксировавшего эту ситуацию, и обязательно составить инвентаризационную опись в связи с убытками.

Ну и если убытком по налогу на прибыль закончился не год, а любой из промежуточных периодов, важно убедить налоговиков, что поскольку окончательный расчет делается по итогам года, а у организации именно в конце года предстоит закрытие большого договора, то нет оснований сомневаться, что год закончится с прибылью.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения