Какова ответственность за неприменение или утерю БСО?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Ответственность за БСО (их невыдачу, неправильное оформление, утрату) устанавливается нормами административного законодательства. Какие наказания могут применяться к нарушителю и можно ли их каким-либо образом избежать?

 

Что такое бланк строгой отчетности?

Какие штрафы предусмотрены за невыдачу БСО?

Существует ли ответственность за утерю БСО?

Может ли быть привлечен к ответственности сотрудник фирмы или ИП?

Кого еще нельзя оштрафовать за невыдачу БСО?

Когда размер штрафа можно снизить, а наказания избежать?

Могут ли налоговики проводить контрольные закупки?

Итоги

 

Что такое бланк строгой отчетности?

Понятие «бланк строгой отчетности» (далее — БСО) в сфере бухгалтерского и налогового законодательства употребляется, как правило, когда речь идет о бланках денежного характера, приравненных к кассовым чекам. БСО выдаются хозсубъектами — фирмами и предпринимателями, имеющими право отказаться от применения ККТ, — в строго оговоренных законом случаях. Правила применения БСО закреплены постановлением Правительства РФ «О порядке осуществления наличных денежных расчетов…» от 06.05.2008 № 359.

Подробнее о БСО и о том, в каких случаях они могут заменить кассовый чек, читайте в статье «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)?».

Какие штрафы предусмотрены за невыдачу БСО?

Невыдача БСО приравнивается к неприменению кассовой техники по следующим основаниям. Согласно п. 2 ст. 2 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ некоторые фирмы и предприниматели, оказывающие услуги населению, могут не использовать ККТ при наличных расчетах. Однако это допустимо только при условии выдачи клиентам документа, аналогичного по своему составу и предназначению кассовому чеку, — БСО. Если же такой бланк продавцом не выдается, то данное действие трактуется контролирующими органами как незаконное неприменение ККТ, являющееся административным правонарушением.

Согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП оно влечет наказание в виде штрафа:

  • для должностных лиц — в размере от 25 до 50% от суммы, принятой без выдачи документа (но не менее 10 000 руб.);
  • для юрлиц — в размере от 75 до 100% от суммы, принятой без выдачи документа (но не менее 30 000 руб.).

Отдельным правонарушением КоАП выделяет невыдачу кассового чека или БСО при наличии требования клиента. В этом случае будут применены следующие виды ответственности:

  • предупреждение или штраф для должностных лиц в сумме 2 000 руб.;
  • для юрлиц — предупреждение или штраф 10 000 руб.

ВАЖНО! Приведенные суммы и виды ответственности введены с 15.07.2016 в связи со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ. Прежняя редакция ст. 14.5 содержала совершенно иные меры. Кроме того, в обновленной редакции данной статьи появились совершенно новые основания для наказания нарушителей кассовой дисциплины.

Подробности — в материале «С 15 июля изменились штрафы за нарушения с ККТ».

О прежних мерах ответственности см. статью «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение».

Заметим, что к невыдаче БСО контролеры могут приравнивать выдачу бланка:

  • на сумму отличную от той, которая была получена фактически;
  • изготовленного недопустимыми способами (все разрешенные способы перечислены в пп. 5, 11 постановления № 359);
  • с отсутствующими обязательными реквизитами (их перечень приведен в п. 3 постановления № 359).

ВАЖНО! Мнения судей по вопросу привлечения к ответственности за выдачу БСО с неверными реквизитами весьма и весьма противоречивы. Например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2007 № А56-13516/2007 содержит решение арбитров о привлечении фирмы к ответственности по причине того, что она не внесла в БСО свои реквизиты. И совершенно иное мнение выразили судьи в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.10.2007 № Ф04-7541/2007(39632-А75-7), когда решили не привлекать ИП к ответственности, несмотря на то что он не указал в БСО ряд обязательных реквизитов.

Есть ли штраф за выдачу БСО старого образца? Налоговики считают, что нет (письмо ФНС РФ от 16.10.2012 № АС-4-2/17492). К такому выводу они приходят, анализируя законодательство, регулирующее сферу применения ККТ. Поддерживают данную позицию и арбитры (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.11.2010 по делу № А65-8979/2010).

Существует ли ответственность за утерю БСО?

В данном случае может применяться мера за нарушение порядка хранения первичной бухгалтерской документации, который обязаны соблюдать все хозсубъекты (ст. 29 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Согласно пп. 1, 2 ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы для должностных лиц за отсутствие первички:

  • 5 000–10 000 руб. при первом нарушении,
  • 10 000–20 000 руб. или дисквалификация на 1–2 года — при повторном.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредоставление контролирующим органам первичной документации на должностных лиц налагается штраф 300–500 руб. За это же нарушение предусмотрена ответственность и по п. 5 ст. 14.5 КоАП — предупреждение или штраф для должностных лиц в сумме 1 500–3 000 руб., к юрлицам применяется предупреждение или штраф 5 000–10 000 руб.

ВАЖНО! Говоря об ответственности за утерю БСО, следует понимать, что она касается только случаев отсутствия у продавца заполненных бланков. Чистые бланки первичной документацией не являются, а ответственность за их утерю не предусмотрена.

О том, как следует хранить и учитывать БСО, читайте в статье «Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности».

Не забудьте соблюсти порядок списания утерянных БСО (в т. ч. и незаполненных), он установлен п. 19 постановления № 359. Факт утери подтверждается инвентаризационной описью, в которой сопоставляются данные книги учета БСО с фактическими данными о наличии БСО у ответственного сотрудника. При этом, если БСО были утеряны по его вине, к провинившемуся работнику могут быть применены меры дисциплинарного воздействия в соответствии с ТК РФ. А если потеря БСО стала следствием противозаконных действий сотрудника (в частности, кражи), необходимо о данном факте оповестить следственные органы.

Может ли быть привлечен к ответственности сотрудник фирмы или ИП?

Согласно ст. 2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ применять кассовую технику (либо БСО) обязаны только организации или индивидуальные предприниматели. Что это означает? То, что законодательство не предусматривает обязанности физлица — сотрудника фирмы или ИП (например, кассира) выдавать БСО или кассовый чек. Такая обязанность возлагается на сотрудника исключительно работодателями на основании соответствующих положений трудового договора, заключаемого между работником и юрлицом (или ИП).

Таким образом, к ответственности за невыдачу БСО может быть привлечен только работодатель, поскольку в данной ситуации его сотрудник совершает действия на основании трудового договора, но не является стороной в договоре купли-продажи (письмо ФНС от 13.06.2006 № ММ-6-06/597@). Однако данный факт не мешает работодателю потребовать со своего сотрудника возмещения убытков, если они были причинены по его (сотрудника) вине.

О матответственности сотрудника и работодателя читайте в статье «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Кого еще нельзя оштрафовать за невыдачу БСО?

Не получится оштрафовать ИП, работающего на патенте или ЕНВД, а также фирму, применяющую вмененку, если у проверяющих не будет доказательств, что БСО был запрошен у этих коммерсантов покупателями или клиентами. Согласно п. 7 закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ продавцы, применяющие вышеуказанные налоговые режимы, могут не использовать в своей работе ККТ при условии выдачи БСО клиентам, если присутствовало требование с их стороны. А это значит, что при отсутствии такого требования БСО (или кассовый чек) выдавать необязательно.

ВАЖНО! Использовать БСО, сформированные без применения автоматизированных систем, вместо кассовых чеков вмененщики и ИП на патенте могут только до 01.07.2018. С наступлением этой даты указанные лица обязаны применять ККТ на общих основаниях.

Подробнее о законодательных изменениях, касающихся применения ККТ, читайте в статье «Нужна ли регистрация БСО в налоговой в 2016 году?».

Когда размер штрафа можно снизить, а наказания избежать?

Если даже штраф за невыдачу БСО (или неприменение ККТ) был наложен при наличии веских для того оснований, судьи могут смягчить наказание, снизив сумму денежного взыскания или вовсе не применяя его. Наиболее значимым смягчающим обстоятельством в данной ситуации бывает первичное привлечение фирмы или индивидуального предпринимателя к соответствующему виду административной ответственности. Например, арбитры, вынося постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2007 № А56-11958/2006, посчитали возможным снизить размер штрафных санкций, возложенных на фирму, с 35 000 до 30 000 руб.

Судьи могут благосклонно отнестись к нарушителю кассовой дисциплины и освободить его от административной ответственности также в том случае, если нарушение будет признано малозначительным. Чаще всего это бывает тогда, когда сумма, которую следовало зафиксировать в невыданном документе, невелика, а юрлицо или предприниматель привлекается к ответственности впервые (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2008 № А28-3765/2008-144/14).

Другому примеру малозначительности нарушения посвящено постановление ФАС Уральского округа от 24.06.2008 № Ф09-4443/08-С1, когда фирма была освобождена от ответственности за применение БСО неустановленного образца, при этом все его реквизиты соответствовали законодательным требованиям.

Еще один момент, который следует учитывать: срок, в течение которого может быть наложено наказание, — он закреплен в ст. 4.5 КоАП. Согласно данной норме постановление о наложении административного наказания не может быть вынесено, если со дня нарушения прошло более 2 месяцев.

И последний нюанс, который поможет избежать наказания: согласно ст. 7 закона № 54-ФЗ контролирующая функция по применению хозсубъектами ККТ и БСО возложена на налоговые органы. При этом оформлять протоколы в случае выявления нарушений и накладывать ответственность могут только определенные сотрудники ФНС (ст. 23.5 КоАП РФ):

  • руководитель ФНС РФ и его заместители;
  • руководители инспекций субъектов РФ и их заместители;
  • руководители городских и районных отделений ФНС.

В том случае, если протокол составляется иным должностным лицом, нарушитель может быть освобожден от привлечения к административной ответственности (постановление ФАС Московского округа от 30.04.2004 № КА-А40/3113-04).

Об интересной законодательной инициативе, касающейся освобождения коммерсантов от некоторых видов ответственности, см. в материале «Малый и средний бизнес хотят освободить от административных штрафов».

Могут ли налоговики проводить контрольные закупки?

Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, нарушение необходимо выявить. Но вот могут ли это делать сотрудники ФНС? Долгое время у судей не было единого мнения относительно того, вправе ли налоговики осуществлять контрольные закупки. Немного истории. В 2008 г. ВАС пришел к выводу, что делать это инспекторы ФНС не имеют права, поскольку контрольные закупки (называемые в законодательстве проверочными) признаются оперативно-разыскным мероприятием (постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.08 № 3125/08). А налоговики их осуществлять не имеют права. Учитывать же доказательства, полученные при несоблюдении закона, нельзя. Подобными разъяснениями ВАС вооружились федеральные арбитражные суды, массово отменяя штрафы за несоблюдение кассовой дисциплины.

Чуть позже ВС РФ (постановление от 24.07.09 № 46-АД09-1) выразил прямо противоположное мнение: контроль за применением ККТ и выдачей кассовых документов возложен на налоговиков согласно ст. 7 закона от 22.05.03 № 54-ФЗ, положения которой не запрещают сотрудникам ФНС проводить проверочную закупку, следовательно, они на ее осуществление имеют право.

И вот в середине 2016 года эту же позицию подтвердил Президиум ВС (обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2015)), пояснив, что к совершению сотрудниками ФНС денежных расчетов в рамках контрольной закупки не применяются нормы закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности», а это значит, что такое мероприятие не является оперативно-разыскным. Судьи также акцентировали внимание на том, что составленный налоговиками акт контрольной закупки является доказательством при рассмотрении дел о наложении ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

ВАЖНО! В 2014 году произошло объединение двух высших судов (ВАС и ВС), и сегодня действует один суд — ВС РФ. Поэтому высока вероятность того, что теперь нижестоящие суды при вынесении решений по делам о проверке соблюдения кассовой дисциплины (и правомочности проведения налоговиками проверочных закупок) будут учитывать позицию этой высшей инстанции, очень невыгодную для продавцов.

О других видах проверочных мероприятий см. материал «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Итоги

Ответственность за ненадлежащие применение и хранение БСО установлена статьями КоАП РФ, содержание норм которых с 15.07.2016 претерпело существенные изменения. При этом важно помнить о законодательных нюансах, которые препятствуют наложению штрафов за нарушение кассовой дисциплины или минимизируют их величину.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения