Нужно ли соблюдать обязательный претензионный порядок?
Нужно, но только тогда, когда такая обязанность определена законом или договором.
Соблюдение претензионного порядка урегулирования спора является обязательным в некоторых случаях, предусмотренных законом или договором. Это позволяет разгрузить суды от необходимости решения мелких вопросов, в которых стороны могут разобраться самостоятельно, без посредников.
Несоблюдение претензионного порядка в случаях, когда он обязателен, является основанием для отказа в рассмотрении иска (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ).
Претензия, подаваемая второй стороне спора до обращения в суд, должна быть составлена по определенным правилам — в частности, в ней указываются суть и размер предъявляемых требований. Эти же требования должны быть изложены в исковом заявлении в суд — в противном случае теряется смысл досудебного урегулирования конфликта. Однако несовпадение сумм не основание для отказа в рассмотрении дела в суде.
В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья о претензионном порядке урегулирования спора, в которой досконально прописана процедура его соблюдения. Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Соблюден ли претензионный порядок, если указаны разные суммы в претензии и в иске?
Согласно п. 11 Обзора практики применения…, утв. Президиумом Верховного суда РФ 22.07.2020, несовпадение сумм основного долга, неустойки и процентов, указанных в претензии и в исковом заявлении, не свидетельствует о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора.
Так, если сумма претензии меньше суммы иска из-за увеличения размера неустойки, начисляемой за нарушение срока исполнения обязательств, суд примет заявление к рассмотрению. Не откажет суд и в том случае, если цифры отличаются из-за арифметической ошибки.
Если сумма претензии больше суммы иска по причине того, что ответчик погасил часть требований после обращения истца, суд также не откажет в рассмотрении заявления. Одной претензии вполне достаточно для того, чтобы убедить суд в соблюдении законодательных требований, поэтому повторно обращаться к недобросовестному контрагенту не нужно.
Соблюдается ли претензионный порядок, если в претензии и в иске разные требования?
Нет, не соблюдается. Дело в том, что претензионный порядок предполагает, что вы до суда обращаетесь к ответчику с теми же требованиями, которые хотите прописать в иске. Например, вы предъявляете претензию о взыскании неустойки, а затем подаете иск о выселении. Разумеется, требования абсолютно разные, и досудебный порядок в этом случае соблюден не будет.
Итоги
Полное несовпадение требований, изложенных в досудебной претензии, с требованиями искового заявления является основанием для отказа принятия иска к рассмотрению. Однако несовпадение сумм не будет таким основанием. Цифры в документах могут различаться из-за изменения размера требований с течением времени (это касается неустоек и штрафов, предусмотренных законом и договором), из-за частичного погашения требований и даже из-за арифметических ошибок — суд всё равно начнет процесс по полученному иску.
Подали исковое в суд на возврат денежных средств, уплаченных за товар ненадлежащего качества, сумма большая 5млн, вывоз товара, оплата штрафа за нарушение условий контракта.
Иск принят к рассмотрению, судья проверяет соблюдение обязательного претензионного порядка сказала, что требования разные, что свидетельтсвует о несоблюдении порядка.
Вопрос: какие выходы есть в данной ситуации?
1) Изменить предмет исковых требований на замену товара?
2) доказать судье что замена невозможна, товар ненадлежащего качества поставщику заменить нечем и единственный выход взыскать деньги вернуть товар?
или есть какой-то другой расклад? Проиграть нельзя товар действительно непригоден в пищу.
Вам нужно получить письменный отказ от поставщика заменить товар. Копию иска, до подачи нужно было направить ответчику. Обратитесь к профильному адвокату, он поможет.
что правильнее сделать, попросит роасторгнуть или иск в суд подать, просит признать его недействительным?
Так и если оплата была и если ее не было можно потребовать уплатить неустойку за просрочку поставки, если она установлена законом или договором.
Вместе с тем, Ваша компания не должна нарушать своих требований по оплате перед поставщиком. Допустим у Вас оговорено, что оплата должна производиться на следующий день после поставки. Вы ее не произвели и уже выдвигаете претензию, поставщик может Вам выдвинуть встречное требование по к оплате неустойки за просрочку оплаты. Я здесь вижу проблему только в этой части, обязанности выдвигать претензию после оплаты законодательно не установлено.
Было указано только основное требование о соразмерном снижении стоимости тура и сумма морального ущерба.
В исковом заявлении можно добавить эти требования?
Или в этом случае будет считаться не соблюдённым досудебный порядок решения спора, ведь в претензии не были озвучены все требования будущего иска?
Нужно ли теперь ещё раз писать досудебную претензию с уточнёнными требованиями?
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 N 19АП-1000/2021 по делу N А48-6970/2020
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки, произведения изобразительного искусства.
Решение: Требование удовлетворено в части.То обстоятельство, что сумма исковых требований не полностью совпадает с суммой, указанной в претензии, не свидетельствует о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора, поскольку определение размера исковых требований, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, является правом истца (статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).