Цели и задачи валютного контроля в таможне
В соответствии с законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании» с 2017 года ФТС РФ получила статус органа валютного контроля (далее — ВК).
Узнайте больше о деятельности органов и агентов валютного контроля.
Цели деятельности таможенных органов, в том числе валютного контроля, поставлены в законе «О таможенном регулировании в РФ» от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Это:
- обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
- обеспечение экономической безопасности РФ;
- обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.
Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.
Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте в статье «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».
Для достижения поставленных целей ФТС наделена полномочиями, которые перечислены в п. 5 постановления Правительства РФ от 23.04.2021 № 636. Среди них:
- контроль и надзор за валютными операциям при перемещении товаров через границу (не только РФ, но и ЕАЭС);
- контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
- контроль полноты и достоверности отчетности при совершении валютных операций.
Как осуществляется валютный контроль, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демодоступ бесплатно.
Остановимся на этих задачах подробнее.
Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте
При осуществлении контроля за валютными операциями ФТС руководствуется Административным регламентом (утв. приказом ФТС от 17.07.2019 № 1171). Документ содержит:
- права и обязанности должностных лиц ФТС и субъекта проверки;
- перечень документов, который могут запросить таможенники в ходе проверки;
- порядок осуществления контроля.
Узнайте больше о сущности и разновидностях валютных операций.
Согласно п. 23 Регламента процедура контроля разделена на несколько последовательных процедур. Среди них:
- предпроверочный анализ;
- подготовка;
- проверка;
- оформление ее результатов;
- вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений.
Процедура контроля за валютными операциями начинается с предпроверочного анализа, когда в ФТС поступает информация о возможных нарушениях законодательства. На этом этапе таможенники делают запрос в уполномоченный банк о предоставлении документов по сделке. Анализируя полученную информацию, должностное лицо принимает решение о необходимости более тщательной проверки.
Если принято положительное решение, ФТС запрашивает информацию по всему внешнеторговому контракту у проверяемого. При необходимости к проверке привлекаются эксперты. В результате процедуры составляют акт и отражают в нем один из двух вариантов:
- выявлены нарушения валютного законодательства;
- нарушений не выявлено.
Со своей стороны таможня регулярно передает в Банк России сведения о декларациях с признаками ложных или недостоверных сведений.
Читайте о проведении валютного контроля в отношении физических и юридических лиц.
Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне
Согласно п. 2 ст. 23 закона № 173-ФЗ по результатам проведенных проверок таможенные органы вправе:
- выдать предписание об устранении найденных нарушений;
- применить меры ответственности за нарушение законодательства (административной и уголовной)
Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:
- Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ (с 1 июля 2021 года обязанность действует только в отношении товаров сырьевого экспорта).
- Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости и регулярно передает в Банк России сведения о декларациях с признаками ложных или недостоверных сведенийдля своевременной блокировки банками подозрительных операций.
- Сокрытие экспортной выручки, в том числе с использованием притворных сделок. Если у ФТС возникает подозрение, что сделка проводится через фирму-однодневку, она сообщает об этом в ФНС. В результате проверки такое юридическое лицо могут исключить из ЕГРЮЛ.
Пример
Фирма «Б» произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».
- Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».
Ознакомьтесь с перечнями документов, предоставляемых в регулирующие органы в целях валютного контроля.
Контроль таможенной стоимости при бартере
В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.
О том, что это такое, читайте подробнее: «Порядок проведения камеральной налоговой проверки - 2023»
Итоги
Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.