Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Порядок списания компьютерной техники (нюансы)

Списание компьютерной техники — процесс, которого не избежать подавляющему большинству современных предприятий. Чем может отличаться списание оргтехники от списания иных объектов основных средств предприятия, вы узнаете из этой статьи.

Причины списания оргтехники и компьютеров

Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:

  • физический износ;
  • моральный износ;
  • неустранимая поломка или порча.

Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.

Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.

В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.

На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).

С формой акта списания можно ознакомиться в статье «Унифицированная форма № ОС-4 — акт о списании объекта ОС».

Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:

Нюансы списания оргтехники для бюджетников

Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения.

При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:

  • не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
  • не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
  • не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
  • не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
  • не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
  • оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
  • оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.

Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

  1. Акт должен быть согласован с учредителем бюджетной организации, если списываемое имущество отнесено к особо ценному имуществу, которое закреплено собственником за бюджетным учреждением или которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Так, Минздрав России, Минтруд России, Минспорта России, Росреестр России включили компьютеры в перечень особо ценного движимого имущества независимо от его стоимости. Поэтому если указанные структуры наделили бюджетное учреждение компьютерами, то их списание необходимо согласовывать с учредителями.
  2. Если особо ценное движимое имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912). Согласование списания такого имущества с учредителем не требуется.

После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

О бухгалтерском учете списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.

Утилизация компьютерной техники

Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:

  • вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
  • драгметаллы — благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.

Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании.

О том, почему требуется контролировать отходы и как оформить акт инвентаризации отходов, читайте здесь.

Как учесть утилизацию компьютерной техники в бухгалтерском учете? Подробную инструкцию по данной процедуре можно найти в КонсультантПлюс.  Получите бесплатный пробный доступ к системе и ознакомьтесь с разъяснениями экспертов.

Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?

Информацию о наличии в списываемом компьютерном оборудовании драгметаллов обычно можно найти в техпаспорте на это оборудование. В случае утери техпаспорта компании следует провести экспертизу на содержание драгметаллов. Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании.

Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что

  1. Их необходимо передать для утилизации соответствующим образом лицензированной компании.
  2. Утилизирующая компания должна быть не только лицензирована по деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, но иметь регистрационное удостоверение, выданное комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.06.1992 № 431).

Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание.

Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Итоги

Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность.

Добавить в закладки
Вопросы по этой теме
Если вы не нашли ответ, то задайте вопрос нашему профессиональному сообществу на форуме.
Что относится к оргтехнике (перечень)?
Ответ на вопрос, что относится к оргтехнике, актуален для любой компании — этот вид активов массово применяется на предприятиях любого профиля и от их правильной классификации...
Ваши вопросы
4 марта 2024 01:13
Постоянная ссылка
подскажите, на сколько процентов ежегодно уменьшается стоимость ПК, монитора, принтера? где можно ознакомиться с конкретными цифрами?
Ответить
7 декабря 2023 10:49
Постоянная ссылка
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что делаете, если сгорел только монитор в составе ОЦДИ?
Ответить
7 декабря 2023 23:02
Постоянная ссылка
Я на этом не заморачиваюсь. Значит, поменяем и примем как малоценку. Но я и работаю в отличие от Вас не в бюджетном учреждении. Сделала такой вывод, поскольку ранее не сталкивалась с подобной аббревиатурой, а она, как я поняла, применяется именно в бюджетных учреждениях. У Вас полагаю, все гораздо сложнее. Попробуйте обратиться к участникам нашего форума, возможно они вам подскажут пути решения проблемы.
Ответить
4 декабря 2023 13:33
Постоянная ссылка
Добрый день. Является ли выход из строя внешнего блока питания, основанием для списания оборудования с баланса?
Ответить
4 декабря 2023 21:10
Постоянная ссылка
Это решает компания самостоятельньо исходя из целесообразности ремонта и дальнейшей эксплуатации оборудования. Нормативные акты этот вопрос не реглментируют.
Ответить
4 декабря 2023 09:38
Постоянная ссылка
Добрый день. Можно ли списать компьютерную технику бюджетного учреждения ,без проведения технического заключения . Срок службы данной компьютерной техники более 10 лет ,она устарела.
Ответить
4 декабря 2023 21:31
Постоянная ссылка
В настоящее время ни один норматиный акт не устанавливает обязательености проведения технической экспертизы. Однако если комиссии не удается определить пригодность объекта к дальнейшей эксплуатции ее можно провести.
Ответить
25 января 2020 14:28
Постоянная ссылка
"поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет." можно ссылку на документ
Ответить
29 октября 2019 21:09
Постоянная ссылка
Можно ли отдать студенту списанный ПК коледжа?
Ответить
1 марта 2023 20:41
Постоянная ссылка
Можно, Евгений. Передай моё позволение студенту и отдай ему долгожданный ПК.
Ответить
1 июля 2019 16:47
Постоянная ссылка
А что делать со списанной техникой если в городе нет утилизационной компании?
Ответить
7 мая 2018 14:55
Постоянная ссылка
Можно ли после списания компьютерной техники не утилизировать ее, а продать?
Ответить
1 марта 2023 20:55
Постоянная ссылка
При продаже чего либо бюджетной организацией денежные средства должны поступить на определенный бухгалтерский счет и считаться доходом. Это доходная часть бюджета. Поясняю - продажа бытовой техники (новой или бэушной) является коммерческой деятельностью (рождает прибыль для организации), не разрешенной Законом для бюджетных учреждений. Для примера - оказание преподавательских услуг, медицинских, услуги аренды помещений, земель - разрешенные виды деятельности в доходной части бюджета.
Ответить
27 мая 2018 13:23
Постоянная ссылка
Павел, добрый день! Законом продажа списанной с баланса в связи с ее износом оргтехники не запрещена. Если найдете желающих купить, почему бы и не продать. Посмотрите, пожалуйста, на форуме была подобная тема
Ответить
26 января 2023 13:14
Постоянная ссылка
Что то слабо в это вериться что можно продать. особенно у бюджетников. иначе вместо утилизации техники и оплаты за ее утилизацию все бы продавали частникам пк и все. а те выкидывали их на помойку....
Ответить
20 ноября 2023 07:09
Постоянная ссылка
Не все так просто. Как правило в бюджетных учреждениях списывается техника которая уже не то что даром никому не нужна, а даже если приплатят еще будут думать брать или нет.
Если же списывается еще что-то годное... ну вы поняли.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить