Деофшоризация — относительно молодой термин, характеризующий специальный комплекс государственных мер. Что это за меры и каким законом они предусмотрены — ответы на эти вопросы, а также другую поясняющую информацию по данной теме вы узнаете из нашего материала.
Расшифровка термина «деофшоризация»
Под деофшоризацией понимается проводимый государством комплекс мероприятий, которые:
- направлены на снижение или исключение вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов РФ под видом иностранных лиц или с использованием норм иностранного права, преследующих цели незаконной налоговой оптимизации;
- проводятся в разных сферах: законодательной, информационной и правоприменительной.
Необходимо отметить, что не существует единой формулировки термина «деофшоризация» — его трактуют по-разному. Например, деофшоризация — это:
- с одной стороны — борьба с офшорами, ужесточение контроля над операциями в офшорных зонах;
- с другой стороны — фактор развития экономики, облегчение условий ведения бизнеса.
При этом данные формулировки не противоречат вышеуказанной расшифровке деофшоризации как комплекса мероприятий в рамках госполитики.
Термин «деофшоризация» стал активно применяться в России с 2013 года, а определенные этим понятием госмероприятия призваны наложить ограничения и запреты на незаконное использование резидентами РФ офшоров и иностранных компаний (примеры такого использования см. в таблице):
Использование офшоров |
|
Законное |
Незаконное |
Создание СП (совместных предприятий) с иностранными партнерами |
Уклонение от налогов |
Защита прав предпринимателей в условиях более стабильной юридической системы и с применением отсутствующих в России финансовых инструментов |
Легализация полученных преступным путем средств |
Создание специальных механизмов защиты активов и наследования имущества |
Аккумулирование не облагаемых налогами доходов вне РФ |
Благотворительная деятельность и др. |
Иное использование (рейдерство, применение разнообразных мошеннических схем и др.) |
Законное использование офшоров не запрещено — важно, чтобы компания не уклонялась от налогов. При этом место ее регистрации значения не имеет. Какие важные задачи призвана еще решить деофшоризация, расскажем в следующем разделе.
Как государство борется с уклонением от налогов (в том числе с использованием офшоров) — см. в статье «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».
Основные задачи в сфере деофшоризации
К основным задачам антиофшорной политики можно отнести:
- необходимость усиления прозрачности офшоров;
- выявление реальных бенефициаров (фактических владельцев хозсубъектов, активов и прочих ценностей);
- расширение международного информационно-налогового сотрудничества и т. д.
Достижение эффективности процесса деофшоризации российского бизнеса невозможно без решения 3 основных задач:
- определения причин, послуживших поводом представителям российского бизнеса уйти в офшоры;
- устранения (минимизирования) влияния этих причин;
- стимулирования процесса возвращения «офшорного» российского бизнеса на родину.
Среди причин, побудивших российский бизнес переместиться в офшоры, можно назвать:
- несовершенство отечественного законодательства;
- плохой инвестиционный климат;
- неразвитость фондового рынка;
- иные причины (неэффективная судебная система, тяжелые условия для ведения эффективного бизнеса и др.).
Некоторые эксперты основной причиной ухода российских фирм в офшоры считают конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров.
Теоретически для устранения этих причин необходимо:
- реализовать принципы правового государства;
- соблюдать законные права и свободы граждан;
- укреплять демократические институты;
- искоренить коррупцию;
- создать благоприятные условия для создания и ведения бизнеса в РФ (устранить чрезмерное вмешательство государства и чиновников в экономику и т. д.).
Для снижения степени влияния указанных причин необходимы в первую очередь законодательные меры нормативного и организационного характера, о которых вы узнаете из последующих разделов.
Деофшоризационные нормативные акты
Среди основных нормативных документов, появившихся в связи с деофшоризацией, можно назвать:
- указ от 07.05.2012 о долгосрочной государственной экономической политике — в данном документе Президент РФ поручил правительству реализовать меры, направленные на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в РФ с помощью офшорных компаний и однодневок;
- послание президента Федеральному собранию от 12.12.2012 — среди поручений президента сформулирована необходимость разработки правительством комплексных предложений, направленных на реализацию системы мер по деофшоризации экономики;
- перечни офшорных зон («черные списки») — их составляют ЦБ и Минфин, а также ФНС РФ;
- закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ (с поправками 2015 и 2016 годов) о налогообложении контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных компаний — первый антиофшорный закон;
- иные нормативные акты (закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ о противодействии отмыванию преступных доходов, закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ о добровольном декларировании активов и счетов в банках, закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе госзакупок, программа деофшоризации российской экономики «Повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса», разработанная экспертным управлением Президента РФ и др.).
Разъяснение содержания и назначения разных нормативных актов см. в размещенных на нашем портале материалах:
- «Положения Закона о патентной системе налогообложения — 2016»;
- «Новый закон о декретном отпуске в 2015–2016 годах — изменения»;
- «Какими федеральными законами регулируется порядок использования электронной подписи?».
С содержанием положений основного нормативного акта, направленного на деофшоризацию российской экономики, а также иной нормативки, посвященной данной теме, знакомьтесь в следующих разделах.
Главный закон о деофшоризации российской экономики
Одним из значимых законодательных документов, принятых в последнее время в рамках реализации национальной программы по деофшоризации российской экономики, выступает закон от 24.11.2014 № 376 (о внесении изменений в НК РФ). Неофициальное название этого нормативного акта — закон по деофшоризации бизнеса.
В НК РФ благодаря этому закону видоизменились отдельные статьи, появились новые определения и понятия, а также кодекс дополнился описанием отсутствующих ранее в законодательстве обязанностей отдельных лиц. В частности, благодаря закону № 376:
- возникли новые для НК РФ термины: «контролируемая иностранная компания» (КИК), «контролирующие лица», «фактический получатель дохода» и др.;
- предусмотрены не существовавшие ранее обязанности: уведомление налоговиков об участии лиц (физических или юридических) в зарубежных фирмах и декларирование их прибыли пропорционально доле участия.
Предельно сжато содержание закона можно уложить в 2 тезиса:
- полученная резидентами РФ в офшорах прибыль должна облагаться российскими налогами;
- обязанность по информированию налоговиков о факте прямого или косвенного участия в зарубежных компаниях возникает у российских налогоплательщиков.
Расшифровать отдельные понятия из закона № 376 поможет статья «Что такое контролируемые иностранные компании?».
О дальнейшей судьбе закона № 376 узнайте из следующего раздела.
Деофшоризация и новый вариант закона о КИК 2016
Закон о деофшоризации в 2016 году был откорректирован — поправки внесены законами от 15.02.2016 № 32-ФЗ и от 08.06.2015 № 150-ФЗ.
Корректировки в НК РФ, внесенные законом № 32-ФЗ:
- ст. 25.14 — срок подачи уведомлений об участи в зарубежной фирме и прекращении такого участия увеличен с 1 до 3 месяцев, сокращен список случаев, когда необходимо уведомлять налоговиков, а также уточнен состав подаваемых сведений;
- ст. 25.15 — уточнены особенности расчета доли прибыли контролируемой зарубежной фирмы, подлежащей налогообложению в РФ у контролирующего лица;
- ст. 55 — уточнен порядок определения первого налогового периода для иностранных фирм, самостоятельно признающих себя налоговыми резидентами РФ по налогу на прибыль;
- ст. 105.2 — детализированы правила определения доли участия лица в организации;
- ст. 210 — дополнена нормами о том, что не признается факт получения дохода, если он получен в результате передачи прав на получение доходов между членами одной семьи (в отношении иностранного юрлица);
- ст. 212 — уточнено, что к облагаемым НДФЛ доходам в виде матвыгоды не относятся доходы от покупки контролирующим лицом ценных бумаг контролируемой зарубежной фирмы по цене ниже рыночной;
- ст. 214.1 — дополнена новыми пунктами по налогообложению операций по продаже ценных бумаг, приобретенных контролирующим лицом у своей контролируемой фирмы;
- другие изменения и корректировки (в ст. 220, 232, 251, 277 и др.).
Дополнения и новшества, предусмотренные законом № 150-ФЗ:
- уточнение понятия контролируемой иностранной компании и контролирующего лица;
- детализированы условия освобождения доходов контролируемых зарубежных фирм от налогообложения в РФ;
- предоставлена возможность проведения симметричных корректировок и установлена схема их проведения;
- иные изменения и дополнения.
Какими еще нормами в последнее время дополнялось отечественное законодательство в рамках проведения деофшоризации — расскажем в следующем разделе.
С актуальными нормативными корректировками, которые необходимо оперативно учесть в своей работе, вас познакомят подготовленные специалистами нашего сайта материалы:
- «Минфин готовит изменения в правила заполнения платежек»;
- «Изменения в валютном законодательстве с 2017 года»;
- «Налоговые вычеты по НДФЛ в 2015–2017 годах — последние изменения».
Деофшоризация и корректировка законодательства
Помимо уже рассмотренных поправок, внесенных в НК РФ законами № 376-ФЗ и 32-ФЗ, в этом главном налоговом документе регулярно появляются корректировки и положения, связанные с процессом деофшоризации. К примеру, в НК РФ нашли отражение серьезные новации в сфере трансфертного ценообразования, предусматривающие:
- обязательный контроль всех внешнеторговых сделок с офшорными компаниями на сумму более 60 млн руб. в год;
- конкретизирован круг взаимозависимых лиц;
- детализированы алгоритмы определения рыночной цены для налоговых целей.
Появились специальные статьи в УК РФ, направленные на борьбу с однодневками. Например:
- ст. 173.1 — предусмотрены санкции за незаконное создание фирм через подставных лиц;
- ст. 173.2 — установлена ответственность за незаконное использование документа, удостоверяющего личность, для создания однодневки.
В рамках проведения антиофшорных мероприятий активно проходят обсуждения, а также вносятся изменения и дополнения в разнообразные нормативные документы. Как влияют на деофшоризацию российской экономики «черные списки» — узнайте из следующих разделов.
Деофшоризация и «черные списки»
«Черным списком» (в том числе для целей деофшоризации) называют перечень стран, которые:
- предоставляют льготный налоговый режим;
- не раскрывают информацию при проведении финансовых операций.
Можно выделить 3 вида таких списков, которые разработаны для разных целей разными ведомствами, а именно:
- Минфином РФ (приказ от 13.11.2007 № 108н в ред. от 02.10.2014 «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»;
- ЦБ РФ (приложение № 2 к указанию ЦБ России от 07.08.2003 № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и [или] не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций [офшорных зонах])»;
- ФНС России (приказ от 30.09.2016 № ММВ 7-17/527@ «Об утверждении перечня государств [территорий], не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией»).
Остановимся на каждом виде отдельно.
Минфиновский «черный список»
Список офшорных зон в приказе Минфина характеризуется следующим:
- установлен он в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ;
- содержит перечисление государств и территорий со льготным налогообложением, не раскрывающих и не предоставляющих данные при осуществлении финансовых операций.
Обозначенные Минфином в приказе № 108н офшорные зоны представлены на рисунке:
Взаимодействие с фирмами, зарегистрированными в попавших в указанный перечень государствах, может повлечь для российских компаний неблагоприятные налоговые последствия, такие как:
- невозможность применения ставки 0% (по п. 3 ст. 284 НК РФ) в отношении получаемых российской фирмой дивидендов, если они получены от компании, зарегистрированной в государстве из «черного списка»;
- лишение права на применение предусмотренной подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ льготы при получении российской фирмой имущества на безвозмездной основе от зарубежной компании с постоянным местонахождением на попавшей в «черный список» территории.
Кроме того, сделки с иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных минфиновских списках, признаются контролируемыми, что влечет:
- повышенное внимание налоговиков, обладающих правом контроля цен таких сделок;
- дополнительное декларирование сделок — если превышен установленный подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ годовой суммовой лимит.
Детализацию понятия «контролируемые сделки» дает статья «Критерии контролируемых сделок — таблица на 2016 год».
«Черный» минфиновский перечень обновляется по мере необходимости. К примеру:
- с 2015 года из него исключена Республика Мальта, поскольку она ратифицировала правительственное соглашение об избежании двойного налогообложения;
- с 2009 года перечень пополнился Сейшельскими островами по причине несоответствия республики стандартам прозрачности, справедливой налоговой конкуренции и обмена информацией.
Указанные ограничения и лишение российских резидентов определенных налоговых преференций являются одними из необходимых элементов в комплексной работе государства по деофшоризации экономики.
«Черный список» ЦБ РФ
ЦБ РФ разделил офшорные зоны на 3 группы с целью регулирования процесса открытия российских корсчетов в зарубежных кредитных учреждениях.
Об особенностях отечественного банковского обслуживания и планируемых нормативных корректировках в этой сфере расскажут материалы:
- «Возможно ли открыть счет в банке через интернет?»;
- «Блокировка расчетного счета налоговой в 2016–2017 гг.»;
- «В закон "О бухгалтерском учете" готовятся поправки».
Центробанковское офшорное разделение представлено на схеме ниже:
Открыть российской фирме корсчет в финансовой компании, зарегистрированной в I группе территорий из указанного списка, можно без дополнительных ограничений. Если же партнер банка находится во II или III группах, ему требуется отвечать определенным требованиям. Например:
- располагать собственными средствами величиной не менее 100 млн евро;
- входить в список крупнейших банков мира (первые 500 позиций).
Помимо вышеуказанных условий предусмотрено банковское резервирование для компаний (в % от перечисляемых сумм):
- I группы — 0% (резервирование не предусмотрено);
- II группы — 25%;
- III группы — 50%.
Центробанковские «черные списки» являются одной из мер, введенных в рамках исполнения ЦБ РФ процедур валютного контроля, которые способствуют процессу деофшоризации российского бизнеса.
С какими нюансами могут столкнуться владельцы заграничных счетов — узнайте из следующих публикаций:
- «Куда и когда подавать уведомление о зарубежных счетах?»;
- «Валютный контроль при переводе денег за границу»;
- «Как компании открыть счет в иностранном банке?».
«Черный список» ФНС России
Налоговики составляют свой «черный список», обладающий следующими отличительными признаками:
- составление такого списка предусмотрено подп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ;
- основная цель его составления — использование информации для определения контролирующих лиц и контролируемых компаний;
- перечень состоит из наименований государств и территорий, не обменивающихся с РФ информацией для целей налогообложения;
- пересмотр с целью актуализации представленной в перечне информации производится ежегодно.
Действовавший в 2016 году перечень в 2017 году сократился:
- по количеству стран — со 111 до 109;
- по числу территорий — с 22 до 19.
«Черный» список ФНС на 2017 год представлен ниже:
В «черный» список ФНС — 2017:
- не вошли ранее присутствовавшие в нем Грузия, Эстония, Маврикия, Гонконг, Каймановы острова, Бермуды, Аруба, так как усовершенствовали порядок обмена налоговой информацией;
- из-за ухудшения практики обмена информацией добавлены Южная Корея и др.
Как ресурсы CRS смогут помочь отечественным налоговикам и иным госструктурам в раскрытии теневых офшорных схем — см. в материале «Кого проверит налоговая по зарубежным счетам?».
Итоги
Деофшоризация российской экономики — одно из важных направлений госполитики, представляющих собой набор целенаправленных комплексных мер по усилению контроля незаконных операций в офшорных зонах и созданию благоприятных условий для развития бизнеса в РФ.
Основной антиофшорный закон — № 376-ФЗ — внес важные новации и корректировки в НК РФ. Во многом деофшоризация зависит и от эффективного исполнения положений иных нормативных актов (закона № 115-ФЗ о противодействии отмыванию преступных доходов, закона № 140-ФЗ о добровольном декларировании активов и счетов в банках и др.).