Система Платон - последние новости на текущий момент связаны с рассмотрением возможности введения аналогичной системы сбора платежей для региональных дорог. Это объясняется тем, что пока часть средств, полученных за использование федеральных трасс, направляется на поддержание приемлемого состояния дорог в регионах. О том, какие изменения планируются в данной сфере, читайте в статье.
Что нового о системе «Платон» в СМИ на сегодня
По состоянию на октябрь 2016 года в новостях о системе Платон широко обсуждаются планы Минтранса РФ и Госдумы ввести аналог системы для региональных дорог (в настоящее время плата собирается только за пользование федеральными трассами).
Основные причины этого таковы:
- С момента ввода в действие системы «Платон» в конце 2015 года (напомним: это произошло после выхода закона от 06.04.2011 № 68-ФЗ, изменившего закон «Об автодорогах» от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ и КоАП РФ, принят Госдумой 20.12.2001) и по октябрь 2016-го произошло следующее:
- было собрано порядка 15,8 млрд руб.;
- из них направлено на ремонт региональных путей (как самых «убитых») — 10,8 млрд руб.;
- был сделан вывод о том, что остатка собранных средств не хватит на запланированное обновление федеральных дорог.
- Как следствие, для того чтобы продолжать выполнять запланированные мероприятия за счет сборов с большегрузов, имеются 2 пути:
- увеличить тариф за проезд большегрузного транспорта до изначально запланированных величин (сейчас действует пониженный тариф 1,53 руб. за 1 км, однако изначально планировался размер тарифа порядка 3,5 руб. за 1 км с периодической индексацией с учетом уровня инфляции);
- ввести порядок сбора средств с большегрузов за разбитые дороги, находящиеся в региональном ведении.
Увеличение тарифа в 2 раза, по мнению различных социальных институтов, высказываемому СМИ, может привести к серьезному всплеску социального недовольства. Подобное уже происходило в конце 2015 года при внедрении в жизнь системы «Платон». Поэтому все большее внимание законодателей обращается на вариант с созданием аналога системы «Платон» в регионах.
Самые свежие новости против системы «Платона» и ее аналога для регионов
Баталии 2015 года — забастовки дальнобойщиков в десятках городов России, критика Минэкономики в отношении полезности реального эффекта от системы — уже отошли в прошлое. «Платон» работает.
2016 год принес следующие результаты:
- По судебной претензии КПРФ о конституционности введения системы — постановлением Конституционного суда РФ от 31.05.2016 № 14-П/2016 сбор государством платы с большегрузов признан не противоречащим Конституции РФ.
- По судебному иску от членов «Фонда борьбы с коррупцией» касательно легитимности оператора системы (ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», во-первых, является частным предприятием, а во-вторых, было выбрано вне конкурса) — судом первой инстанции в иске было отказано полностью (решение АС Москвы от 11.04.2016 № А40-234411/2015). Серия последующих жалоб также не была удовлетворена. Последнее решение АС Московского округа № Ф05-15398/2016 вышло 18.10.2016. Это была последняя кассационная инстанция, и она оставила исходное решение (отказ в исковых требованиях) без изменений.
Таким образом, по мнению экспертов, юридические варианты борьбы против системы «Платон» и ее возможных аналогов оказались к концу 2016 года исчерпаны.
Как планируется усилить контроль за большегрузами для взимания платы и штрафов?
Пожалуй, единственным результатом акций протеста водителей большегрузов по итогам 2015 года стала заморозка штрафов, изначально предусмотренных за нарушения, указанные в постановлении Правительства РФ «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам…» от 14.06.2013 № 504. Затем законом от 14.12.2015 № 378-ФЗ были внесены поправки в ст. 12.21.3 КоАП РФ, которые:
- существенно снизили размер штрафов за неоплату проезда по федеральным дорогам большегрузов (5 000 руб. за первичное нарушение, 10 000 руб. — за повторное);
- сократили список адресатов для наложения штрафов (например, вместо градации штрафуемых на ответственных за движение лиц, ИП, юрлиц и т. п. теперь штраф платит или собственник (неважно, в каком статусе), или «пойманный» на большегрузе водитель, если собственник большегруза — иностранец).
Вместе с тем продолжаются разработки всеохватывающей системы контроля за теми, кто пытается бесплатно ездить по федеральным дорогам. Помимо данных с бортовых устройств, позволяющих устанавливать местонахождение грузового автомобиля, для поимки нарушителей работают:
- Специальные контрольные рамки, на которых установлены фронтальная камера (для снятия данных о номере авто) и боковая (определяющая тип авто исходя из габаритов и количества осей). В течение 2016 года количество таких рамок планируется довести до 214, а к концу 2017-го — до 500.
- Группа мобильного наблюдения на дорогах, включающая 100 автомобилей, оснащенных фиксирующими нарушения устройствами.
Данные с объектов контроля направляются в ГИБДД, где затем оформляются штрафы.
В сентябре 2016 года, по итогам совещания глав министерств, было выдвинуто предложение Минпромторгу, Минтрансу, Минэкономики и Минкомсвязи представить проект создания «Единой государственной среды передачи навигационной информации» — ЕГСНИ, которая объединит в себе данные системы «Платон», тахографа и ЭРА-ГЛОНАСС.
ДЛЯ СПРАВКИ:
- Тахограф — крепимый на транспортное средство блок, позволяющий контролировать режим скорости и рабочий режим водителей (время работы и отдыха).
- ЭРА-ГЛОНАСС — система контроля и помощи при ДТП (ЭРА — экстренное реагирование при авариях), которой оснащаются авто.
По замыслу авторов идеи объединения, многофункциональное устройство, совмещающее в себе все три контрольных функции, позволит:
- значительно оптимизировать затраты на оснащение автомобилей (владельцы автомобилей часто снабжаются устройствами безвозмездно, например бортовыми регистраторами системы «Платон»);
- создать объединенную систему контроля за всеми перемещениями и ситуациями зарегистрированного транспортного средства.
Пока проект находится на стадии обсуждения. Однако уже есть противник этой идеи, а именно Минтранс. В ведомстве считают, что суммарным эффектом от объединения может стать снижение коэффициента надежности в каждой отдельно взятой системе. Чего нельзя допускать в отношении ЭРА-ГЛОНАСС, т. к. изначально система разрабатывалась не для помощи в фискальном контроле, а для спасения жизней в нештатных ситуациях на дорогах.
Состоится объединение или нет, покажет будущее.
Итоги
Систему «Платон» пока можно считать функционирующей в тестовом режиме. Однако, судя по всему, режим этот скоро станет постоянным. Есть тенденции к тому, что аналогичная схема платы за пользование будет применена и для региональных автодорог. Еще одна тенденция — планирование создания единой системы передачи навигационной информации. Судя по тому, что принцип такой системы напоминает уже внедренный ЕГАИС, а также находящуюся в стадии разработки единую систему сбора фискальной информации с ККТ, план создания ЕГСНИ будет так или иначе реализован.
Больше о тенденциях развития системы налогов и сборов в РФ читайте в статье:
«Что нового в учетной политике на 2016?».
Еще о системе «Платон»: