Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Порядок предъявления претензии и регулирующие это нормы

Порядок предъявления претензии определяет досудебный порядок урегулирования гражданско-правового спора. Его соблюдение в соответствии с нормами закона и положениями договора обеспечивает возможность защиты нарушенного права стороны сделки не только в досудебном, но и впоследствии в судебном порядке. Рассмотрим источники регулирования данного вопроса, случаи, когда досудебный порядок является обязательным, а также основные правила предъявления требования.

Нормы, регламентирующие подачу претензии

Регламентирующие подачу претензии нормы могут содержаться как в законодательных и подзаконных актах, так и в условиях договора, определяемых сторонами самостоятельно. На законодательном уровне источниками правового регулирования порядка предъявления претензии выступают:

  • Арбитражный процессуальный кодекс, закрепляющий обязанность истца по соблюдению претензионного порядка урегулирования споров в ряде случаев;
  • Гражданский кодекс, нормы которого регулируют некоторые вопросы формирования, направления и рассмотрения претензионных требований в отношении расторжения или изменения договора, обязательств сторон, вытекающих из сделок по перевозке грузов, аренды и др.;
  • правовые акты, регламентирующие направление претензии в сфере грузоперевозок ― Кодекс внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железнодорожного транспорта, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
  • ч. 1 ст. 16.1 и абз. 3 ч. 1 ст. 19 закона «Об ОСАГО» от 25.04.2002 № 40-ФЗ в отношении претензионного порядка урегулирования споров по договорам ОСАГО;
  • законы «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ по спорам, связанным с исполнением соответствующих договоров;
  • ч. 7 ст. 10 закона «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 № 132-ФЗ, регулирующая порядок направления и рассмотрения претензии к туристическому оператору.

Помимо этого, стороны могут самостоятельно устанавливать в договоре условия претензионного разрешения спора, не противоречащие законодательству.

Как предъявить (выставить) претензию при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Подача претензии на досудебное урегулирование в обязательном порядке

Подача претензии на досудебное урегулирование может носить как добровольный характер (по усмотрению стороны обязательства), так и обязательный (установленный законом этап на пути к защите нарушенного права в судебном порядке). Обязательность досудебного порядка в отношении юридических лиц, спор которых вытекает из осуществления ими предпринимательской либо иной экономической деятельности, определяется АПК.

На основании абз. 4 ч. 5 ст. 4 АПК не требуется предварительное направление претензии при подаче в арбитражный суд исков:

  • об установлении юридически значимого факта;
  • о несостоятельности;
  • о компенсации за нарушение сроков рассмотрения дела судом;
  • по делам приказного производства;
  • в защиту публичных интересов и др.

По общему же правилу ч. 5 ст. 4 АПК претензионный порядок является обязательным в том случае, когда таковой специально предусмотрен в законе или договоре. По спорам, прямо указанным в абз. 1 этой нормы (взыскание денежных средств по требованиям из договоров), досудебный порядок также является обязательным.

 В каких случаях организации нужно соблюдать досудебный порядок (направлять претензию) в спорах со страховой компанией, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Порядок подачи претензии: основные правила

В случае нарушения прав одной из сторон гражданско-правовых отношений, она имеет право обратиться к другой стороне с требованием исполнения обязательства надлежащим образом. Особенности порядка предъявления претензии зависят от специфики сделки, из которой вытекает спор. Однако в любом случае прядок подачи претензии складывается из ряда правил:

  • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по сделке пострадавшая сторона имеет право требовать устранения нарушения своих прав в претензионном порядке;
  • претензия должна быть направлена в срок, установленный законом в определенном виде правоотношений или условиями договора;
  • документ должен иметь надлежащую форму (как правило, письменную, но также сторонами может быть закреплен порядок электронного документооборота);
  • направление требования должно осуществляться определенным сторонами способом либо по выбору отправителя, при этом немаловажным является наличие доказательства отправки;
  • реквизиты получателя претензии, в том числе почтовые, должны указываться в соответствии с теми, что содержатся в договоре.

Бланк и образец претензии можно скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Претензия о нарушении договорных обязательств Претензия о нарушении договорных обязательств Скачать

Кроме того, требования должны соответствовать правомочиям, предоставленным пострадавшей стороне законом или условиями договора.

Итоги

Таким образом, порядок разрешения спора в претензионном порядке регулируется законодательными нормами для конкретных видов гражданско-правовых сделок и пунктами договора, определяемыми сторонами самостоятельно. В большинстве случаев юридические лица обязаны соблюдать претензионный досудебный порядок разрешения спора, поэтому от правильности предъявления претензии зависит возможность дальнейшего обращения в суд за защитой своих интересов.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
16 июня 2022 16:09
Постоянная ссылка
Если я направила претензию Стороне, означает ли это, что срок действия Договора (контракта), по которому направлена моя претензия, должен остановиться на время рассмотрения данной претензии (и соответственно невозможность пользования услугами по данному контракту)
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН