Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Критерии для стимулирующих выплат учителям в 2023 - 2024 годах

Стимулирующие выплаты учителям в 2022-2023 годах – критерии их будут рассмотрены в нашей статье - это одна из составных частей зарплаты педагогических работников бюджетных учреждений, начисляемая им по новой методике. Что относится к стимулирующим выплатам? Как работает балльная система для расчета стимулирующих выплат? Какие особенности стимулирующих выплат необходимо знать, рассчитывая зарплату учителю? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее.

Структура зарплаты по ТК РФ

Согласно ТК РФ (ст. 129 и 135) одной из составных частей заработной платы являются дополнительные выплаты стимулирующего характера, призванные поощрять работника за имеющиеся достижения в труде. Это могут быть:

  • доплаты;
  • надбавки;
  • премии;
  • иные выплаты.

Они могут быть установлены:

  • Законодательно – доплаты и надбавки за звание, степень или категорию.
  • Руководителем на основании его приказов – премии за трудовые достижения.
  • Работодателем, разработавшим и утвердившим положение о премировании – годовая премия, доплата за стаж. Либо это может быть иной внутренний документ по стимулирующим выплатам за качество, интенсивность труда или конкретные достижения.

О том, как эти выплаты будут учтены в составе расходов на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль, читайте в статье «Расходы на оплату труда согласно нормам ст. 255 НК РФ».

Основные положения системы оплаты за труд каждый работодатель устанавливает самостоятельно, описывая их во внутреннем нормативном документе — положении об оплате труда. Эта система может быть как самой простой, когда зарплата состоит только из оклада, так и включать все возможные составляющие.

Законодательство никак не ограничивает возможности работодателя при разработке системы поощрения работника, требуя только:

  • участия в этом процессе членов трудового коллектива;
  • недопущения ухудшения условий оплаты труда каждого конкретного работника по сравнению с трудовым законодательством в результате выполнения условий, включенных во внутренний нормативный акт (ст. 135 ТК РФ).

Узнайте больше о структуре и порядке выплаты зарплаты из экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.

Зарплата в бюджетных учреждениях

Формирование системы оплаты за труд в бюджетных учреждениях подчиняется правилам, установленным ТК РФ. Однако поскольку на зарплату в данном случае выделяются бюджетные средства, эта система для ГУП и МУП регулируется на правительственном уровне с соблюдением требования об участии в этом представителей трудового коллектива (профсоюзов) и работодателей (ст. 135 ТК РФ).

Из представителей высших органов данных 3 сторон ежегодно формируется комиссия, целью которой является системная разработка документов, направленных на создание единого для всех уровней бюджета подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях. На 2022 год трехсторонняя комиссия утвердила Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол № 11), ознакомиться с которыми вы можете по ссылке.

единые рекомендации 2017

Скачать форму

Последние несколько лет комиссия занята развитием положений новой системы оплаты за труд в ГУП и МУП, введенной постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Новая система, в частности, учитывает возможность существенного увеличения дохода за счет стимулирующих доплат.

Виды стимулирующих выплат, возможных в бюджетных учреждениях, установлены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818:

  • доплаты за непрерывность стажа и выслугу лет;
  • премии, относящиеся к результатам работы;
  • поощрения за интенсивный труд и какие-либо достижения в работе;
  • доплаты за качество труда.

Если для первых двух видов выплат, которые имеют или могут иметь количественную привязку, может быть достаточно наличия положения о премировании, то вторые 2 вида (качественные) требуют разработки специальной системы оценки и, соответственно, отдельного документа. Этот специальный документ может представлять собой единый нормативный акт, объединяющий правила начисления всех возможных видов стимулирующих выплат.

Критерии стимулирования

Смыслом системы стимулирования за качественные достижения является повышение:

  • заинтересованности каждого работника в увеличении собственного вклада в деятельность учреждения;
  • качества работы учреждения в целом.

В основу системы оценки показателей качества, интенсивности и достижений должны быть заложены:

  • разработка их перечня;
  • создание количественной системы их оценки - баллов;
  • разработка алгоритма их учета в общей сумме зарплаты.

Обязательными условиями системы являются:

  • наличие у работника четкого понимания своих трудовых обязанностей и тех критериев, которые повлияют на оценку эффективности их выполнения;
  • влияние вклада конкретного работника на итоги работы учреждения в целом;
  • абсолютная понятность и прозрачность критериев качественной оценки.

Учитывая разнообразие сфер деятельности бюджетных учреждений, законодатель дает им большую самостоятельность в разработке собственных систем поощрения. Однако при их создании нужно руководствоваться не только едиными рекомендациями трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений, но и законодательными актами регионов и отраслевыми методическими разработками по данному вопросу.

Все составляющие разработанной бюджетным учреждением системы поощрения за качественные достижения отражаются в специальном внутреннем нормативном акте — положении о стимулирующих выплатах.

Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендовано указывать оценочные критерии, относящиеся к каждому конкретному работнику, непосредственно в трудовом договоре (эффективном контракте) с ним. Если давно работающий сотрудник переводится на новую систему оплаты труда, это может быть отражено в допсоглашении к трудовому договору.

О бланке, который можно использовать для оформления трудового договора, читайте в статье «Унифицированная форма № ТД-1 - Трудовой договор».

В процессе оценки результатов труда каждого работника учитывается мнение:

  • самого работника;
  • профсоюзной организации;
  • руководителей непосредственно работника и учреждения в целом.

Результаты этой оценки отражаются в специальном оценочном листе, формируемом по каждому работнику за соответствующий период. В такой лист вносятся критерии эффективности работника, которые оцениваются определенным количеством баллов. Расчет стимулирующей выплаты педработнику определяется следующим образом:

  1. Рассчитывается общее количество баллов по всем сотрудникам.
  2. Бюджетные средства, выделенные на стимулирующие выплаты учителям, делятся на общее количество баллов.
  3. Величина одного балла умножается на количество набранных каждым специалистом баллов.

Вклад руководителя бюджетного учреждения в его работу оценивает вышестоящий орган, в котором для этих целей разрабатывается свое положение о стимулировании. Типовая форма трудового договора с руководителем бюджетного учреждения, в которой предусмотрено, в частности, место для указания перечня критериев стимулирующих доплат к его зарплате, приведена в постановлении Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Типовая форма трудового договора с руководителем бюджетного учреждения

Скачать форму

Особенности стимулирования педагогических работников

Система-2022 стимулирующих выплат учителям и воспитателям базируется на методических рекомендациях, утвержденных Минобрнауки РФ (письмо от 20.06.2013 № АП-1073/02). Эти рекомендации разработаны на основе распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, приказа Минтруда РФ от 13.05.2013 № 202, письма Минтруда РФ от 13.06.2013 № 14-1/10/2-3236. Несмотря на то что данные ведомственные документы были утверждены достаточно давно, Трехсторонняя комиссия советует ориентироваться на них и в 2022 году (подп. «г» п. 30 Единых рекомендаций по протоколу № 11). Предназначены отмеченные рекомендации для бюджетных учреждений, работающих по программам образования:

  • дошкольного;
  • общего;
  • начального и среднего профессионального.

В рекомендациях Минобрнауки РФ регионам при разработке критериев для стимулирующих выплат учителям и обработке результатов их оценки предлагается обеспечить:

  • привлечение к процессу представителей региональных организаций, являющихся управляющими в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных органов;
  • общедоступность критериев оценки;
  • размещение в интернете результатов оценки труда руководителей образовательных организаций и педагогов.

Эксперты «КонсультантПлюс» подробно рассказали об особенностях труда педагогических работников. Получите пробный доступ к публикации на данную тему бесплатно.

Стимулирование руководителей

В рекомендациях Минобрнауки РФ предусмотрены следующие направления оценки труда руководителей:

  • соблюдение учреждением требований законодательства;
  • взаимодействие с органами государственно-общественного управления;
  • соответствие качества предоставляемых услуг запросам их потребителей;
  • доступность информации об учреждении;
  • наличие дополнительных культурных и социальных проектов;
  • увеличение числа молодых педагогов;
  • выявление одаренных детей и работа с ними;
  • наличие оздоровительных программ;
  • организация спортивной работы;
  • наличие программ дополнительного образования.

Для учреждений общего и профессионального образования дополнительно значимы:

  • профилактика правонарушений;
  • возможность учебы по индивидуальным планам;
  • положительная динамика результатов проверки уровня подготовки;
  • результаты аттестации учреждения.

Для руководителей общеобразовательных учреждений также будут важны:

  • проведение мероприятий по профориентации и предварительной подготовке по выбранному профилю;
  • процент выбытия обучающихся;
  • результаты сдачи ЕГЭ выпускниками учреждения в сравнении с данными по стране.

Стимулирующие выплаты учителям и воспитателям ДОУ

В качестве критериев стимулированных выплат — 2022 учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в рекомендациях Минобрнауки РФ приведены следующие:

  • наличие дополнительных проектов, расширяющих кругозор детей;
  • отслеживание особых достижений подопечных;
  • взаимодействие с родителями;
  • внесение предложений по совершенствованию программы обучения;
  • организация и проведение оздоровительных мероприятий;
  • работа с детьми из неблагополучных семей;
  • участие в создании наглядных образовательных элементов и др.

Для учреждений общего и профессионального образования дополнительное значение будут иметь:

  • положительная динамика результатов контроля полученных знаний;
  • участие в общих проектах учреждения.

Для педагогов общеобразовательных учреждений в качестве критерия дополнительно указано участие во внешних мероприятиях, связанных с демонстрацией уровня подготовки учеников.

Читайте подробнее о критериях начисления стимулирующих выплат воспитателям в 2022 году.

Размер выплаты формируется на основании балльной системы. У каждого педагога есть оценочный лист, где фиксируется выполнение педагогом требований критерия. Реализация мероприятий в рамках каждого критерия добавляет педагогу баллы.

В конечном счете стимулирующая доплата каждого педработника определяется путем суммирования заработанных баллов и умножения стоимости одного балла на их количество. Стоимость балла определяется как результат деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.

Информация о результатах деятельности руководителей образовательных организаций и педагогических работников в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности должна быть размещена в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в интернете.

Итоги

Стимулирующие доплаты, включенные в систему оплаты труда педагогических работников бюджетных учреждений, не только позволяют увеличить доход педагогов, но и способствуют росту эффективности их работы и улучшению показателей учреждения в целом. 

Добавить в закладки
Ваши вопросы
15 февраля 2024 06:47
Постоянная ссылка
Здравствуйте! Оклад ниже, чем МРОТ, установленный с 2024 года. Это нарушение ?. Стимулирующая часть изменена директором, графа за стаж убрана. Насколько это правомерно?
Ответить
20 сентября 2023 15:11
Постоянная ссылка
Есть ли федеральный закон или иной норм. документ, регулирующий право преподавателя доп. образования ознакомиться с результатами теста по стимулирующим надбавкам?
Ответить
19 июля 2023 17:46
Постоянная ссылка
преподаватель имеющий пед.стаж свыше 25 лет,уволился на один месяц для перерасчета пенсии, затем был принят на работу в это же учреждение, где проработал ранее 10 лет преподавателем.
Стимулирующую выплату за непрерывный пед стаж в ОУ ему выплачивать перестали после приёма на работу. Законно ли это?
Ответить
23 августа 2023 04:32
Постоянная ссылка
В каждом учреждении есть Положение об оплате труда, если там есть описано, что прерывание стажа даже на незначительный срок приведет к отмене данной доплаты, значит - верно. Если не написано, значит возможно на вас решили сэкономить.
Ответить
14 апреля 2023 06:57
Постоянная ссылка
Обязан ли преподаватель ДШИ вместе с таблицей отчёта предоставлять конспекты, презентации, разработки - или это считается личная авторская работа?
Ответить
23 августа 2023 04:29
Постоянная ссылка
Отчет - это внутренний документ, это не публикация ваших материалов, которые несомненно не могут передаваться третьим лицам без вашего согласия
Ответить
1 апреля 2023 11:17
Постоянная ссылка
Скажите пожалуйста, кто должен просматривать оценочные листы и оценивать работу администрации школы, директор в оценочную комиссию не входит и не присутствует, учителя-подчинённые, директор нам сказала, что комиссия оценивает работу трудового коллектива, в том числе и завучей. Права ли она.Спасибо
Ответить
23 августа 2023 04:28
Постоянная ссылка
Все составы комиссий прописаны во внутренних документах, чаще всего - это приказы по основной деятельности. Читайте
Ответить
10 марта 2023 01:50
Постоянная ссылка
В нашей ДШИ лишены возможности получать стимулирующие выплаты внутренние совместители.В третьей четверти мы работали пять воскресений и праздничный день 8 марта.Сотрудники ,работающие по одной специальности, вносят конкурсы, концерты, фестивали, проведенные в эти дни в критерии стимулирующих выплат.Внутренние совместители, выполнявшие те же работы, участвовавшие в тех же конкурсах, фестивалях и т.п. ,в соответствии с Положением об оплате труда, не имеют права на внесение этой работы в отчет для стимулирующих выплат. Официально никто не заставляет нас эту работу выполнять, но есть понятие о коллегиальности.И есть учебный процесс. Учащимся эти мероприятия важны.Также без участия в такого рода мероприятияз невозможно пройти аттестацию. Еще не понятно, почему сначала мы предоставляем информацию о своей работе за квартал администрации (которая использует ее в отчете об эффективности работы учреждения), и только потом узнаем ,будут ли за эту работу выплачены деньги. В трудовом договоре есть пункт, который гарантирует выплаты только при наличии средств у организации. На момент отчета о работе работники не знают, есть ли эти деньги у работодателя.У нас узаконен рабский труд?
Ответить
23 августа 2023 04:27
Постоянная ссылка
Рабский труд - это повинность, однако вас никто не заставляет, а значит, это ваше собственное желание
Ответить
4 марта 2023 14:38
Постоянная ссылка
где узнать точную сумму выделенных стимулирующих на школу, если директор и бухгалтер ее занижает?
Ответить
23 августа 2023 04:25
Постоянная ссылка
Значит вы знаете точную сумму выделенных средств, иначе откуда вам знать, что она занижена
Ответить
26 января 2023 08:24
Постоянная ссылка
Является ли участие преподавателя в каких-либо конкурсах обязательным или добровольным?
Ответить
23 августа 2023 04:25
Постоянная ссылка
Если у вас в графике не утверждено мероприятие, тогда участие - добровольное. Все что в графике - уже обязанность
Ответить
24 января 2023 18:28
Постоянная ссылка
Может ли преподаватель отказаться от стимулирующих выплат?
Ответить
25 января 2023 09:01
Постоянная ссылка
Если она предусмотрена локальными актами, то нет. Заплатить — обязанность работодателя, ч. 2 ст. 22 ТК. Ухудшать положение работника по сравнению с тем, которое гарантирует закон, запрещено, ст. 9 ТК.
Практика такова, что - отказ от права ничтожен, во всех сферах законодательства.
Ответить
26 декабря 2022 21:19
Постоянная ссылка
Коллектив детского сада, обращается с таким вопросом. Из года в год, нам перечисляют премию (Ставропольский край), но до нас она доходит полностью. Как нам быть?
Ответить
2 ноября 2022 20:56
Постоянная ссылка
У нас в школе с начала учебного года в 2022году, отменили стимулирующие, где-то ещё отменили?
Ответить
6 октября 2019 11:17
Постоянная ссылка
Здравствуйте. В нашей школе ранее был ежемесечный отчет по стимул фонду и выплаты ежемесячные. Сейчас коллектив желает отчитываться раз в год за весь год и получать ежемесячно по набранным балам за месяц. Как прописать это в положении?
Ответить
26 июня 2019 16:51
Постоянная ссылка
В нашей школе зарплата рассчитывается по нсот. В школе обучаются 96 детей. Чтобы дотянуть зарплату педагогов до мрот, решили стимулирующую часть перенести на зарплату всем поровну. Таким образом, педагоги не получают ни стимулирующих выплат, ни премий, какие бы ни были у них достижения. вопрос: правомерно ли такое решение, которое лишает педагогов стимулирующих выплат и премий?
Ответить
17 мая 2019 06:38
Постоянная ссылка
Может ли быть так, что стимулирующих выплат нет вообще? Всем работникам школы? Их нет в апреле и мае? Работа вся та же что и в предыдущих месяцах?
Ответить
3 февраля 2019 23:19
Постоянная ссылка
премиальные выплаты имеет ли право распределять в одном лице директор школы? может ли он сам определять: стимулирующие начислять или выдавать премию?
Ответить
Ваш вопрос
Отправить