Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

План проведения проверок по СОУТ и внеплановые проверки ГИТ

Проверки по СОУТ в 2024 году правомерно считать одним из важнейших направлений деятельности Государственной инспекции труда РФ. О том, каким образом проводится проверка организаций и предпринимателей на предмет исполнения требований законодательства о специальной оценке условий труда, а также что грозит тем, кто эти нормы проигнорировал, рассмотрим в статье.

Как проверить факт проведения СОУТ

На сайте Министерства труда и ГИТ проверку декларации СОУТ по ИНН организации или ИП может произвести любой желающий (в частности, сам работник). Реестр таких деклараций размещен по адресу https://declaration.rostrud.ru/declaration/index и носит открытый характер, т. е. доступен любому желающему. Для получения информации достаточно знать ИНН организации или ИП. Также можно указать регион расположения хозяйствующего субъекта.

ВАЖНО! Ознакомьтесь с новой формой декларации по СОУТ.

Плановые и внеплановые надзорные мероприятия

Практическое соблюдение требований законодательства о проведении специальной оценки проверяется Государственной инспекцией труда в ходе плановых и внеплановых проверок.

Надзорные мероприятия проводятся на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 21.07.2021 № 1230. Отметим, что действует оно до 31 декабря 2025 года, после ожидается принятие нового норматива.

Это могут быть такие мероприятия как (п. 35 Положения по постановлению № 1230):

  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Периодичность проверки как таковой специальной оценки условий труда в отношении работодателей отдельно не установлена. Соответственно, в данном случае применимы общие положения законодательства о сроках проведения контрольно-надзорных мероприятий. Следует иметь в виду, что данные положения могут закрепляться в разных нормативных актов разного уровня.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 25 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, периодичность плановых проверок зависит от категории риска, присвоенной хозяйствующему субъекту. Если это, например, чрезвычайно риск, то плановые проверки могут проводиться 1-2 раза в год (ч. 2 ст. 25 закона № 248-ФЗ). Если средний и умеренный — не менее одного в 6 лет и не более одного в 3 года (ч. 2 ст. 25 закона № 248-ФЗ). Если низкий, то плановые проверки не проводятся (ч. 5 ст. 25 закона № 248-ФЗ).

Конкретные виды контрольно-надзорных мероприятий в привязке к периодичности их проведения закрепляются Положениями о федеральном надзоре, осуществляемом тем или иным органом. В случае с Трудинспекцией это как раз Положения по постановлению № 1230. В период действия соответствующего вида Положений применяются именно они, а не нормы закона № 248-ФЗ в части определения периодичности контрольно-надзорных мероприятий.

В соответствии с п. 15 Положения, утвержденного постановлением № 1230, проводятся выездные проверки:

  • при высоком риске — 1 раз в 2 года;
  • при значительном риске — 1 раз в 3 года;
  • при среднем риске — 1 раз в 5 лет;
  • при умеренном риске — 1 раз в 6 лет.

При низком риске — не проводятся. Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к той или иной категории риска приведены к приложении к Положению по постановлению № 1230.

ВАЖНО! Что касается деятельности контрольно-надзорных органов в 2024 году, то все они обязаны выполнять предписания специального норматива — постановления Правительства России от 10.03.2022 № 336. Он устанавливает конкретные основания для 2024 г., по которым плановые мероприятия по закону № 248-ФЗ могут проводиться. Здесь приведены основания проверок, согласованных с органами прокуратуры, а также те, что не требуют такого согласования. Кроме того работодателям стоит побеспокоиться и о проверках внеплановых.

Их периодичность — в привязке к конкретным видам контрольно-надзорных мероприятий, опять же, может устанавливаться на уровне разных нормативов. Постановление № 1230 устанавливает правила в отношении внеплановых проверок Трудинспекции, дополняющие нормы закона № 248-ФЗ.

ВНИМАНИЕ! С 1 марта 2022 года работников требуется информировать об условиях и охране труда на предприятии.

В соответствии с п. 35 Положения по постановлению № 1230, только на внеплановой основе могут быть проведены:

  • инспекционный визит;
  • документарная проверка.

Узнать больше о специфике внеплановых контрольно-надзорных мероприятий вы можете из тематической публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.

Внеплановая выездная проверка Трудинспекции подлежит согласованию с прокуратурой — за исключением случаев ее проведения по пп. 3-6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 закона № 248-ФЗ (то есть, например, если работодатель допускает угрозу нанесения ущерба охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит Трудинспекции проводится в порядке, установленном ст. 70 закона № 248-ФЗ. О его проведении проверяющие могут не предупреждать работодателя (п. 40 Положений). В рамках визита — который может длиться не более одного рабочего дня, могут производиться осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование кадровых документов.

Документарная проверка проводится в порядке, определенном ст. 72 закона № 248-ФЗ. В соответствии с ней, такая проверка не согласуется с прокуратурой, может длиться до 10 рабочих дней.

Порядок проведения плановых проверок ГИТ описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и прочитайте актуальный материал.

Результаты проведения ГИТ проверок и возможная ответственность

Результаты проверки по СОУТ на основании п. 50 Положения по постановлению № 1230 (и с учетом положений ст. 87 закона № 248-ФЗ) оформляются актом, который вручается уполномоченному представителю проверяемого лица. В нем в числе прочего указываются выявленные нарушения со ссылкой на нарушенные нормы законодательства. При выявлении несоблюдения требований при проверке СОУТ работодателю выдается предписание об устранении нарушений.

За неисполнение требований к проведению специальной оценки организацию или ИП привлекут к административной ответственности. Санкция за данное деяние предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а в качестве меры ответственности может быть объявлено предупреждение или наложен административный штраф:

  • 5-10 тыс. руб. для должностных лиц;
  • тот же размер для индивидуальных предпринимателей;
  • 60−80 тыс. руб. в отношении организаций.

Узнайте больше об условиях применения санкций по ст. 5.27.1 КоАП РФ из специального материала, размещенного в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.

Привлечение к ответственности не освобождает от исполнения обязанности по проведению СОУТ.

Итоги

Проведение проверок по соблюдению  требований СОУТ осуществляется в отношении большинства рабочих мест на российских предприятиях. Нарушители выявляются при проведении плановых и внеплановых проверок Государственной инспекцией труда.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
3 декабря 2020 13:36
Постоянная ссылка
Добрый день!
Учреждением оформлен СОУТ в декабре 2014г., в реестре присутствует с указанием 2018г.
Можно ли считать СОУТ продленным на 5 лет и от какой даты?
При оформлении СОУТ не оформлены декларации, как поступить сейчас?
Ответить
3 декабря 2020 20:09
Постоянная ссылка
Вы обязаны были сдать декларацию в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. За неподачу декларации в установленный срок предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа:
на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 5000 до 10 000 рублей;
на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей.
Вам лучше провести новую спецоценку как положено.
Если у Вас остались вопросы, Вы можете задать их на форуме
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН