МСФО - отчет о прибылях и убытках и правила его формирования в отдельном стандарте не закреплены. Вместе с тем вопрос о корректном составлении по МСФО отчета о прибылях и убытках один из наиболее острых, поскольку такой отчет обязаны формировать все организации, отчитывающиеся в соответствии с нормами международных стандартов.
Что должен включать в себя отчет о прибылях и убытках и как его составить
Итоги хозяйственной деятельности компании в течение отчетного периода самым полным образом показываются в отчете о прибылях и убытках. В отличие от стандартов финансовой отчетности, используемых в России, при составлении отчета о прибылях и убытках по МСФО предполагается включение в него более подробных сведений.
В частности, стандарты требуют, чтобы в отчете были отражены следующие данные:
- доходы фирмы от продаж и иные доходы от ее основного бизнеса;
- итоги операционной деятельности предприятия;
- затраты фирмы, направленные на финансирование;
- доля финансовых результатов взаимосвязанных организаций, а также от совместного бизнеса, в котором фирма выступает одним из собственников (при этом такой совместный бизнес должен учитываться методом долевого участия);
- затраты фирмы на уплату налога на прибыль;
- финансовые итоги предприятия от основного бизнеса;
- информацию об имевших место на предприятии чрезвычайных происшествиях, а также том, как они повлияли на бизнес фирмы;
- долю меньшинства в компании;
- итоговые результаты компании в целом за отчетный период (прибыль или убыток).
Кроме того, при необходимости для наиболее полной расшифровки итогов хозяйственной деятельности в отчете о прибылях и убытках компаниям допускается отражать и иную информацию.
Бухгалтерскому подразделению организации важно иметь четкий алгоритм составления отчета. В общем виде его можно представить следующим образом:
- шаг 1: собрать и проанализировать сведения о доходах и расходах фирмы;
- шаг 2: пересмотреть градацию на группы доходов и расходов в рамках положений МСФО;
- шаг 3: осуществить необходимые корректировочные проводки;
- шаг 4: расшифровать содержимое показателя операционной прибыли фирмы в разрезе основных элементов затрат;
- шаг 5: оформить по МСФО отчет о прибылях и убытках, в котором будут детализированы все ключевые составляющие.
Какие элементы выручки в силу требований МСФО нужно отразить в отчете
На многообразие доходов и расходов фирмы оказывают значительное влияние такие факторы, как направление деятельности, характер совершаемых операций и др.
Опираясь на указанные факторы, провести универсальную градацию по конкретным группам доходов и расходов объективно невозможно.
Вместе с тем нормы МСФО содержат определенные критерии, которыми должны руководствоваться фирмы при объединении определенных доходов и расходов предприятия по группам.
В частности, по нормам МСФО в отчете о прибылях и убытках компания, как правило, показывает следующие группы доходов:
- в разрезе видов деятельности предприятия (при этом важно следить, чтобы зеркальная классификация по тем же группам осуществлялась и в отношении расходов);
Об определении выручки см. в статье «МСФО № 18 Выручка - особенности применения (нюансы)».
- отдельно прочие доходы фирмы (не от основного бизнеса);
- доходы, полученные в результате использования отдельных активов, разбитые на группы (от основных средств, по процентам);
- отдельно доходы предприятия, принесенные ранее вложенными средствами (инвестициями);
- поступления прошлых периодов;
- доходы в виде положительных курсовых разниц;
- какие-либо иные группы доходов, отвечающие критерию существенности.
Обратите внимание! Конкретный состав доходов МСФО разрешает определять составителю (бухгалтеру), основываясь на его собственном профессиональном суждении.
Оно нужно, в частности, для определения степени существенности информации, т. е. того, насколько ее отсутствие может создать у пользователя отчетности неверное представление о ситуации в компании.
Так что если бухгалтер считает, что некоторые группы доходов существенны, их следует выделить в отчете, даже если на то нет прямого указания в МСФО.
Какие расходы должны быть отражены в отчете о прибылях и убытках
При отражении расходов фирмы в отчете обязательно должны быть указаны такие составляющие, как:
- себестоимость продукции в разрезе видов деятельности фирмы (при этом обязательна привязка групп расходов к группам доходов, выделяемых организацией);
- общие и административные издержки фирмы;
- затраты, понесенные в результате операций с отдельными активами/обязательствами, разбитые на группы (к примеру, расходы по процентам, операциям с ОС);
- издержки фирмы, связанные с инвестированием средств компании;
- расходы, полученные в результате отрицательных курсовых разниц;
- иные затраты фирмы, отвечающие критерию существенности;
- расходы, понесенные в предшествующих периодах;
- расходы по налогу на прибыль.
Форма для составления отчета о прибылях и убытках
Прежде всего, компаниям следует понимать, что унифицированной формы отчета о прибылях и убытках по МСФО не существует. Соответственно, компания вольна сама выбирать способ формирования отчета.
Однако варианты, из которых может выбрать фирма, стандарты предусматривают. В частности, речь идет о группировке расходов, которая может быть осуществлена 2 способами:
- На основе характера расходов (к примеру, зарплата персонала, амортизация и т. д.). При данном варианте расходы не разбиваются на виды бизнеса, а приводятся в совокупных группах в зависимости от их правовой природы. Как правило, такой вариант применим в малых компаниях.
- На основе функций расходов (к примеру, расходы на себестоимость продукции, реализацию и т. д.). В данном ключе выделяются расходы от основного бизнеса фирмы, а также иные группы расходов. Более распространено применение такого варианта в крупных фирмах, где градация по функциям необходима, чтобы получить объективную картину происходящего на предприятии.
Как отчет о прибылях и убытках связан с отчетом о финансовом положении фирмы
В итоговой финансовой отчетности любой фирмы для проведения анализа результатов работы пользователи рассматривают прибыль предприятия. Оценивается прибыль с помощью таких ключевых составляющих, как доходы и расходы. Эти составляющие расшифровываются в отчете о прибылях и убытках.
Полученное итоговое значение прибыли/убытка показывает объективную величину доходов от бизнеса, уменьшенных на произведенные расходы.
Важно! Итоговая величина прибыли/убытка связывает отчет о прибылях и убытках и отчет о финансовом положении в компании.
Кроме того, второй показатель, связывающий данные 2 отчета, — величина налога на прибыль. Сумма к уплате на момент составления документа приводится в отчете о прибылях и убытках, а с помощью отчета о финансовом положении можно проследить взаиморасчеты с бюджетом.
О налоге на прибыль по МСФО см. в статье «МСФО № 12 Налоги на прибыль - особенности применения».
Итоги
Правильное составление отчета о прибылях и убытках по МСФО не сопряжено со значительными трудностями для бухгалтера. Важно корректно соблюдать приведенный в статье алгоритм, а также не забывать, что данный отчет важен для формирования общей картины бизнеса, которая в отчете о финансовом положении будет интересовать как владельцев, так и потенциальных инвесторов.