МСФО 26 — стандарт, посвященный вопросам учета и отчетности по формированию средств на накопление будущей пенсии. Рассмотрим особенности его применения.
Значение стандарта для РФ
Международные стандарты в РФ с 2010 года получили официальное признание (ст. 3 закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ), и теперь их правила (при условии того, что конкретный стандарт признан и опубликован в РФ) применимы в нашей стране на законодательном уровне (постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107).
Первый вариант МСФО 26 был введен в РФ в действие приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н. С 09.02.2016 его сменил текст, ставший приложением к приказу Минфина России от 28.12.2015 № 217н.
Стандарт рассматривает вопросы формирования пенсионных накоплений, включая в круг связанных с ними лиц всех участников этого процесса: работодателя, работника и организацию, получающую, сохраняющую и инвестирующую полученные средства пенсионных сбережений (актуария). В рамках существующих пенсионных программ не имеет значения, какая из организаций является получателем этих средств: специально созданный фонд или страховая компания. Но важно наличие целевого назначения их: это должны быть средства, предназначенные именно для систематического формирования пенсии по определенной пенсионной программе.
Виды программ пенсионных платежей
МСФО 26 выделяет 2 возможных вида пенсионных программ:
- С установленными взносами, когда размер платежей определяет либо работодатель, либо работник (или обе эти стороны). Работник пользуется правом контроля за поступлением средств в организацию, формирующую пенсионные накопления, а также за ростом их в результате инвестиционной деятельности актуария. Будущая пенсия зависит от величины взносов и инвестиционного дохода.
- С установленными выплатами, когда величина платежей подвергается периодической корректировке в зависимости от реального либо перспективного финансового положения работника и работодателя. Такая программа требует проведения систематической (обычно 1 раз в 3 года) оценки возможностей обеих сторон, а также периодических консультаций с организацией, накапливающей и инвестирующей полученные пенсионные средства. Размер будущей пенсии (актуарная приведенная стоимость) при этой программе зависит главным образом от величины дохода работника и количества отработанных им лет.
Допускается существование:
- спонсоров пенсии, не являющихся работодателями;
- ограничения обязанностей работодателей по обычным программам;
- программ смешанного вида, и тогда к ним применяют правила программы с установленными выплатами.
О том, от каких показателей зависит величина пенсии в РФ, читайте в статье «Как рассчитать пенсию в 2016 году (нюансы)?».
Особенности учета активов для пенсии
Стандарт предполагает, что активы, используемые актуарием для формирования пенсии, как правило, учитываются по справедливой (т. е. рыночной) стоимости. Допустимо использование:
- выкупной стоимости — для ценных бумаг с фиксированной конечной ценой выкупа;
- иной (отличной от рыночной) стоимости — для ситуаций, когда определить справедливую стоимость активов невозможно, с обязательным указанием в отчетности причины этого.
Отчетность по МСФО 26
Вне зависимости от вида применяемой пенсионной программы в отчетности по ней, составляемой актуарием, должны иметь место:
- описание принципов учетной политики, в т. ч. используемого метода оценки активов;
- данные о применяемой политике финансирования, в т. ч. инвестиционной;
- описание действующей пенсионной программы и фактически осуществленных инвестиций, в т. ч. тех из них, величина которых превышает 5% от суммы активов, доступных для выплат пенсии;
- данные об изменениях в стоимости пенсионных активов, в т. ч. обо всех поступлениях в них и обо всех произведенных пенсионных выплатах и иных расходах;
- сведения об обязательствах, имеющихся помимо выплат по пенсиям, информация о начисленных налогах и о финансовых результатах работы.
Об отчете, отражающем финансовые результаты, подробнее читайте в материале «Порядок оформления отчета о прибылях и убытках по МСФО».
По программам с установленными выплатами приводятся:
- описание сделанных для расчета будущих пенсионных выплат допущений и самой методики этого расчета;
- величина актуарной стоимости пенсионных выплат (будущих пенсионных платежей), рассчитанная либо от текущих, либо от прогнозируемых уровней зарплаты, с разбивкой их на уже осуществляемые платежи и на будущие выплаты.
Описание используемой пенсионной программы может присутствовать в виде отдельного отчета. При этом все виды отчетности допускают наличие в них ссылок на другие доступные источники информации о деятельности актуария.
Итоги
Отчетность, составляемая в отношении формирования средств на накопление будущей пенсии, должна не только содержать сведения в части движения денежных средств, формирующих отчетные показатели, но и детально раскрывать принципы применяемой актуарием политики.