Specific (конкретная)
Описание цели должно быть составлено таким образом, чтобы можно было предотвратить риски неправильной ее интерпретации. Например, формулировка «купить жилье» не соответствует данному требованию. Нужно описать подробно, какими именно характеристиками и параметрами должна обладать недвижимость, каким образом и где планируется ее приобрести. Чем детальнее описана цель, тем более конкретной она является. Например, «Я хочу приобрести двухкомнатную квартиру площадью не меньше 50 м², расположенную не ниже седьмого этажа, в новостройке».
При описании цели рекомендуется ответить на такие вопросы:
- какой конкретно результат необходимо получить?
- как более детально конкретизировать цель?
- какие нюансы имеют первоочередное значение?
- какой результат считается нежелательным?
- кто может быть вовлечен в процесс достижения цели?
Measurable (измеримая)
Нужно найти способ, с помощью которого можно установить факт достижения или недостижения цели. Например, о положительном результате в случае покупки квартиры могут свидетельствовать такие факторы:
- заключение договора долевого участия;
- получение ключей от жилого помещения;
- погашение задолженности по ипотеке и т. д.
Потребуется ответить на такие вопросы:
- каким образом можно понять, удалось ли действительно достичь поставленной цели?
- как можно измерить прогресс на пути выполнения задач?
Achievable (достижимая)
Цель должна быть реально реализуемой. Например, жителям небольших населенных пунктов, имеющим ограниченный доход, не следует планировать покупку элитного жилья в столице или крупном городе.
Нужно ответить на такие вопросы:
- существуют ли перспективы достижения поставленной цели?
- достаточно ли имеющегося опыта и ресурсов для выполнения задач?
- какие преграды могут возникнуть на пути к достижению цели?
Relevant (значимая)
Результат должен быть связан с определенными выгодами. Если поставленная задача заключается в приобретении квартиры, польза от достижения цели очевидна. Но иногда задуманное на самом деле не имеет большого значения для конкретного человека. Решение может быть принято импульсивно. Идея может возникнуть под влиянием чужого мнения. В таком случае достижение цели связано с бесполезными тратами средств и ресурсов.
Необходимо ответить на такие вопросы:
- какую выгоду удастся получить по результату?
- по какой причине возникла необходимость в достижении поставленной цели?
- каким образом можно понять, что результат получен, если он не выражается в физической форме?
- не противоречит ли поставленная цель другим существующим задачам?
Внимание! Последний вопрос имеет особо важное значение. Некоторые люди ставят перед собой несколько целей, которые противоречат друг другу. Например, может возникнуть желание проводить больше времени в кругу семьи, но при этом получить повышение по службе. Данные цели противоречат друг другу. Поэтому может возникнуть необходимость выбора одной из них.
Time bound (ограниченная во времени)
Необходимо определить сроки достижения цели. Задача не должна заключаться в том, чтобы приобрести квартиру когда-нибудь. При отсутствии ограничений по срокам возникают риски уклонения от принятия важных решений и совершения активных действий. В таком случае достижение цели будет постоянно переноситься на более позднее время.
Потребуется задать себе такие вопросы:
- какой дедлайн является оптимальным?
- на сколько этапов можно разбить процесс достижения цели?
Когда процесс разбивается на этапы, он становится более понятным. Допустим, руководитель планирует увеличить объемы прибыли компании на 30 % к концу года. На первом этапе нужно изучить потребности целевой аудитории. Затем можно переходить к процедуре формирования стратегии и к ее реализации.
Еще умнее
Со временем в методику SMART были внесены доработки. К аббревиатуре были добавлены буквы E и R. В результате была получена комбинация символов SMARTER. В переводе с английского языка данная аббревиатура расшифровывается как «умнее».
Последние две буквы означают Evaluate (Оценка) и Re-adjust (Корректировка). Согласно внесенным изменениям в методику, теперь нужно постоянно отслеживать прогресс, оценивать его и при необходимости корректировать план действий. Такой подход позволяет своевременно выявлять проблемы и совершенствовать алгоритм достижения цели, если существует такая потребность.
Как использовать метод SMART
На начальном этапе деятельности рекомендуется подходить к инвестированию постепенно. На старте лучше поставить перед собой несколько задач. Они должны быть простыми и легко выполнимыми. Впоследствии эти задачи могут стать частью одной глобальной цели. Разделение последней на небольшие компоненты упрощает ее выполнение.
Если в процессе оценки рисков и управления ими возникают затруднения, рекомендуется начать работу с использования более простых инвестиционных инструментов. Это могут быть ПИФы или ОФЗ. Они более понятны в использовании, а вложения в них связаны с меньшими рисками.
Внимание! Рекомендуется периодически пересматривать поставленные цели. Жизненная ситуация может меняться. Цели должны соответствовать текущей реальности.
В процессе финансового планирования нужно учитывать инфляцию. Под ее воздействием деньги постепенно обесцениваются и утрачивают покупательскую способность.
Следует также помнить, что достижение долгосрочных целей связано с затратами времени. Данный процесс требует от инвестора терпения. Важно уметь сохранять спокойствие и неуклонно следовать выбранной стратегии. Не рекомендуется отклоняться от намеченного курса даже в условиях рыночной непредсказуемости.
Метод SMART не работает, что делать?
При использовании системы SMART инвесторы часто допускают такие ошибки:
- Завышенные ожидания. При постановке целей нужно учитывать реалистичные сроки их достижения, а также эффективность имеющихся в наличии инструментов для выполнения поставленных задач.
- Отсутствие гибкости. В процессе достижения долгосрочных целей могут меняться условия. Например, может уменьшиться размер бюджета. Поставленные цели могут утратить свою актуальность и реалистичность. В некоторых обстоятельствах может возникнуть необходимость отказа от одной из них. Чем быстрее удастся выявить данные изменения, тем с большей вероятностью получится избежать бесполезных трат средств и ресурсов.
- Отсутствие мотивации. Чтобы возникло желание совершать действия для достижения цели, нужно осознавать, какие выгоды это может принести.
- Много разных целей в одной. Выполнение сложной задачи может оказаться непосильным для начинающего инвестора. В таком случае рекомендуется разбить цель на компоненты и двигаться на пути ее достижения поэтапно.
- Нереалистичные сроки. При определении периода достижения цели рекомендуется предусмотреть дополнительное время на случай возникновения форс-мажорных ситуаций.
Правильно поставленные цели по системе SMART значительно увеличивают шансы на получение положительного результата. Данную методику можно применять не только в сфере инвестиций, но и в бизнесе, и для решения личных финансовых вопросов.