Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Преференции по 223-ФЗ

Преференции по 223-ФЗ предоставляются определенным товарам, работам и услугам российского происхождения. Это положение закреплено на уровне федерального законодательства РФ. Далее рассказываем, на основании чего предоставляется приоритет товарам или услугам (работам), какие преференции предоставляются с 1 января 2025 года, на каких условиях преимущества предоставляют самозанятым (кроме ИП), а также руководителям малого и среднего бизнеса.

Порядок предоставления приоритета

Преференции по 223-ФЗ Правительство Российской Федерации на основании закона № 223-ФЗ установило для определенных работ, товаров и услуг. Это своеобразный приоритет. Главное условие — продукция должна быть выпущена российскими предприятиями, работы и услуги должны оказываться и выполняться гражданами и компаниями из России.

Это правило также прописано в правительственном постановлении № 925. В дополнение там установлен минимальный объем закупок российских товаров или выполняемых лицами из РФ работ, оказываемых ими услуг.

Рассмотрим подробнее, как выглядит порядок предоставления приоритета. Прежде всего проводится конкурентная закупка. Согласно общеустановленным правилам, это 15% от цены, которую предлагает участник. Исключением является закупка интеллектуальных систем учета э/э (иных систем управления электросетевым хозяйством), радиоэлектронной продукции, программного обеспечения, которое является важным элементом для системы учета энергии. В подобной ситуации приоритет предоставляется в размере 30%.

При закупке программного обеспечения по 223-ФЗ действует еще ряд федеральных ограничений, некоторые из них - с 2025 года. Подробнее о них можно узнать в "КонсультантПлюс". Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.

Страна происхождения произведенного товара определяется заказчиком в соответствии с главной информацией, которую участник прописывает в своей заявке.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы принять участие в конкурентной закупке, в документы необходимо в обязательном порядке внести наименование страны, которая произвела товар. Подтверждающие документы здесь не нужны, вполне достаточно того, что участник это укажет в заявке.

Принадлежность определенного участника к тому или иному государству определяется на основании регистрационных документов. Если участником является физическое лицо, то в качестве основания выступают документы, удостоверяющие личность (например, паспорт).

Процесс предоставления приоритета в соответствии с ПП 925 о преференциях (по 223-ФЗ) может осуществляться разными способами. Всё зависит от предмета закупки и от ее способа.

Приоритет при аукционе

Если проводится аукцион или иной вариант закупки, где от участников требуется пошагово снижать стоимость, то цена у победителя, с которым заключается договор, снижается на 30%. Такое возможно в том случае, если он предлагает интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством, радиоэлектронную продукцию из реестра и (или) являющееся компонентом данных систем программное обеспечение из Единого реестра российских программ для ЭВМ (баз данных), и победитель предложил товары, отсутствующие в этих реестрах.

На 15% цена снижается, если закупаются все другие товары, услуги или работы, а также если победитель предложил товары иностранного происхождения.

Если цена по какой-то причине была снижена до нуля и были осуществлены торги на право заключать договор, то победитель, который предлагает иностранный товар или какую-либо услугу (работу) с привлечением граждан других стран, или товар, отсутствующий в указанных выше реестрах, автоматически заплатит больше на 15% или на 30%. Это зависит от того, какую продукцию, услуги или работу он предлагает.

Приоритет при конкурсе

Если закупка проводится в виде конкурса, в котором победитель выбирается согласно проведенной тщательной оценке всех заявок, а также когда им признается лицо, которое предложило наиболее низкую цену, стоимость снижается на 30% в случае закупки товаров, которые входят в вышеуказанные реестры как стратегически важные для РФ (радиоэлектронная продукция и др.), и на 15%, если предложен товар российского происхождения (услуги и работы будут выполняться российскими лицами), не относящийся к одной из перечисленных выше категорий.

В результате подобных закупок договор заключается по той цене, которую предлагает победитель. Стоит отметить, что перечисленные выше правила не распространяются на следующие ситуации:

  • была подана только одна заявка, так как до этого момента закупка по какой-то причине не состоялась;
  • все заявки предлагают только иностранную или только российскую продукцию;
  • заявка участников аукциона содержит предложение поставить иностранную или российскую продукцию, при этом стоимость российских товаров, работ, услуг, выполняемых/оказываемых российскими лицами, составляет ровно 50% стоимости всех предложенных данным участником товаров, услуг, работ (в случае заявки участников конкурса ­ аналогично).

Для того чтобы предоставить необходимый приоритет в соответствии с ПП 925 о преференциях (по 223-ФЗ), в положение и документацию об осуществлении закупки необходимо в полном объеме включить сведения, приведенные в п. 5 постановления Правительства РФ № 925.

Причем, если одному из участников предоставлен приоритет, в ходе реализации договора нельзя менять страну происхождения товара. Исключением является ситуации, когда иностранный товар меняется на продукцию из тех стран, которые входят в ЕАЭС. Но здесь важным условием является то, что характеристики новой продукции по качеству должны быть не хуже тех товаров, которые были изначально указаны в договоре.

Минимальная доля закупок

На сегодняшний день Правительство России установило минимальную долю закупок российских товаров. Определяется она в процентах от общего объема закупаемых товаров, услуг или работ какого-то конкретного вида и в конкретном отчетном году.

Товарами российского происхождения признается та российская продукция, которая включена в один из представленных ниже реестров:

  • Евразийский реестр промышленных товаров;
  • Единый реестр радиоэлектронной продукции;
  • Реестр промышленной продукции.

При расчете квоты минимальная доля закупок российских товаров по конкретному коду ОКПД 2 должна быть показателем, который определяется как минимально допустимое соотношение их стоимости в отчетном году к общей цене товаров по данному коду, которые были поставлены в таком году.

Пример:

Заказчик в отчетном году хочет закупить 10 видеокамер, изготовленных в РФ. Каждая из них стоит 30 000 рублей. Минимальная доля закупки данного товара, по ПП № 2013, составляет 70%.

Всего стоимость видеокамер = 300 000 рублей (10 шт. × 30 000).

Минимальная доля = 70% × 300 000 = 210 000 рублей. То есть заказчик по закону обязан закупить видеокамеры российского происхождения на сумму не менее 210 000 рублей.

Следует предусмотреть в положении о закупке особенности проведения закупок, направленных на достижение минимальной доли. При этом нужно учесть, что для российских товаров установлен только приоритет над зарубежными — запрещать или ограничивать допуск иностранной продукции нельзя.

Какие преференции будут предоставляться в 2025 году

В отношении работ, услуг и товаров иностранного происхождения, согласно общим правилам, действует особый национальный режим. Здесь подразумевается, что они находятся в равных условиях с российскими услугами, работами и товарами. Одновременно с этим в 223-ФЗ указаны следующие важные моменты, которые вправе применить (установить) Правительство РФ:

  1. Обязательная минимальная доля закупок товаров российских производителей.
  2. Преимущества по отношению к российским товарам, работам и услугам.
  3. Ограничения (запрет) на закупки товаров, работ и услуг иностранного происхождения.

При закупке промышленной продукции, по отношению к которой приняты перечисленные выше меры, могут действовать определенные исключения. Например, эта ситуация, когда окончательное предложение или заявка о поставке российских товаров приравнивается к заявке, где предлагается поставка иностранной продукции. Это допустимо в том случае, если была признана или подана другая соответствующая заявка, в которой к поставке предлагается российский товар, соответствующий критериям промышленной продукции РФ в наибольшей степени.

В случае с закупкой лекарственных препаратов и различных медицинских изделий Правительство РФ имеет право установить особенности применения индивидуальных вышеуказанных трех ограничительных мер. Это можно сделать до конца 2025 года.

Если преимущества, ограничения или запрет распространяются на закупаемые товары, услуги или работы, информация такого рода должна быть прописана в извещении о конкурентной закупке. Правительство более подробно установит перечень документов и информацию, которая будет подтверждать иностранное происхождение товаров (в целях 223-ФЗ).

ВАЖНО! До 1 января 2025 года положение о закупке нужно привести в соответствие с новыми законодательными требованиями. В частности, необходимо утвердить обновленное положение и разместить его в ЕИС. Пренебрежение этим правилом приведет к тому, что на указанную дату оно будет считаться не размещенным. Ту же самую процедуру необходимо провести до 1 декабря 2024 года, если составляются типовые положения о закупках.

Правила установления запрета и ограничений на закупку

Если на закупку иностранных товаров установлен запрет, а также если он распространяется на выполняемые иностранными лицами работы и услуги, то не допускается осуществление следующих действий:

  • замена товара при реализации договора на иностранный запрещенный товар;
  • заключение соглашения на поставку подобной продукции;
  • перемена исполнителя или подрядчика, с которым заключен договор, на зарубежное лицо с регистрацией в иностранном государстве, в отношении которого введен запрет;
  • заключение договора с иностранным лицом на оказание такой услуги (выполнение работы).

Если на закупку установлены определенные ограничения, то не допускается заключать договор о поставке иностранной продукции в том случае, если была подана заявка, где предлагается к поставке товар исключительно российского происхождения. Также нельзя осуществлять при реализации условий договора, заключенного на поставку российского товара, замену товара на иностранную продукцию, в отношении которой установлено ограничение.

Запрещено также менять российского исполнителя или подрядчика на иностранное лицо (в отношении которого введено ограничение). Кроме того, нельзя заключать с иностранцами договоры, если была подана и правильно оформлена заявка российского лица.

Правила при установлении преимуществ

При установлении преференций по 223-ФЗ по отношению к российским товарам, услугам или работам необходимо принимать во внимание несколько важных аспектов. В первую очередь, требуется обратить внимание на то, что при сопоставлении заявок, при их оценке ценовое предложение, как правило, снижается на 15% или увеличивается на такой же процент (при подаче предложения о размере платы за оформление договора). Это актуально, если участник предлагает товар исключительно российского происхождения или в случае закупке услуг (работ) участник представляет собой российское лицо. Второй момент, это то, что договор с ним заключается по цене без принятия во внимание установленного процентного уменьшения (увеличения) его ценового предложения.

Если договор заключается с российским лицом, менять исполнителя или подрядчика на иностранное лицо нельзя. Если договор предусматривает поставку российской продукции, менять ее на товар иностранного происхождения недопустимо.

Предоставление преимуществ среднему и малому бизнесу

Согласно современному законодательству РФ, определенное количество заказчиков должны осуществлять у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) установленный объем закупок. При этом положение, прописанное в законе № 223-ФЗ и касающееся участия СМСП в закупках, также распространяется и на самозанятых (но на индивидуальных предпринимателей на самозанятости это не распространяется). Проводить закупки подобного характера должны все без исключения заказчики. Исключением являются заказчики, которые сами являются представителями среднего и малого бизнеса. На них ПП № 1352 не распространяется.

Очень важно определить объем закупок, который требуется произвести у представителей среднего и малого бизнеса, чтобы получить требуемые преференции по 223-ФЗ. За год необходимо осуществить закупку на сумму как минимум 25% от всего годового стоимостного объема договоров, оформленных по итогам закупок. Не меньше 20% от годового объема нужно заключить непосредственно в результате процедур, к которым были допущены только СМСП. В этом случае также есть определенные исключения. Требования не применяются по отношению к заказчикам, которые осуществляют закупки по правительственному постановлению от 06.03.2022 № 301. Все остальные договоры, которые принимаются во внимание при подсчете общего объема закупок у СМСП, разрешается заключать любым способом, предусмотренным индивидуальным официальным положением о закупке. Также можно исполнять договора с субподрядчиками, которые относятся к СМСП.

Для того чтобы рассчитать объем закупок в правильном соотношении, не нужно учитывать закупки, которые касаются товаров или услуг, произведенных (осуществленных) отдельными государственными компаниями, в соответствии с п. 7 Положения об особенностях участиях СМСП из ПП № 1352.

Также чтобы не ошибиться с расчетами, необходимо учитывать объем закупок у СМСП и постоянно контролировать его на протяжении всего года. В конце отчетного периода будет составляться отчет, где потребуется отразить весь выполненный по факту объем закупок у представителей этого бизнеса. При этом фактический объем закупок определяется исключительно по заключенным официальным договорам. Что касается тех договоров, где сроки исполнения составляют больше года, принимаются во внимание те соглашения, оплата по которым прошла в текущем отчетном году.

Порядок проведения закупки у СМСП

Для того чтобы определиться со способом закупки, требуется установить, будет ли она проводиться исключительно с СМСП или в ней будут участвовать другие лица. Для этого необходимо разработать и разместить на своем сайте, а также в ЕИС перечень закупаемых у СМСП услуг или товаров (работ). Приобретать их разрешается у любых лиц, в том числе и у тех, которые не относятся к категории СМСП. Составляя подобный перечень, необходимо опираться на требуемый объем закупок, учитывая некоторые дополнительные правила:

  • Если начальная (максимальная) цена (НМЦ) договора составляет не более 200 млн рублей, вы обязаны проводить закупку товаров, работ, услуг (ТРУ) из перечня только среди СМСП.
  • Когда НМЦ договора составляет от 200 до 800 млн рублей, то можно провести закупку ТРУ из перечня только среди СМСП.
  • Если закупку осуществляется на сумму свыше 800 млн рублей, то проводить ее только среди СМСП запрещено.

Конкурентные закупки проводятся в электронном формате только на специальных площадках, где операторы отбираются российским правительством. Ссылки на подобные платформы можно найти на главной странице официального сайта ЕИС. Если в индивидуальном положении по закупкам не определена конкретная площадка, можно выбрать любую из представленных в перечне, оператор которой отобран Правительством России.

Конкурентная закупка проводится с учетом установленных положением правил. Проводить ее можно в электронной форме одним из классических способов. Это могут быть запрос предложения, запрос котировок, аукцион и конкурс.

Что касается неконкурентной закупки, которая проводится среди СМСП, то ее необходимо осуществлять в строгом соответствии с правилами, установленными положением о закупке, чтобы получить преференции по 223-ФЗ. Например, есть возможность проводить подобную процедуру на специальной площадке по принципу «электронного магазина». Главное — учитывать все требования, прописанные в законодательстве РФ об участии СМСП в современных закупках, а именно п. 20(1) Положения об особенностях участиях СМСП из ПП № 1352.

Для того чтобы достигнуть необходимого годового объема тех закупок, в которых участвует исключительно СМСП, можно использовать несколько методов:

  • неконкурентные закупки, предназначенные для СМСП, где могут участвовать несколько кандидатов;
  • неконкурентные закупки по принципу «электронного магазина»;
  • электронные конкурентные закупки.

При проведении неконкурентной закупки должны быть соблюдены сроки заключения договора. Этот срок не должен превышать 20 дней с даты, когда заказчик принял решение заключить официальное соглашение. Исключением являются те ситуации, когда для заключения договора требуется получить одобрение от одного из органов управления заказчика. Еще одной ситуацией, когда можно нарушить установленные сроки, является обжалование произведенной закупки в антимонопольном органе или через суд. В подобных ситуациях 20-дневный срок отсчитывается с даты вступления в силу официального решения ФАС России (суда), которым предусмотрено заключение договора.

Если в закупке участвуют физические лица, ее можно проводить любым способом, установленным положением о закупке.

Что касается сроков оплаты по договору, заключенному с СМСП, то он должен быть не более 7 рабочих дней с той даты, когда заказчик подписал документ относительно приемки товаров, работ или услуг по договору. При этом важным условием является то, что все соответствующие требования необходимо в обязательном порядке включить в проект договора и в другие документы, касающиеся закупки.

Предоставление преимущества самозанятым

Самозанятым, то есть физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей, которые ведут свою деятельность на самозанятости и уплачивают специальный налог на профессиональный доход, предоставляются преференции по 223-ФЗ при участии в закупках, которые проводятся среди СМСП. Все положения, прописанные в постановлении № 1352, применяются по отношению к самозанятым, но с принятием во внимание некоторых особенностей.

В первую очередь необходимо проверить статус самозанятого. Для этого на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ должна быть соответствующая информация. От исполнителя или подрядчика нельзя требовать предоставления документов и информацию, которая свидетельствует о постановке на налоговый учет.

Если закупка осуществляется на основании подп. «б» или подп. «в» п. 4 Положения об особенностях участиях СМСП из ПП № 1352 и если на сайте Федеральной налоговой службы нет информации относительно того, что физлицом уплачивается налог на профессиональный доход (то есть он является плательщиком НПД), то нужно отказать претенденту в возможности принятия участия в закупке. Также нельзя заключать с ним договор.

Итоги

При закупках, которые осуществляются по федеральному закону № 223, по отношению к определенным услугам, работам или товарам установлен приоритет. Речь идет о продукции и работах российского происхождения. В конкурентных закупках российские товары и услуги, перед иностранными аналогичными товарами имеют преимущество в цене. Для предоставления подобных преференций по 223-ФЗ заказчики в документы по закупке должны внести соответствующие условия.

Также определенные преимущества предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства. Более того, некоторые заказчики часть своих закупок обязаны проводить непосредственно среди подобных компаний и организаций.

Также предоставляются преимущества и самозанятым — физическим лицам (не ИП), которые уплачивают налог на профессиональный доход. Им разрешено участвовать в закупках, которые проводятся среди СМСП.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН